Детство в душе до старости

               
Гёте говорил, что если в душе сохраняется детство до старости, то это признак гениальности. Так это или нет, я не знаю, но мне очень приятно общаться с теми людьми, кто не зависимо от возраста бережёт в своей душе детство.

У меня есть хороший знакомый, который бережёт в памяти не только своё детство, но и помнит много симпатичного из детства своих уже взрослых детей. Время от времени в нашей с ним беседе он вставляет детские выражения в наш разговор и это придаёт особую прелесть нашему общению.

Дети – народ непредсказуемый, они могут поступить порой совершенно неожиданно. Там, где взрослый будет долго размышлять, ребёнок моментально найдёт выход из положения. А какие дивные слова выдумывают дети, когда чем-то удивлены или просто чем-то увлеклись. Эти перлы записывал ещё Корней Чуковский в своих «От двух до пяти». Взрослые же, сохранившие в душе детство, не хуже детей пользуются «словообразованием» по разным поводам. Остроумный человек время от времени в разговоре прибегает к «игре слов», что украшает его речь и радует остроумного собеседника.

Детство – дивная пора! Ребёнок – не взрослый, он не спрашивает ежеминутно: а что потом? Он живёт от всей души, он счастлив здесь и сейчас. И какое же счастье , когда взрослый сохранил в душе эту детскость, умение абстрагироваться от взрослых   проблем на время, умение влезть в шкуру ребёнка, когда это надо малышу! Из тех людей, кто умеет не растерять в душе детство, получаются самые лучшие педагоги, родители, детские врачи.

А ещё этот дар – сохранить в душе детство, очень нужен актёрам.

Вспомним некоторых актёров – «хулиганов». Например, Ролан Быков, в каком бы герое он ни существовал, актёр не мог бы так чудесно исполнить свою роль, если бы в нём не сидел мальчишка- сорванец. Взять хоть «Педагогическую поэму», как он там пляшет! Или в «Андрее Рублёве»  - скоморох! А какой кот в его исполнении в «Буратино»!? И таких примеров у чудесного актёра Быкова множество. В нём память детства привела его в ряды режиссёров детских фильмов. Один фильм «Айболит-66» чего стоит!

Или совсем не комический, казалось бы актёр, играющий всегда положительных и даже героических персонажей – Николай Черкасов. А сколько в нём детства в серьёзном фильме «Всё остаётся людям». Фильм начинается с того, что академик Дронов идёт в свой научный институт на работу, встречая по пути детей, прыгающих на асфальте в «классики». И этот серьёзный человек , хитро улыбаясь, пропрыгал с ними тоже весь «классик», на радость ребятам. В другой сцене мы видим, как ловко Дронов убегает и совсем по-мальчишески прячется от врача, чтобы успеть доделать нужную ему статью. Или сидит дома, проверяя работу своего ученика, напевая: «Вязьмин, Вязьмин, где ты был?» Всё это нельзя выдумать для роли, если у тебя в душе нет детства. Те люди, у которых детство есть и в преклонном возрасте, по-моему, много богаче тех, кто его не имеет. Я знаю многих «сухарей» от науки, способных, умных, но начисто лишённых чувства юмора. Мне их просто жаль, им в детстве , вероятно, родители надоедали, что надо быть серьёзными , деловыми и т.д. Вот они такими и стали, и мне кажется, много потеряли в жизни, утратив душевное детство.


Рецензии