Нижегородский Стеф Анатолий Москвин

«Его гарем был кладбище…»: «нижегородский Стеф» Анатолий Москвин

В свое время «дело Москвина» изрядно шокировало нравы респектабельных обывателей, по своей натуре покорных филистерскому moralite: 8 ноября 2011 г. на квартире у нижегородского историка-некрополиста Анатолия Москвина оперативники центра «Э» обнаружили 29 мумифицированных тел девочек, из останков которых Москвин изготовил музыкальные куклы.

В ходе следствия из уст Москвина последовали запредельно-инфернальные подробности о магических ритуалах древних кельтов, обычаях средневековых якутов спать на могилах, обрядах черной магии, сеансах общения с духами усопших, теории и методике мумификации. Также всплыла нелицеприятная история, связанная с осквернением Москвиным мусульманских надгробий.

Пошляки-журналисты даже не тщились исторгнуть из себя что-либо оригинальное, поспешив окрестить Москвина «безумным кукловодом из Нижнего», отсылая невзыскательного читателя-гомункула, взращенного на низкопробных зарубежных триллерах и кассовых блокбастерах то ли к корейскому хоррору 2004 г. «The Doll Master», то ли к антагонисту Бэтмена Кукольнику из вымышленной вселенной DC Comics.

Заголовки статей о Москвине пестрели нелепо-циничными каламбурами типа «Трупный день», комментарии к постам в соцсетях представляли собой удручающий компендиум из отвратительного вкуса и дурно пережеванных идеек: «Убить, расстрелять, пожизненное заключение!».

Из публикации в публикацию неизменно перекочевывали избитые ярлыки «безумный кукольник», «повелитель мумий», «некромант», «сумасшедший фанат кладбищ», «ученый-маньяк», наконец, уже совершенно недопустимое клеймо «некрофил». Странно, что не договорились до «русского друида из Муромских лесов», «нижегородского Анубиса» или, наконец, «муромского Лича».

Однако оставим всяческие спекуляции: личная драма Москвина – как, впрочем, и любая трагедия – не должна служить публицистическим ристалищем, где всевозможные борзописцы смогли бы оттачивать свои и без того полемически заостренные «копья». От демонизации в СМИ довольно странного, но, в целом, безобидного филолога-полиглота (Москвин владеет 13 языками) пострадали в первую очередь его родители: чета Москвиных в родном городе после истории с сыном превратилась в изгоев [1].

Анатолий Москвин с ранних лет посвятил себя изучению истории нижегородских захоронений. Изыскания Москвина следует отнести к этнографии русского кладбища: за два года, начиная с лета 2005 г., ученый лично обследовал более 700 окрестных погостов, перепечатал 900 стихотворных эпитафий – чем не своеобразный кладбищенский фольклор? [2].

Погрузившись в изучение похоронной обрядности друидов и народов Сибири, Москвин сам начал практиковать мистические ритуалы традиционных культур, регулярно оставаясь ночевать на приглянувшихся детских могилах. После подобных практик кельтолога-энтузиаста закономерно стали посещать духи усопших.

Свои фантастические деяния Москвин объяснял, исходя из парадигмы «Философии общего дела» мыслителя-футуролога Николая Федорова:

«я хотел оживить этих детей, мне было жалко этих детей, которые могли еще жить и жить. Поэтому я хранил их для того, чтобы, когда наука научится бороться с раком, чтобы она их потом могла оживить, поскольку генетика развивается сейчас очень, очень активными темпами. Исключительно, исключительно ради этого. Мне было жалко всех этих детей».

Москвин сознавал, что совершает преступление и мучительно тяготился этим невыносимым фактом, однако не мог поступить иначе:

«Да, конечно я с самого начала знал, что я совершаю преступление, но мне было так жалко детей, что, к сожалению, у нас в стране запрещено клонирование. Его рано или поздно все равно разрешат. ...сколько раньше у нас в стране запрещали генетику. Я просто хотел, чтобы для будущего клонирования был какой-то материал. Соответственно, чтобы эти дети еще жили, по второму разу» [3].

