Дедушка Матвей

В селе Тарасовка,  Богодуховского уезда, Харьковской губернии,  4 июля 1909 года появился на свет мальчик, которого назвали Матвей. Это мой дедушка по папиной линии  - Пахомов Матвей Иванович.
Семья Пахомовых  жила в достатке, и хотя ртов в семье было немало, но хлеба всем хватало. С завистью смотрели близкие родственники на безбедную жизнь Пахомовых, им хотелось получить хотя бы клочок наследства. Потому особой дружбы между роднёй не было. Времена тогда были тяжёлые. В обществе было неспокойно, революционные идеи распространялись повсюду. В октябре 1917 года в стране произошёл  переворот. Вплоть  до 1919 года  жили впроголодь, попросту перебивались,  как могли.   Матвею было всего десять лет, а он работал летом от зари и до темна: ухаживал за скотом, косил  вместе с отцом сено, помогал матери в огороде.  В семье Пахомовых умели работать с удовольствием. Трудолюбие всегда приносит плоды.  Семья уже не голодала, на столе всегда были борщ  и свежий хлеб. Матвей с нетерпением ждал,  когда мать достанет из печи каравай ароматного хлеба. Отламывал большой кусок, натирал его чесноком и посыпал солью. Казалось, что ничего вкуснее и не бывает.
В 1928 году началась коллективизация, а Матвея как раз  призвали  в Армию,  и до 1930 года он служил на Дальнем Востоке, где выучился на шофёра.  По окончании службы возмужавший парень вернулся домой и вскоре женился на Шелеповой Лукерье Ивановне 1908 года рождения. Молодая семья поселилась в селе Крамчанка.  В 1930 году в семье появилась русая, веснушчатая девчушка Аня. Лукерья была из богатой семьи, и чтобы спастись от раскулачивания Матвей снова идёт служить в Армию. Семью красноармейца не трогали. Прослужил он в городе Ахтырке ещё 2 года: с 1932 по 1934 год.
 В 1936 году родился у них мальчик Вася. В декабре 1938 года на свет появился ещё один мальчик, которого назвали Колей, это мой папа. В 1941 году  ждали девочку, а родился ещё один  мальчик, дали ему имя Ваня. 22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз, началась Великая Отечественная война. Кормилец семьи, оставив  четверых детей на руках у Луши, отправился добровольцем на войну.
Стал Матвей боевым шофёром,  на американской машине возил генерала. По фронтовым дорогам проехал до самого Берлина и в 1945 году с победой вернулся домой.  Не передать словами, как ждали его возвращения  дети и жена. Какое это было счастье, что Матвей вернулся живым и здоровым. Многих погубила война.
Началась мирная трудовая жизнь. Матвей работал в колхозе шофёром.  Семьи, в которых мужчины вернулись с войны, жили богаче, а в тех семьях, где мужья погибли или пропали без вести, ещё года три голодали.
В 1947 году в семье Пахомовых  появился Витя.  Мать и отец были вымотаны военным лихолетьем, потому мальчик родился слабеньким и прожил недолго, всего 1 год и 15 дней.
В 1950 году родилась девочка Лида, здоровая, крепкая, сбитенькая, а ещё через три года,  в 1953 году, на свет появилась девочка Рая.
Прошло восемь лет с тех пор, как отгремели последние залпы, а война не отпускала. Однажды Вася, Коля и Ваня решили отправиться на рыбалку. Через дорогу от их дома было колхозное поле, где мальчишки хотели накопать червей для наживки. Трактор в этот момент перепахивал стерню и выпахал немецкую мину. Тракторист её не видел, зато мальчишки так обрадовались неожиданной находке… Притащили мину домой, достали долото и молоток. Коля  пошёл в дом посмотреть за спящей Раей,  и только он ступил на порог, как грянул взрыв. Васе выбило глаза, Ване – нижнюю челюсть, А Коле лишь слегка подробило спину. Так в семью Пахомовых неожиданно вернулась война. С 1 сентября  Вася  стал учиться  в школе-интернате для слепых детей  в городе Днепропетровске.  Ваня дожил до 20 лет и умер. Протезы в то время не делали,  каждый приём пищи для него был мучением. Николай в 1959 году  женился и в 1960 году у него родился первенец Володя.  Осталось старое фото, на котором Николай Матвеевич с маленьким  сыном на руках  стоит у гроба брата Ивана.
Я родилась в 1962 году. Помню моего дедушку высоким и плечистым мужчиной.  Ростом он был выше 190 см. С чрезвычайной  добротой относился он ко мне, хотя все его знали как человека очень строгого. Нередко брал меня дедушка с собой в Днепропетровск. Мы ездили к дяде Васе. В интернате  он  познакомился с хорошей девушкой  Любой.  После перенесённого гриппа она практически ничего не видела, вирус поразил зрительный нерв. В семье родился сын Саша, мой двоюродный брат. Представляю, как тяжело им было растить малыша, но они  со всеми проблемами справлялись сами. Дедушка два раза в год наведывался к ним  в гости, привозил гостинцы со своего хозяйства.
Мне было пять лет, когда дедушка взял  меня с собой в Днепропетровск. Мама нарядила меня в  красивое кремовое платье, белые колготы, а дедушка купил мне белые сандалии. Мы приехали в город Харьков. Железнодорожный вокзал  представляет собой огромное здание, его размеры просто поразили воображение маленькой девочки. Дедушка купил мне мороженое и забавную игрушку: курочку с цыплятами, которые клюют зёрнышки. Как я радовалась новой игрушке… Сели мы в поезд Харьков - Днепропетровск и  отправились в гости. За окном мелькали удивительные картины. Я обводила на оконном стекле контуры мелькающих деревьев.
По приезду в Днепропетровск мы сели в троллейбус.  Дядя Вася жил на улице Шолом – Алейхема. Дом, в котором жили наши родственники,  был пятиэтажным, серым. Жила семья на третьем этаже. Мой двоюродный брат Саша  вынес на  балкон  свою любимую игрушку – подъёмный кран. В семь лет он уже умел писать и спускал своим друзьям записки. Мне было интересно это наблюдать. Сама же я пользовалась огромным успехом у друзей тёти Любы и дяди Васи, поскольку у меня был хороший детский голосок. Мамина старшая сестра тётя Лида  научила меня петь потешные частушки.  Дедушка ставил меня на табурет и я, важно задирая голову вверх,  и вытягивая шею, звонко пела частушки. Слепые зрители приходили в восторг от моего таланта. Подруга тёти Любы подарила  мне красивый альбом с атласной ленточкой. Ах, какой он был  чудесный, я целый вечер не выпускала его из рук.
Утром мы отправились с дедушкой  на прогулку.  Дорога проходила мимо ЗАГСа.  Тронулся свадебный кортеж. С машины отвалился красивый букет искусственных цветов. Я не могла упустить этот момент,  шустро выскочила на дорогу между движущимися машинами  и подняла букет. Водитель просто чудом сумел затормозить. Ох, и напугался же мой дедушка… Букет  я  привезла домой,  и эту забавную историю, чуть было не закончившуюся трагически,  в нашей семье знали все.
Был  дедушка замечательным охотником. Ещё бы, войну прошёл. Из  его охотничьих трофеев нам нередко доставалась зайчатина, гусятина и мясо дикого кабана.
Пахомов Матвей Иванович умер в 1979 году. К тому времени все его дети обзавелись семьями. Жена пережила его ровно на десять лет и умерла в 1989 году.


Рецензии