Лесная царевна

 Давно это было... Сказывают старики: там, где сейчас село Волково, был густой лес. В том лесу в  небольшой усадьбе  жил лесник дед Егор, а с ним его малолетняя внучка Настёна, сиротинушка. Жили небогато, вели хозяйство, из леса редко выходили. И прошёл слух, что эта Настёна привечает всех зверей и птиц, и даже знает их язык. Правда или нет, но прозвали девчонку лесной царевной и даже немного сторонились: кто знает, может ведьма или вообще навка, а не человек. А как подросла сиротка и в пору вошла — похорошела, расцвела. Сама что птичка-невеличка, а весёлая и певунья, и работящая, и умелица. И молодцам нравится, а боязно: как глянет серыми глазищами- прямо в душу заглядывает. Да и в деревеньке редко бывала, посиделки не посещала, хороводы не водила. Да и что сказать: точно лесная царевна.
 
 Но вот в другой год всполошилась вся округа: появилась в лесу стая волков. Нет, не разбойничала, на скот и людей не нападала, а всё ж страшно — волки! А тут ещё приехал молодой воевода, князь Васильчиков. Объезжал свои владения и себя подданным представлял, дабы знали, кто хозяин в губернии. Узнал про стаю волков — загорелся: отрядить охоту! Барин приказал, так тому и быть. И началось в лесу великое побоище. Народу нагнали столько, что больше друг другу мешали, чем дело делали.
Услышала Настенька шум да стрельбу, вышла на крылечко и видит: выбежал из леса волк и несётся прямо к избушке.
Подбежал, задыхаючись, в глаза девушке глянул взглядом человеческим... Настя калитку открыла, помогла волку пробраться из последних сил в сараюшку, уложила в угол да соломкой прикрыла. А сама за метлу и все следы замела, а сама и в дом. А тут свора собак с лаем, за ними охотники на конях, впереди молодой князь. Подлетели к усадьбе, такой тарарам устроили. Настёна вышла на шум да с ружьишком. Встала на крыльце и спрашивает:
     - Кто вы люди добрые? Куда путь ведёте? В гости ли или мимоходом?
Увидал князь девицу, подбоченился, приосанился: хоть и невеличка да пригожа, а и смелая и дерзкая.
     - Мы охотники, устроили облаву на волчью стаю. Всех побили, а один вырвался, в лес убежал, собаки наши по следу вывели к дому твоему. Может видала серого, куда прыснул?
Гомон ваш слышала, а волков здесь отродясь не видывала. Да и какой волк посмеет сюда приблизиться? У меня мой пёс Малыш любого в клочья раздерёт, а кот Баюн глаза выцарапает, да и стреляю метко!
 И ружьишко приподняла. Глянули мужики: а у крыльца пёс громадный — шерсть дыбом, ощерился. Собаки и те присмирели, хвосты поджали и задом-задом за охотников и попрятались. А на крыльце котяра чёрный глаза выпучил, хвост распушил и так зевнул — ну и пасть. Да и девчонка, видать, не промах — ружьишко не богатое, но всё ж ружьё.
И говорит егерь:
Пресветлый князь! Да и правда, кто сюда сунется? А волчара, поди, уже далеко убежал. Да и не возвернётся — один остался. Поехали, устали — а там уж нас и банька ожидает!
 Послушался князь служаку, вздыбил коня, хлестнул да и умчался прочь со всей своей свитой.
Отдышалась Настенька и в сарай. А волк уже отдохнул, согрелся, но совсем не страшный. Рукой его позвала и в избу. Хлебово налила, костей добавила. Волк поел и растянулся во всю ширь. А девица рядом присела, по голове гладит — волк и глаза от ласки той закрыл. И не заметила Настя как сама и задремала.
И снится странный сон: и не волк это, а добрый молодец. Высокий, статный, красивый. Поднял её на руки, на лежанку отнёс, слова дивные на ушко шепчет, ласкает. Миловались всю ночь. А проснулась — батюшки- светы: за окном уж день! Огляделась. Чудеса да и только! Огонь горит, каша в печке томится. Кот развалился и ухом не ведёт.  В сенях бадейки полны водицей. Двор и дорожки вычищены да подметены. Дрова переколоты и уложены. И пёс Малыш играючи хвостом крутит и прыгает вокруг хозяюшки.
Долго сказка молвится, а время птицей мчится. Сидит Настенька на крылечке, рубашёночку сыночку шьёт, а мальчонка рядышком с котом играет. Откуда ни возьмись — волк из леса, перепрыгнул через ограду и перед крыльцом распластался.
Маменька! Это волк? - говорил малыш.
Встала Настенька во весь рост, зарделась, засмущалась и говорит:
 Нет, Егорушка! То не волк, а отец твой родный! Только сказала такие слова, а перед ней стоит молодец. Поклонился в пояс.
       -  Спасибо тебе, моя любимая, что признала меня, не отказываешься. И тем заклятие снимаешь. Прости, что оставил тебя в ту зиму одну. Должен был я вернутся в свою вотчину, восстановить кров родовой. Семья наша -  оборотни, жили тихо и спокойно, никому не мешали. Но напали на нас вороги в наше отсутствие, замок пожгли, детей поубивали, а мы не успели. Малая часть в волков обратилась и  в ваши леса спаслась. А и здесь  попали из огня да в полымя. Только я и сумел вырваться из засады, а ты меня спасла, не выдала, пригрела. Полюбил я тебя всем сердцем, да не мог остаться. Только и без тебя мне жизни нет. Вот и решай: согласна ли стать женой оборотня?
Что ответила Настёна — никому неведомо. Только с тех пор разрослось семейство Волковых — деревеньку обосновали: место-то благодатное. Так постепенно и село появилось, и название так и осталось.
Когда это было, уж никто и не вспомнит. Только бабы и девки сказывали, что видали в лесу вроде волки бегали, а глянут — то  парни с девицами прогуливаются, в салки играют. Но кто верит этим россказням.


Рецензии