Мотивом, побудившим Москвина на протяжении десяти лет извлекать из могил тела трагически погибших девочек, мумифицировать их, заботливо наряжать и превращать в ростовые куклы, стала невыразимая тоска одинокой души:

«Дело в том, что я очень страдал от одиночества, особенно в летний период времени, когда родителей не было, и когда они забирали кота. Соответственно, я работал за компьютером. У меня такая работа журналистская, что я много чего писал, в основном за компьютером. Я их рассаживал, у них были просверлены дырочки под глазки, я им включал мультики, я им включал детские песенки, я им сам пел песни, которые мог дать… Обычные детские песни. То, что я бы стал петь, когда у меня будет живая дочка. <…> То, что я делал бы с живыми детьми, я бы делал с этими. Я считал, что они живые, просто они временно мёртвые».

Жизнеописание Москвина представляет собой портрет типичного «аутсайдера», отторгнутого буржуазной действительностью. По собственным словам, Анатолий никогда не гнался за деньгами: «я всегда стремился, чтобы была польза, чтобы было интересно». 45-летний Москвин проживал с родителями, мать тратила всю пенсию на сына: не имея постоянной работы, Анатолий перебивался случайными заработками, недолго преподавал в местном вузе, занимался репетиторством, публиковал статьи в нижегородских газетах, однако гонораров не получал. Москвин мечтал о дочке, однако органы опеки отказали ему в усыновлении по причине мизерного дохода. Родители поначалу также были против – тогда Анатолий в сердцах пригрозил, что прибегнет к помощи черной магии. Полевые исследования кладбищ отнимали по несколько суток, еще пара дней на отдых и обработку материалов – какая тут стабильная работа и личная жизнь? Противодействие органов опеки вкупе с губительным неприятием близких глубоко огорчило Анатолия – весной 2003 г. отчаявшийся Москвин решает отправиться за «дочкой» на кладбище.

Далее происходит чудовищная трагедия: в течении 10 лет на нижегородских кладбищах Москвин выкопал более 20 тел, которые он бальзамировал и приносил к себе на квартиру под видом разряженных кукол. Родители даже не догадывались, из чего на самом деле были изготовлены эти «игрушки»: по признанию матери Москвина, в коллекции сына не было ничего жуткого – «обычные» куклы из папье-маше. На расспросы матери Москвин обычно не отвечал, полностью замкнувшись в своем герметичном мирке, никого туда не допуская.

Последовавшее жуткое разоблачение буквально стало ударом для престарелой четы Москвиных – после ареста сына, регулярных обысков и общественной травли у обоих супругов серьезно пошатнулось здоровье.

Начавшись как ряд невинных заметок в краевой газете об увлеченном исследователе нижегородских кладбищ, преданном своему делу до самоотречения, история Москвина завершилась стылым ужасом покойницкой. Параллельно с безобидными историко-краеведческими изысканиями самоотверженный филолог-некрополист оказался одержимым мистическими ритуалами и тайно выкапывал трупы.

С 2012 г. Анатолий Москвин, нижегородский краевед-энтузиаст, владеющий 13 языками, находится на принудительном лечении. Сошел с ума «на почве больших знаний» – блестяще резюмировала судья. Гениальность нередко сопряжена с причудливыми перверсиями – в свое время удачно отметил гениальный Оскар Уайльд, находясь в тюремной камере. Справедливости ради, следует заметить, что с точки зрения «нормального» обывателя любая деятельность, не приносящая стабильного дохода выше среднего, будет считаться «извращением».

Несмотря на мрачный кладбищенский антураж, Москвиным двигали светлые, искренние чувства. Признания пожилого мужчины, по всей видимости, никогда не знавшего женщин, буквально пронизаны наивной нежностью по отношению к своим «дочкам»:
«Никаких, соответственно, ничего не ломал там, не уродовал, никак не расчленял, обращался нежно, ласково, вежливо, даже старался матом при этих детях не ругаться. Поскольку при детях нельзя. Тем более что все они до этого были девочки. Так что старался держать себя на высоте» [4].

На суде безутешные родители безудержно вопили и требовали для Москвина высшей меры. Убитые горем утраты родственники были окончательно поражены вопиющим актом святотатства над останками их детей, а посему не преминули выставить незаконному эксгуматору астрономические иски за «моральный ущерб». Интересно привести слова одного из морально «пострадавших» от манипуляций «вандала» отца: «Я бы с Москвина ничего не взял, это жена настояла. Он ведь к моей дочери после её смерти относился лучше, чем я при жизни. Наряжал её, спать укладывал, сказки читал, мультики показывал...» [1].

