А. И. Фет после увольнения из Института математики

Абрам Ильич рассказывает в письме Л. Лозовскому о том, что ему, как подписанту, не признавшему своей вины, пришлось претерпеть.

Я был уволен из Института математики и лишён всякой работы в 1968 году за подписание протеста против приговора указанным Вами четырём лицам.

Это был коллективный протест в форме обращения к советскому правительству, к составлению которого я не имел отношения.

Я считал такие обращения бессмысленными, поскольку в них содержалась вера в советские законы, но я счёл нужным подписать его из солидарности с хорошими людьми, и чтобы моё поведение не могло быть расценено как трусость – надо подавать пример даже в таких нелепых делах.

Мне не предлагали никакой работы в течение четырёх лет, а только намекали, что я должен уехать из Новосибирска, но я отказывался.

Через четыре года мне предложили мою обычную должность старшего научного сотрудника в отделе физики твёрдого тела Института неорганической химии.

Очевидно, было получено указание устроить меня на работу.

Никаких отношений или разговоров с Марчуком у меня никогда не было.

Заведующий отделом, где я работал следующие девять лет, охотно принявший меня, был Дмитрий Стоянович Миринский.

Когда он ушёл с этой должности, меня изгнали на пенсию.

Во время моей безработицы я зарабатывал на жизнь переводами, пользуясь знанием нескольких языков.

Эти переводы оформлялись на имя добрых людей, потому что мне запрещалась любая работа.

Однажды директор института ядерной физики Будкер вдруг предложил мне в это время стать заведующим вычислительным отделом своего института с условием, что я буду поддерживать его репутацию у некоторых московских академиков.

Он передал это предложение через Ю.И. Кулакова. Естественно, я отказался.

Никакой монографии по математике я тогда не писал, но опубликовал совместно с Ю.Б. Румером книгу по физике элементарных частиц «Теория унитарной симметрии», вышедшую в Москве благодаря усилиям Румера.

Неверно, будто я в чём-то соревновался, и тем более обогнал французскую школу. Это нелепое преувеличение моих скромных заслуг.

Продолжение следует:

Продолжение следует:


Рецензии