Екклесиаст о работе
11:1-8: О благосостоянии. Четыре принципа в отношении работы
Вступление
Свои размышления о деньгах и благосостоянии в этой книге Екклесиаст завершает несколькими советами или принципами в отношении работы. Есть две крайности в отношении к деньгам:
• полностью стать поглощенным идеей зарабатывания денег или
• погрузиться в бедность и нищету из-за лени и/или неудач.
Поэтому здесь Екклесиаст предлагает безопасный и здравый подход к обеспечению своего финансового благополучия. Это не программа быстрого обогащения, но подход, который обезопасит от нищеты.
11:1-2: Первый принцип: диверсификация
11:1: Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его.
Эти стихи часто понимают неправильно – как наставления о благотворительности . Мол «помогай другим людям, и потом пожнешь благословения» (это, кстати, традиционная раввинская интерпретация ). Есть такая ошибка, когда важные библейские истины ищут в текстах, которые говорят не о них, а о других важных библейских истинах. О благотворительности много сказано в Притчах Соломона, но эти стихи Екклесиаста не об этом.
Если это не призыв к благотворительности , то что? Прочитайте текст, понимая под словами то, что они означают. Не пытаясь объяснить их аллегорически, образно, иносказательно (например, хлеб = благовестие либо добрые дела и т.п.). И вы увидите здесь ничто иное, как… совет по поводу вложения денег. Об этом говорит контекст книги и ближайших стихов (предыдущая глава – о работе). Отпускать хлеб по водам – это значит участвовать в сделках, которые связаны с внешней торговлей, с экспортом , т.е. работать с партнерами из других стран. Сам Соломон так и действовал, как советует здесь: 3Цар.9:26-28; 10:22. В конечном счете или «по прошествии многих дней» эти вложения оправдают себя и окупятся: «опять найдешь его».
Ошибкой будет трактовка этого стиха с отсылкой к практике первой церкви, описанной в первых главах Деяний.
Екклесиаст здесь возвращается к мысли, высказанной в 9:10: «Все, что может рука твоя делать, по силам делай».
Другое объяснение, связанное не с бизнесом и торговлей, но с сельским хозяйством: есть мнение, что здесь речь о посеве семян, которые разбрасывали с лодки во время разлива Нила или в болотистой местности. Когда вода отступала, семена всходили в наносной почве: «Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла» (Ис.32:20) .
11:2: Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле.
Разумеется, в описанном в первом стихе бизнесе есть свой риск, поэтому Екклесиаст советует разделить деньги на части и вложить их в разные бизнесы . Неудачи и бедствия – часть нашей жизни. Екклесиаст называет их злом: «потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать все человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это - суета и зло великое!» (2:21).
В современном переводе РБО этот стих переведен понятнее: «Раздавай, что имеешь, семерым или восьмерым». Т.е. раздели свои деньги и ресурсы на семь или восемь направлений. В нескольких направлениях ты можешь потерпеть убытки из-за непредвиденных проблем (о таких проблемах Екклесиаст писал выше), но как минимум одно или несколько других принесут успех и доход. Может быть, даже больше твоих ожиданий. Есть современная пословица, аналог этого совета Екклесиаста: «не складывай все яйца в одну корзину».
Семь и восемь не надо понимать буквально. Семь значит много, а восемь – еще немножко больше . Т.е. проявляй изобретательность, напрягайся, придумывай что-то новое, перенимай чужой опыт, не останавливайся на одном.
Можно понимать (и многие так понимают), что здесь все-таки речь о благотворительности, т.е. смысл такой: помогать надо многим, всем нуждающимся, кому ты можешь помочь, и когда/если придет беда, кто-то из них может помочь тебе. В поддержку такого толкования приводят текст: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лук.16:9) .
Так понимает и М.Генри: «Не оправдывай себя сделанным ранее добром и не откладывай на потом дальнейшее добро, а продолжай благотворить и умножай жертву. В трудные времена, когда количество бедных возрастает, пусть твоя благотворительность умножается соответственно их числу».
11:3-5: Второй принцип: наблюдение
11:3: Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет.
Третий и четвертый стихи образуют хиазм: в стихах 3а и 4б говорится об облаках, а в 3б и 4а – о падающем дереве и о ветре (это связано). Третий стих говорит о том, что непогода рано или поздно случится, это неизбежно. «Когда облака будут полны» – т.е. когда придет время для бедствия, предотвратить его нельзя . Вторая половина третьего стиха о падении дерева – это о результатах непогоды и бедствия. Неизбежное случится обязательно. В результате некоторые деревья (люди, бизнесы) упадут.
В толковой Библии Лопухина приведено такое объяснение по поводу упоминания упавшего дерева: «В мире нравственном, как и в физическом, определенные причины всегда вызывают определенные действия и, вообще говоря, человек жнет только там и только то, где и что он сеет, с такою же необходимостью, с какой упавшее дерево остается на том именно месте, куда упало».
Есть интересное (но увы, слишком вольное) толкование об упавшем дереве, которое не меняет своего положения после падения – пишут, что это о невозможности изменить положение человека относительно Бога в вечности, попав в рай или ад. Перейти после смерти на противоположную сторону невозможно .