В заголовок данной статьи не случайно вынесена строчка из стихотворения Северянина «Ганс Эверс»: герой новеллы Эверса могильщик-некрофил Стеф роковым образом влюбляется в живую; исправно дожидаясь, пока его возлюбленная умрет, Стеф в итоге обнаруживает, что на кладбище доставили пустой гроб – на самом деле тело девушки кремировали [5].

Эверс представил читателю подлинную трагедию истинной любви. Объект желаний, как и в случае с Москвиным, поистине странен, однако нет оснований усомниться в достоверности и силе чувств. Слово «гарем» в контексте северянинской строки «Его гарем был кладбищем…» следует буквально понимать как производное от арабского «харам» – «священное, запретное место» безо всяких сексуальных коннотаций. Таким образом, «нижегородский Стеф» Москвин со своими «извращенными» кладбищенскими устремлениями выглядит куда человечнее «нормальных» обывателей, мастурбирующих на ролики с давно умершими порноактрисами.

1. «Кукольник» Москвин: жизнь после суда // www.mk.ru

2. Некрополист Москвин // www.nnov.ec

3. Дело некрополиста Москвина отложено до 26 июня // kriminalnn.ru

4. Анатолий Москвин //  mrakopedia.org/wiki/

5. Ганс Гейнц Эверс // www.diary.ru/~Grabschonheiten/p169725532.htm?oam


Рецензии
Да... Одна из лучших вашей статей, если не лучшая. Тёплая и щемящая. Жаль беднягу.

Неужели 2011-ый? А, кажется, каких-то 2-3 года назад... Наш Нижний прославился тогда на весь мир. Сам я не вникал в это дело - сам факт некрофильства довольно отталкивающий. Но не сказать, что заметки были сплошь уничижающие. Всё-таки профессиональный историк, а не обыкновенный дегенерат. Хотя и со "странностями". И здесь можно поднять вообще тему добра и зла, что в них есть от современной ментальности, что есть вечные ценности... И стоит ли в этом разбираться. Недавний сериал "Ганнибал" был вызывающим экспериментом подобного исследования - безумный эстетизм блюд из человечины, герой - противоречивая смесь циничного философа с идеалами справедливости и любви, нераспутываемый клубок из добра и зла, зловещей древности и изысканнейшей культуры. Всё это давало небеспочвенные опасения, что сериал служит постмодернистской агрессии по размыванию христианских/общечеловеческих ценностей. Недаром, тогда же промелькнуло сообщение о скандинавском шоу, где участникам предлагалось съесть часть плоти другого участника, об их зоопарках, где детям демонстрируется "суровая борьба за выживание". Последнее, кажется, весело отражено в последнем "Парке Юрского периода", где на глазах юной толпы динозаврам спускается козочка. Куда ни плюнь, всё может стать шлюхой той или иной идеологии. Ну, или знаменем, если идеология нам близка. Отсюда, боюсь, мы "знаем" предпочтения Бога лучше, чем Он сам, холодный и безжалостный Писатель своих морализаторских романов.

Андрей Рамодин   31.10.2018 22:51     Заявить о нарушении
Про постмодернистскую эрозию этических ценностей вы очень верно заметили: наверное, судьба Анатолия Москвина после оглашения чудовищного приговора сложилась бы по-другому, обладай он импозантной внешностью датчанина Мада Микельсона, исполнившего главную роль в пресловутом сериале «Ганнибал». Микельсон с Москвиным фактически ровесники, однако, как говорится в пошленькой рекламе дезодоранта: «посмотрите на своего мужчину, и на меня...». Хотя, и у Москвина нашлись немногочисленные сторонники. Для большинства же эта история промелькнула просто очередной заметкой в новостной ленте и затерялась где-то между анонсом очередного концерта поп-идола и рекламой нового гаджета.

