Номинальные и фактические значения

Эта заметочка – из цикла материалов, посвященных анализу проповедей и песен, которые я слышу на богослужении (прошлая – «Да будет Отцу Всеблагому хвала»). Попозже составлю оглавление этих заметок (если будут написаны последующие).

Не секрет, что отличительная черта многих современных песен – человекоцентричность. Многие же из тех современных песен, в центре которых, казалось бы, стоит Бог, очень сентиментальны и романтичны, а об Иисусе говорят с неподобающе интимными интонациями.

Возраст подавляющего большинства богоцентричных, серьезных, благоговейных песен превышает полвека, а часто и век. Они пришли к нам из времени, когда баптизм и протестантизм были приняты нами. В центре того баптизма был Христос.

Наша же сегодняшняя песенная (и гомилетическая) культура говорят о том, в каком виде баптизм усвоен и переработан нами. Я не успеваю привести примеры из текстов песен, сделаю это сБп попозже, сейчас захотел зафиксировать наблюдение, уловленную тенденцию. Может быть, кто-то поможет и разовьет тему. Либо уже развивал раньше и поделится материалом.

В технической документации различают заданные (номинальные) и фактические значения. Я думаю, в аналитических целях полезно ввести такое разграничение и в понятийный аппарат, используемый для оценки состояния наших общин – заданный (или плановый, или тот, который мы считаем правильным) путь братства и путь фактический. Анализ проповедей, песен, стихов, свидетельств, молитв, звучащих на богослужениях, – хороший способ установления фактического состояния дел.

30.10.2018


Рецензии