Ислам и монументальность в историческом сознании

Стремление к монументальности и его неразрывная связь с религией - это актуальная реальность, игнорировать которую - значит игнорировать не только прошлое, но и будущее человека как биологического вида.

Испокон веков человек стремился увековечить свое присутствие на земле, оставить след после себя в монументальных сооружениях, творениях искусства, устных преданиях. Возможно, в этом проявляется бессознательная жажда вечной жизни, порой перерастающая в навязчивую идею, как в эпосе про Гильгамеша или в случае с Цинь Шихуанди, первым императором Поднебесной, на протяжении многих лет принимавшим ртуть в качестве эликсира бессмертия. Впоследствии этот самый эликсир стал причиной его смерти. И там, в своей гробнице, охраняемой несокрушимой терракотовой армией, он нашел свое бессмертие.

Жажда бессмертия и желание владеть - эти два качества неизменно двигали и по сей день двигают прогресс. Они положили зачатки цивилизации и толкали амбициозные умы на познание мира, вдохновляли изобретателей и увековечили деяния человека в созданных им монументальных сооружениях. От древних храмов майя и египетских пирамид до подобной городу гробницы первого императора Китая, до гробницы императора Нинтоку в префектуре Осака, Япония - огромного острова в форме замочной скважины посреди окаймленного соснами пруда. От розового города, как часто называют Петру, выбитую в скалах Иорданской пустыни древними набатеями, до уничтоженного Александром Македонским Персеполиса, Колизея в Риме и семидесятиметровой статуи Будды в Лэшане. От большой мечети в Кордове до ее старшей сестры в Самарре, возведенной в 8 веке н.э. Монументальность всегда была неразрывно связана со стремлением к религиозному доминированию, с желанием заслужить достойную загробную жизнь, с чувством религиозной правоты, с попыткой угодить богам, чья мощь должна была отражаться в посвященным им храмам.

Эта монументальность является одним из важнейших архетипов истории древности. Пожалуй, именно в монументальности человек древности создавал то иллюзорное чувство незыблемости, позволяющее превращать гробницы в целые города, существенно необходимые мертвым властителям для их беспечного существования в мире ином.

Стремление человека к монументальности легко проследить и по таким доисторическим памятникам как Стоунхендж в Британии, Карнак во Франции, пещера Менга в Испании, мегалитический храмовый комплекс Джгантия на острове Гозо у побережья Мальты. Все эти сооружения датируются примерно 3600-3700 гг до н.э., наглядно отображая стремление к монументальности в сознании человека эпохи неолита. В то время как таинственный монумент Йонагуни, обнаруженный в Японии еще в конце прошлого века, возможно, датируется еще более ранним доисторическим периодом. Чувство собственной беспомощности перед силами природы породило монументальность человеческого сознания, способного подчинить себе эти силы.

Со времен неолита древние племена, населявшие территорию современной Кореи, выбивали на могильных камнях изображения созвездий, что свидетельствует о зарождении философской мысли о незримой взаимосвязи человека с окружающим его миром, а вместе с ней и первых признаков религии, как инструмента, с помощью которого можно было приоткрыть завесу, разделяющую жизнь и смерть. Религия дала возможность человеку объяснить необъяснимое и обрести почву под ногами там, где прежде была лишь пропасть и тьма. Обожествление неведомого - пожалуй, эту черту наши доисторические отцы передали нам по наследству. Обожествление всего, что дает и забирает жизнь в итоге легло в основу всех мировых религий. Так, на местах неолитических археологических раскопок часто можно найти вырезанные из камня статуэтки женщин. С того момента как наши доисторические предки приняли оседлый образ жизни, количество рабочих рук в каждом таком поселении было жизненно важно. Соответственно, у женщины был особый статус, а также политическая власть, как представительницы Матери Земли - символа жизни и плодовитости. Возможно, в этом бессознательном поклонении истокам жизни кроется желание великих мастеров искусства увековечить женщину - женщину-мать и саму фертильность, лежащую в основе жизни.

Каким образом стремление к монументальности отражается на истории Ислама?
В отличие от своих политеистических предков, мусульмане (так же, как христиане и иудеи) не связывают свою загробную жизнь с земными сооружениями. Монументальность в сознании мусульманина кроется в делах, которые остаются на земле после нашей смерти. Это может быть перевод Корана, научное открытие (как в случае с Аль Хаваризми) или же традиционный подход монументального сооружения, цель которого приносить долгосрочную пользу людям. В принципе, монументальность в концепции ислама отсутствует как таковая, поскольку даже самый незначительный поступок, такой как искренняя улыбка, способен открыть человеку врата в рай. А Бог, согласно Корану, не нуждается в храмах, он вездесущ, и одинаково принимает молитвы как в Масджид аль Харам в Мекке, так и под звездным небом в открытой степи Монголии. Тем не менее, стремление к монументальности в историческом сознании человека наложило свой отпечаток и на историю Ислама.

Он научил Адама всевозможным именам, а затем показал их (творения, нареченные именами) ангелам и сказал: «Назовите мне их имена, если вы говорите правду» - Коран, Сура 2 “Корова”, аят 31-й. Согласно современным ученым и толкователям Корана (Аднан Ибрагим), значение этого аята легко недооценить, попав в ловушку игры слов и лингвистических приемов. “Он дал Адаму способность мыслить, стремление к знаниям и обучению, интеллект, способный к анализу” - примерно так стоило бы понимать этот аят.

Несмотря на многочисленные архитектурные памятники, наука и знания стали основой монументальности в сознании Золотого Века Ислама. От тяжеловесных мегалитических сооружений мечети эволюционировали в почти иллюзорные, кажущиеся невесомыми структуры из аркад и колоннад, где каждое движение воздуха моментально переносилось от одной колонны к другой, где вибрация звука достигала апогея совершенства, а выходящие к центральному двору помещения - наполнены учеными различных конфессий и национальностей и тяжелыми томами книг. В этих самых томах и отразилась монументальность исторического сознания Золотого Века Ислама - в открытии алгоритмов, в изобретении темной комнаты, ставшей основой современной камеры, в зарождении основ алгебры, в переводах трудов древних греков и непоколебимой вере в науку как инструмент сознания, дарованного нам Богом, способный раскрыть все тайны окружающего мира. В вере в то, что знания сами по себе есть монументальность. И несмотря на многочисленные войны с крестоносцами, а также кровавые междоусобицы мусульманских халифов империй Аббасидов и Фатимидов, в  этом был успех Золотого Века Ислама - в вере в монументальность знаний. Эту веру переняли у них европейцы, положив начало Ренессансу. Таким образом, монументальность человеческого сознания постепенно перешла от монументальности архитектурных структур к монументальности накопленного опыта и исторической памяти.

К сожалению, современный исламский мир, передав эстафету европейцам, подвергся многовековому процессу крионики. Но поскольку история имеет свойство повторяться, возможно, в будущем удастся разморозить и вернуть к жизни Золотой Век Ислама с его верой в монументальность знаний и бесконечный процесс изучения, без которого человек теряет свою суть.


Рецензии