Паша Цвибышев   01.11.2018 09:40   Заявить о нарушении
Обладай он микельсоновской внешностью, баб у него было бы, как грязи. И в этом случае мы имели бы чистый постмодернизм а-ля Печорин, декаданс, а не трагедию поехавшей крыши от одиночества и "больших знаний". Впрочем, эти же составляющие, в глубинном преломлении, являются причиной и первых двух, и трагедии здесь не меньше. "Дело в том, что я очень страдал от одиночества, особенно в летний период времени, когда родителей не было, и когда они забирали кота." - для сороколетнего мужика да уж, байки из склепа. Впрочем, вы верно заметили, государство здесь тоже приложило руку, точнее, "не приложило". Наплевательство буржуазной системы, "выживай, как хочешь" ставит вопрос, а возможна ли эта трагедия в коллективистском обществе с его охаянным "здоровым моральным духом", гарантируемым заработком и просто вниманием, пониманием людей. Думается, в любом случае москвины и керченские стрелки являлись бы, в отличии от нынешнего времени, редчайшим исключением.
А вообще, жуткая история. Не случайно Голливуд ею заинтересовался.

Андрей Рамодин   01.11.2018 12:43   Заявить о нарушении
В одной из статей в жж по поводу Москвина писали, что жизнь у него изначально не задалась: в школе травили, в 3 классе изнасиловал педофил. В 1979 г. он пережил жуткий обряд "венчания с мертвой невестой" - собирал макулатуру и случайно попал на шабаш каких-то сектантов, после чего и заинтересовался кладбищами и похоронной обрядностью. Это к вопросу о "безоблачном советском детстве", хотя основная вина за поломанную судьбу, безусловно лежит на акулах рынка — сомневаюсь, что в СССР кельтолог-полиглот прозябал бы в нищете, хотя, опять же, всякое бывало, но то, что такие как Москвин 100% не вписываются в рынок это к гадалке не ходи. После истории с мумиями брали интервью у научрука Москвина, так она рассказала, что кандитатская его слабая, взгляд у него колючий и вообще он сатанист. Напоминает обвинения в психической неадекватности печально известного майора Евсюкова, выдвинутые руководством уже постфактум. Хочется спросить, где же были раньше психологи мвд, когда брали на службу неадеквата?

Паша Цвибышев   01.11.2018 13:03   Заявить о нарушении
Кухня МВД мне неведома, а что касается советского прошлого то конечно, всякое бывало. Достаточно посмотреть "Следствие вели" с Каневским - там и секты, и маньяки, и всякой твари по паре. Вопрос в статистике. Что касается личного опыта, то у нас в пионерском лагере был паренёк, некогда жертва сексуального насилия какого-то парня садиста. Был суд, паренёк был окружён тенью той зловещей истории и мы то и дело осторожно расспрашивали, что же произошло. И он откровенно рассказывал о бритвенных порезах и минете, при этом брал валяющийся прут и наглядно отмерял размеры члена. Ничего не знаю о невинности современных детей, но для нас ничего позорного в его истории не было, а только дико. Ну а вопрос "безоблачности", во-многом, экономический. Бесплатные кружки, лагеря...

Андрей Рамодин   01.11.2018 14:13   Заявить о нарушении
О "невинности" современных детей красноречиво говорит один уже давнишний случай: смотрел лет 5 назад, а может и больше по тв ток-шоу типа Малахова, там родители одной из школьниц обратились с заявлением по поводу издевательств над их дочерью, которые изверги засняли к тому же на видео. Так вот одна гостья шоу, кажется участница какой-то подростковой музыкальной группы вроде,"Ранетки" сакраментально выдала родителям: типа нафига вы свою дочь сами опустили на всю страну, заяву в мдв написав — на видео даже ее лица не было видно, никто бы ничего не узнал". Т.е. надо было молчать. Прелестная логика. Лишний раз подтверждает, что на ток-шоу нормальному человеку делать нечего.