11:4: Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать.
Четвертый стих говорит о том, что некоторые используют эти бедствия как оправдание своей пассивности. Фактически, Екклесиаст говорит: «Принимай во внимание, что дела могут пойти плохо, но все равно делай свою работу и возделывай свое поле» .
Важный нюанс. Я много раз слышал такое объяснение этого стиха: несмотря на ветер надо сеять, несмотря на множество облаков надо жать. Так ведь это глупо! И стих об этом не говорит. Он продолжает предыдущий стих, в котором сказано, что когда придет время непогоды, она случится, но ведь неразумно сеять и жать во время непогоды. В четвертом стихе сказано о правильном поведении: надо наблюдать за ветром и облаками и выполнять работы в соответствии с погодными условиями. Такое понимание высказывает Хаббард: погода – дело рук Бога, наблюдай за ней и действуй соответствующим образом, тогда ты попадешь в Божье расписание .
11:5: Как ты не знаешь путей ветра и того, как [образуются] кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все.
3-4 стихи говорят об уроках, которые можно взять из наблюдений за окружающим миром. А 5-6 стихи говорят об уроках, которые из наблюдений не выведешь . Поэтому здесь трижды повторяется «ты не знаешь».
Если перевести «руах» не «ветер», а «дух», то можно предположить, что здесь речь о том, как дух входит в «кости во чреве беременной» и оживляет их (так переведено в Таргуме ). Это двойственное значение («дух» и «ветер») отображено и в словах Иисуса Никодиму: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3:8).
Екклесиаст говорит о тайне зарождения жизни, чтобы выразить мысль: подобным образом нам трудно понять волю Бога и Его пути, но мы можем все доверить Ему. О непостижимости Божьих дел для нас в этой книге сказано уже минимум трижды:
• «Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (3:11).
• «тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого» (8:17).
• «Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них» (9:12).
11:6: Третий принцип: прилежание
Пусть Бог заботится о тайных и загадочных для нас вопросах, а мы должны заботиться о выполнении своей работы, таков вывод Екклесиаста .
11:6: Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет.
Хотя мы не можем получить гарантий того, что наши начинания будут успешны, но мы должны действовать. Как в беременности (стих 5) супруги полагаются на то, что Бог все сделает хорошо, образует кости и все органы, хотя они не видят, как это происходит, так надо и в бизнесе/работе полагаться на Бога. Беременность – это пример человеческого начинания, результаты которого находятся не во власти человека. Концовка шестого стиха снова подтверждает, что надо диверсифицировать вложения денег, времени и ресурсов .
1-2 стихи говорят о торговле, 6 стих – о сельском хозяйстве. Их не обязательно понимать буквально, мы можем работать не в этих сферах, главное, чтобы мы не сидели сложа руки и искали разные способы для обеспечения финансового благополучия.
11:7-8: Четвертый принцип: наслаждение
11:7: Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце.
Хаббард пишет, что понимание 7-8 стихов зависит от того, как разделить главу. Можно рассматривать стихи 1-6 отдельно как фрагмент о работе и благосостоянии, а 7-8 стихи рассматривать как переход к концу главы или как вступление к стихам о веселье, обращенным к юноше, а также к теме о смерти (следующая глава). Но можно посмотреть на них как на вывод из первых шести стихов. И тогда они будут иметь такой смысл: если у тебя есть возможность работать, этому надо радоваться . Принимая Божьи дары, надо и наслаждаться ими.
Если разделить текст таким образом, то в первых восьми стихах говорится о четырех принципах в отношении работы:
• Диверсификация (1-2)
• Наблюдение (3-5)
• Прилежание (6)
• Наслаждение (7-8)
Если 7-8 стихи связаны с предыдущими шестью стихами, то путь труда, путь к благополучие это есть путь к радости.
М.Генри так пишет про сладость света: «Свет был создан первым при сотворении мира, как и глаза создаются одними из первых при образовании тела – маленького мира. Приятно видеть свет; язычники были так очарованы этим наслаждением, что поклонялись солнцу. Приятно с его помощью видеть другие объекты; этот мир предлагает нам много приятных объектов, одним из которых является свет жизни».
«Сладок свет» – т.е. быть живым хорошо , приятно. Свет здесь – о жизни, тьма дальше – о смерти.
Подтверждение в 7:11: «Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце» и в Пс.48:20: «но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света», а также Иов.10:21-22: «прежде нежели отойду, - и уже не возвращусь, - в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма».
11:8: Если человек проживет [и] много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет, - суета!
«Дни темные, которых будет много» – это, скорее всего, о смерти.
Вывод, содержащийся в 7-8 стихах, перекликается с выводом, сделанным в 9:7-10.
Заключение
О важности использования данных нам Богом возможностей говорил и Иисус: «посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф.25:27-29).
Наше посвящение и послушание Иисусу выразится в использовании времени, сил, возможностей, ресурсов, которые Он нам дал, в разумном их вложении, может быть, в разные направления деятельности, в поиске новых и эффективных способов служения Ему.
30.10.2018
Свидетельство о публикации №218103000072