Русская философия вкратце

Русская философия началась с публикацией «Философических писем» П. Я. Чаадаева в 1836 г. и закончилась выходом «Диалектики мифа» А. Ф. Лосева в 1930 г. Ни до, ни после этого периода философия в России не отличалась такой оригинальностью, как в этот период. Главная тема русской философии – место России в мире и сам смысл существования.

П. Я. Чаадаев (1794-1856) насмотрелся ужасов подавления польского восстания 1830-1831 гг. и встал в этой борьбе России с Польшей на сторону поляков, а, следовательно, просто-напросто принял католичество. Это католичество соединилось в нём с восхищением достижениями Франции, тоже католической страны, в ходе европейских походов русской армии 1813-1814 гг. и поднявшейся в нём на этой почве вполне декабристской критики крепостнической России. П. Я. Чаадаев не умеет мыслить вне религиозных форм – если он ругает Россию, то ему чудится, что он таким образом ругает православие, а поскольку вне христианства он себя не мыслит, то ругая Россию приходится становиться католиком. То, что можно и с точки зрения науки, атеизма расправиться с крепостнической Россией, ему в его религиозную головушку не приходит.

Н. Я. Данилевский (1822-1885) весь был под впечатлением разгрома России в Крымскую войну («Россия и Европа» (1871)). Сам факт беспрецедентного объединения в этой войне против России так почитаемых последней Франции, Англии, Италии, Австрии для того, чтобы защитить мусульманскую Турцию от России, сформировал пессимистический взгляд Н. Я. Данилевского на европейскую политику России – Европа никогда не поймёт России, никогда не поможет ей, всегда будет ей враждебна. Н. Я. Данилевский удивительно для своего времени секулярен – никаких религиозных форм в своём мышлении не использует и никаких религиозных обоснований не приводит – всё у него строго и естественнонаучно.

Этот атеизм Н. Я. Данилевского подправляет К. Н. Леонтьев (1830-1890), считая противостояние Европы и России именно религиозным («Византия и славянство» (1875)). К. Н. Леонтьев, таким образом, сильно деградирует по сравнению с Н. Я. Данилевским, возвращая русскую философию и геополитику обратно в средневековое религиозное варварство, из которого Н. Я. Данилевский её, русскую философию, вроде бы вытащил после П. Я. Чаадаева. Удивительна средневековая жестокость К. Н. Леонтьева, искренне ненавидевшего свободу и равенство. Их, а также гуманизм, он считал признаком упадка общественно-государственного организма.

В. С. Соловьёв (1853-1900) осторожнее по сравнению с П. Я. Чаадаевым проводит вполне католический характер своих взглядов («Оправдание добра» (1897)). Он призывает объединиться с римским папой для борьбы с атеизмом и нигилизмом. Никаких преград между Россией и Европой он не признаёт, но жёлтую расу считает вечным врагом их обеих. Религией В. С. Соловьёв очень одушевлён и ни о каком возвращении к секулярным достижениям Н. Я. Данилевского даже уже и не думает. Эрудиция В. С. Соловьёва произвела столь большое впечатление на русскую философию, что с его времён она, русская религиозная философия, почти сплошь стала соловьёвианством.

В. В. Розанов (1856-1919) был религиозным и сексуальным анархистом. Христианство его не устраивало своей половой извращённостью, антисемитизм его переливался через край («Опавшие листья» (1915)). Половая реформа православия и усиление официального и неофициального преследования евреев – вот его простодушные лозунги. В основе взглядов В. В. Розанова лежала достоевщина – второй источник русской религиозной философии после польско-французского католицизма декабристской эпохи. Ф. М. Достоевский был антикатолик, антиатеист, педофил и религиозный фанатик. В. В. Розанов подчёркивал еврейский характер ненавистной ему социалистической революции.

Бывший социалист Н. А. Бердяев (1874-1948) присоединился к католицизму В. С. Соловьёва, но попытался скрестить его с либерализмом («Философия свободы» (1911)), что вполне логично с точки зрения врагов соловьёвианцев достоевщиков. Ф. М. Достоевский прямо считал католичество источником ненавистных ему либерализма и социализма. Католицизм, которому, как он считал, обязано подчиниться православие, Н. А. Бердяев считал универсальной философией свободы, государственным и общественным идеалом, русских либералов и социалистов не ругал, а оправдывал, несмотря на несколько отсидок в ЧК во время революции.

А. Ф. Лосев (1893-1988) закончил русскую религиозную философию. В православии он оказался еретиком-имяславцем, в философии – платоником, неоплатоником и гегельянцем («Диалектика мифа» (1930)). Эрудиция А. Ф. Лосева делала его похожим на В. С. Соловьёва, однако, архаическая религиозность А. Ф. Лосева не позволила сформироваться лосевскому течению в философии. Его философия имени и неприятие официального православия делали его ещё более похожим на В. С. Соловьёва, однако, равнодушие общества к его мистическому иерархизму сделали из него более чудака, чем общественно влиятельную фигуру.