Паша Цвибышев   01.11.2018 16:08   Заявить о нарушении
Для начала, это прелестный показатель внушаемого императива - сиди, и не рыпайся. А вообще, наше ТВ работает на оглупление. Советское телевидение было скучноватым, но умным. Что бы ни появлялось, было высшего уровня. В начале 80-х внезапно появились "Весёлые ребята" - необыкновенно свежий молодёжный юмористический проект. Так по сравнению с нашим развлекаловом это эталон интеллектуальности. И так во всём, это был естественный стиль той страны. Взять тех же перестроечных рокеров - можно многое ставить им в вину, но не убожество текстов. Не убожество тем. Недавно я ехал в такси, и наслушался... не знаю кого и чего, но один был Егор Крид. О, думаю, что-то я о нём слыхал. И что? Общее впечатление какой-то импотенции - и музыки и слов. Группы были разные, а импотенция одна. Что касается ток-шоу, как малаховских, так и политических - ощущение дебилизма. Действительно, шоу. Шоу для дураков. В СССР не было такого слова, и понятия. Развлекаловка ради развлекаловки - что-то западное, глупенькое. Может, потому что народ "строил светлое будущее", а не просто оттягивался в воскресение с пивом у телевизора. Сейчас это устанавливаемый образ жизни, поскольку никаких возвышенных устремлений нет и быть не может, кроме как награбастать бабла или не протянуть ноги. Как тут не вспомнить любимый дудинский пример о фермере и баранах.

Андрей Рамодин   01.11.2018 20:01   Заявить о нарушении
Ооооо, давайте не будем поминать всуе величайшего мыслителя современности, конгениального Гомеру и Мильтону, автора историософских трактатов "Ошибка Дж. Оруэлла", "Арифметика демократии" и прочее, прочее, прочее... Романа нашего Дудина. Роман вообще мастер фееричных примеров: чего стоит хотя бы его сравнение водителя автобуса с Берией из вашей с ним последней полемики. Вот кого бы надо в дурке подлечить, а не Москвина.

Паша Цвибышев   01.11.2018 20:43   Заявить о нарушении
Извини, Паш, что называется, эхо войны. Я живу с сумасшедшей матерью и редкое общение с внешним миром умащяет душу адекватностью реплик. С Прозой.ру всё наоборот. Посетителем из нормального мира я захожу в "палату №6", обитатели которой сплошь из начала 90-х. Последние исследования, исторические изыскания, в конце-концов, чудовищная наглядная разница той и этой страны безмятежно порхают за окнами "тоталитарной системы", "репрессий 37-го", "геноцида русского народа", "голодомора" и прочей чепухи. Но да бог с ними. Как я когда-то писал: "писать о дураках - быть в их числе".
Возвращаясь к Москвину. Это действительно глубокая тема - в философском, социальном, "человеческом" плане. И ваш очерк - серьёзная реабилитация души этого человека.

Андрей Рамодин   01.11.2018 22:24   Заявить о нарушении
Да уж какой из меня реабилитолог — ни я, ни любой другой писака не знает о Москвине больше, чем знает он сам. Если с вашей матерью такая беда, то в деле Москвина вы должны разбираться куда больше меня. Проблема современности — нарастающее отчуждение индивидов друг от друга, и тщетны все попытки выразить невыразимое. Я сторонник экзистенциального примирения — неприемлемы лишь нравственные компромиссы с обывательской косностью и пошлостью. Если с вашей матерью такая беда, то в деле Москвина вы должны разбираться куда больше меня.

Паша Цвибышев   01.11.2018 22:38   Заявить о нарушении
Да, вы правы насчёт отчуждения. Но Москвина я бы не назвал сумасшедшим - с памятью и с восприятием реальности у него всё в порядке. Скорее, это сдвиг общепризнанных установок, погружение в "реальность" некротем его изысканий. Ведь, по сути, ничего страшного не происходило - патологоанатом не испытывает священного трепета перед трупами, у меня самого как-то пылился настоящий череп. Чей, откуда? За незнанием ответов, со временем он приобрёл статус обыкновенной побрякушки. Мёртвый человек не вызывает ничего, кроме скуки, так и "куклы" Москвина были для него... просто трупиками, не страшными и уже привычными, и он просто "играл в куклы", как маленькая девочка, как сходящий с ума от одиночества 50-летний неудачник. Для него это стало обыденностью в окружении сонного нормального мира, так, личные заморочки. Не более абсурдные, чем собчаковский гардероб на тысячу пар, или сдвиг на прекрасной библиотеке. Конечно, авантюризм ночных походов по выкапыванию за гранью нашего понимания. Но если всю жизнь лазишь по кладбищам... Если они что второй дом... Как говорится, понять, значит простить. В-общем, его ментальность переместилась куда-то в сторону, или вглубь эпох, где покойников хоронили под полом. Да что глубь?! У меня три месяца стояла урна с прахом отца, и единственное, что я делал, это старался об этом не думать. Для нас это ещё дико, а заграницей в порядке вещей. "Жуть Москвина" всего лишь в разнице установок. Так Ганнибал ел человечину, а наши дедки/бабки любимую Бурёнку. Мы едим мясо, старательно заштриховывая в голове образ убитых милых братьев меньших. Всё игры разума. Повторюсь, мир вне нашей переменчивой морали, но... без неё мы ничто. Москвин должен остаться "сумасшедшим", как бы мы ему не сочувствовали.

Андрей Рамодин   01.11.2018 23:35   Заявить о нарушении
Пардон, три недели. Но... было как-то не по себе.

Андрей Рамодин   01.11.2018 23:39   Заявить о нарушении
И вновь очень верное замечание про собчаковский гадероб: когда у впавшего в немилость олигарха или проштрафившегося чиновника находят золотой унитаз, а в матрац, условно говоря, зашиты миллиарды рублей, почему то никому не приходит в голову проверить этих скупых рыцарей на вменяемость: зачем складировать у себя дома мертвый, выведенный из оборота капитал, с какой целью хранить тысячи пар не используемых побрякушек? А вот если ты сидишь за копейки в каком-нибудь НИИ, то ты точно сумасшедший.

Паша Цвибышев   02.11.2018 07:21   Заявить о нарушении
Вот и я про то. В детстве мне попалась весёлая детская же книжка про друзей пионеров, которые, типа, то ли попали на необитаемый остров, то ли ещё чего, короче, в их компании оказался смешной толстяк буржуй. Отношения между ними сложились весьма приятельские, но пионеров всё время удивлял и забавлял этот буржуйский сдвиг на деньгах. Киса, зачем вам столько денег? - как бы спрашивали они подобно Остапу Бендеру, потому что у буржуина в глазах были исключительно золотые монетки. Кажется, под конец он им как-то насолил, но дело не в этом (хотя, и в этом тоже), а в том, что в 90-е произошла смена ментальности, золотой телец стал краеугольным камнем людских забот и целей жизни. Разумеется, и в СССР ценилась хорошая зарплата и были трудности с деньгами, но страха умереть под забором не было, деньги были подспорьем и всё. Уровень жизни был примерно равным, доступность благ тоже. Был общий дух аристократического презрения к жажде денег, поскольку это пошлость на фоне действительно высоких и интересных целей, увлечений, вопросов, задач и проч. А сейчас они, естественно, единственный шанс на какую-то стабильность, и то довольно хрупкий с учётом кризисов, исключительно платных услуг и полном наплевательстве к твоей жизни. Мало того, корыстолюбие ранее отдельных дегенератов теперь воспевается - разумеется, ими же, поскольку они у власти, поскольку надо замазать их идиотизм, алчность и мерзость. В результате золотые монетки на повестке дня у всех, и Советский Союз уже привычно оцениваем их важностью, сравнивая зарплаты, сколько стоило то, сколько это, какой советский человек был несчастный, а вот на западе у всех автомобили... Сам дух высоких устремлений и безмятежности испарился, и это естественно, и это жаль. Но, уверен, вернётся - когда Собчаки отправятся в Сибирь.

Андрей Рамодин   02.11.2018 14:39   Заявить о нарушении
Уровень жизни населения в СССР примерно был равным, однако забавно, что коньком Ельцина в бытность его первым секретарем Московского горкома была борьба против номенклатурных привилегий. Да уж, по уровню коррумпированности и привилегий ни один партийный чиновник не сравнится с новоявленными олигархами 90-х. Даже у генсеков не было такой роскоши. За что боролись, как говорится...

Паша Цвибышев   02.11.2018 15:26   Заявить о нарушении
Да, он даже на автобусах ездил.
Разумеется, номенклатурную элиту никто не отменял. Собственно, она и стала причиной гибели СССР (хотя, вопрос тёмный до сих пор). Но не корректно ставить знак равенства между ней и современными олигархами, как в плане роскоши, так и власти. Сам строй не допускал этого. А уж говорить об эксплуатации вообще смешно. Власть служила народу, потому что, по-сути, и была народной - всё просто. Маркс прост. В стране было равенство и братство, я помню это ощущение. Хотя, конечно, были и недостатки, та же номенклатура.