Русская религиозная философия более подпитывалась русской революционной традицией радищевско-декабристского толка, нежели собственно традиционным русским православием, из которого оказалось почти невозможно извлечь хоть что-то философско-перспективное. Русские антикатолические философы занимались более философско-исторической проблемой противостояния цивилизаций, а также бесконечно пересказывали Ф. М. Достоевского. Особняком стояла розановская сексуальная философия, умудрившаяся следовать таким философам как Л. Н. Толстой и З. Фрейд, не говоря уж о Ф. М. Достоевском.

Государство Российское не одобряло русскую религиозную философию – избежал тех или иных репрессий только педераст, врач и впоследствии монах К. Н. Леонтьев, если не считать того, что он был уволен с дипломатической службы за патологическую, крепостническую по происхождению, жестокость. Если русские католики и религиозный реформатор В. В. Розанов были несовместимы ни с официальным русским православием, ни с советским атеизмом, то Н. Я. Данилевский по молодости, как и Ф. М. Достоевский, грешил фурьеризмом петрашевского толка, за что и был сослан.

В русской религиозной философии только К. Н. Леонтьев оказался более или менее лоялен государству – ключевому институту русской государственности. Прочие ключевые проектировщики смысла существования России с государством более или менее успешно воевали, а если даже и примирялись с ним, то становились обычными изоляционистами, требовавшими во всём противостоять Западу. Запад, любовь или ненависть к нему, формируют русскую идею. Без заимствования с Запада России невозможно быть сильной, а без силы России невозможно защититься от сильного и агрессивного Запада. Этот парадокс, хорошо известный уже Петру 1-му, и есть главная русская идея.


Рецензии
Думал, что тут про "русскую философию вкратце". Оказалось про философов.

"Прочие ключевые проектировщики смысла существования России с государством более или менее успешно воевали, а если даже и примирялись с ним, то становились обычными изоляционистами".

Всякий человек, да и не только человек, природный "изоляционист".
Колесо действительности, действительной истории, оставляет свои следы на субстрате общества. А всякий человек ходит по этим следам и пользуется ими для своих надобностей.
Из людей же только "изолированные историки" пытаются восстановить последовательность появления следов на теле общества.
Собственно, вот и вся "философия истории".

"Без заимствования с Запада России невозможно быть сильной, а без силы России невозможно защититься от сильного и агрессивного Запада. Этот парадокс, хорошо известный уже Петру 1-му, и есть главная русская идея."

Надо думать, Россия заимствует на Западе способность управления Силой, то есть - технологию.
В России издревле правили кнутом. На Западе - деньгами. Парадокс денег http://proza.ru/2017/12/05/1046
Вы же сами отметили "Остров невезения". Там гениальные строчки: "Весь покрытый зеленью - абсолютно весь". Весь Запад покрыт "зеленью" управления деньгами. И только ещё в России пробивается росток духовности.
Христос Воскресе!

Владимир Пе   19.04.2020 10:01     Заявить о нарушении
Философия - это философы. Это во сто крат верно в рамках русской культуры с её конкретностью, трезвостью и нелюбовью к абстракциям. Поэтому русская философия решала совершенно конкретную задачу, поставленную обществом - как выжить России, во что ей надо превратиться, чтобы не быть задавленной западной агрессией. В основном от русской религиозной философии российское общество на этот конкретно поставленный ещё Петром Великим вопрос ответило бессмысленными цитатами из библии и типично христианским предложением сдаться на милость сильного Запада. Разумеется, такой ответ русской религиозной философии Россию не устроил, поэтому мы сейчас читаем труды русских религиозных философов как некую занимательную бредятину, не имеющую серьёзных перспектив реального воплощения. Утешим себя, что и все прочие философии во всех прочих странах (Германия, США, Франция, ... кроме Древней Греции, конечно!) выглядят столь же жалко, как и русская религиозная философия.


Вячеслав Анатольевич Тихонов   20.04.2020 21:50   Заявить о нарушении
"Утешим себя, что и все прочие философии во всех прочих странах (Германия, США, Франция, ... кроме Древней Греции, конечно!"

Как думаете, история с луком Одиссея списана с истории лука Шивы в Рамаяме? Или в Рамаяме эту историю списали с истории Гомера?

"...сдаться на милость сильного Запада. Разумеется, такой ответ русской религиозной философии Россию не устроил, поэтому мы сейчас читаем труды русских религиозных философов как некую занимательную бредятину..."

Интересное у Вас построение выражения мысли. Потому-то мы и читаем эту "бредятину" до сих пор, что "Россию" не устроила и не устраивает вассальная система Запада.
Запад сам создал вассальную систему, но сам же её и разрушает, предоставляя право каждому своему подчинённому распоряжаться своими вассалами и одновременно забирая это право внедрением своей валюты в вассальное государство.
Всякое же правление монархично и руководствуется идеей. Идея есть средство достижения цели.
Вот какую цель ставит перед собой правитель, на достижение такой цели и ориентирует государственную машину.

Владимир Пе   21.04.2020 07:35   Заявить о нарушении