Андрей Рамодин   02.11.2018 16:53   Заявить о нарушении
А что за экзистенциальное примирение?
Что-то вроде описанного вами революционного дресс кича?)

Андрей Рамодин   02.11.2018 16:58   Заявить о нарушении
Да нееет)) дресс-китч это утопия, чистая игра фантазии. Примирение в смысле попытаться, по-возможности, понять и простить. Подчеркиваю, ПО-ВОЗМОЖНОСТИ. Это не значит, что надо брататься с власовцами или педофилами. Но сначала следует мысленно попытаться поставить себя на место другого. Банально, в принципе. Это хорошо работает в публицистике, но в жизни, наверное, малоприменимо.

Паша Цвибышев   02.11.2018 17:48   Заявить о нарушении
Да, вопрос сложный. Хотя, можно вспомнить того же Москвина, когда отец выкопанной девочки обмолвился, что сам он, при её жизни, не уделял ей такого внимания. Редкий случай примирения при, в общем-то, вопиющих обстоятельствах. Примирение же, к которому нас зовут (приближающийся "День согласия и примирения") не более, чем очередной циничный развод, и, похоже, пока нам до экзистенциального примирения, действительно, далеко.

Андрей Рамодин   02.11.2018 19:15   Заявить о нарушении
Красное дело с белым вряд ли когда-либо удастся примирить. Тут, как говорится, или крестик снимите, или штаны наденьте: неоспоримое утверждение одной концепции и безоговорочная капитуляция другой. А праздновать 9 мая и открывать памятные доски Маннергейму — это как венчать розу белую с черной жабой.

Паша Цвибышев   02.11.2018 21:06   Заявить о нарушении
Да-да, хотя как-раз примирение "красного с белым" было наиболее успешным, потому что оправданным с учётом понимаемого патриотизма той и другой стороны. Это и амнистия 20-х годов (Слащёв), и поддержка белоэмиграцией (в большей части) Советского Союза в Великую Отечественную, и песня "Поле, русское поле" из уст белого офицера... Причём, СССР подходил к этому вопросу довольно тщательно - в моём детстве было много фильмов, и художественных и телевизионных, сейчас забытых, о Гражданской войне. И белые там не мазались однозначной "чёрной" краской - разные были люди. Кажется, Колпакиди отметил, что некое примирение тогда уже состоялось. Сейчас же оно невозможно, потому что нам довелось жить в уникальную, абсурдную эпоху, мы словно на машине времени переместились на 100 лет назад - те же орлы, монархисты, капиталисты, либералы, большевики - в СССР это казалось уже далёким прошлым, как Владимир Мономах. И речь снова идёт о рабстве или свободе, о дураках, сволочах и героях. Вот уж действительно - "и вновь продолжается бой, и сердце пылает в груди, и Ленин такой молодой, и красный Октябрь впереди". Таким образом, речь о примирении мерзавцев и угнетаемого народа, конечно, идти не может. С другой стороны, я уверен, что многие из крупных и мелких предпринимателей, бизнесменов, управленцев с охотой примут социалистическую систему просто потому, что им дадут реально работать, работать на пользу Родине, притом, что многие воспитаны в Советском Союзе, некое ощущение равенство осталось в их душе. Разумеется, не все. Так что я согласен с тобой о "неоспоримом утверждении одной концепции и безоговорочной капитуляции другой". На данный момент это только так. Пока вновь битвы не зарастут быльём, теперь уже навсегда.
Ну а доски Маннергейму... - это или наивная дурь, или спланированный мозговой ералаш, когда драпируется Мавзолей, со знамени Победы счищается серп и молот, с шлема Гагарина исчезает "СССР", но 9 мая празднуется, как Второе пришествие.

Андрей Рамодин   02.11.2018 22:32   Заявить о нарушении
Песню я переврал.) "И сердцу тревожно в груди... И юный Октябрь впереди".

Андрей Рамодин   02.11.2018 22:45   Заявить о нарушении