Струны понимания. Глава 110

1. В этой главе мы рассмотрим пятый смысловой фактор "пружина" (04005) символономной контекстной модальности.

2. Пружина также как и спираль сочетает в своей структуре окружность и линейность, но если спираль предназначена прежде всего для поступательного движения (развертка), то пружина использует возвратное движение для накопления потенциальной энергии (свертка).

3. Всем людям приходится в этом мире ошибаться, отступать, мучиться, страдать. Но лишь немногие по настоящему способны превратить это неизбежное возвратное движение в источник энергии, сил и побед.

4. Секретом такого удивительного поворота является способность к интенсивному центрированию. Аспект окружности, представленный хорошо центрированными кольцами пружины, дает возможность при сжатии колец накапливать потенциальную энергию, необходимую для выпрямдения, выздоровления и возрождения. Рассмотрим, как происходит этот процесс на примере контекстного анализа 21 го псалма (он имеет этот порядковый номер в синодальном переводе, в современном еврейском тексте Псалтири это 22 псалом).

5. Этот псалом начинается с пронзительного ощущения богооставленности (не случайно, что ранние христиане соотносили этот псалом с крестными мучениями Иисуса и его последующим прославлением).

Вот эта вводная часть псалма

Боже мой! Боже мой! (внемли мне) для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Боже мой! Я вопию днем- и ты не внемлешь мне, ночью- и нет мне успокоения. Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля. На тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их. К Тебе взывали они и были спасаемы, на Тебя уповали и не оставались в стыде. (Пс 21, 2-6).

6. Посмотрим каким образом динамика этой части псалма может быть представлена с помощью контекстограммы. Герой псалма очевидно находится в точке безысходного разделения между эмпирической и духовной реальностью, крайней смысловой поляризации. Он отчаянно взывает к Богу и не получает ответа. Барьер между "садом" и "полем", о котором я писал в прошлой главе, становится для него непроходимой
стеной. Таким образом речь идет о левом боковом месономном контекстном поле смысловых полярностей L.

7. Что касается Бога, то Его присутствие отображается верхним центральным месономным контекстным полем J смысловых соответствий, вершиной символономики IBJA. Но начинающая месономный цикл проекция из "сада" J в L через верхнее левое угловое контекстное поле общих принципов А движется в одном направлении вниз и влево, к Богу нет возврата через контекстное поле общих принципов (ср. критику абстрактного философствования в начале книги "Звезда искупления" еврейского религиозного мыслителя начала 20 века Франца Розенцвейга). Месономно-актономный цикл подлинной экзистенции должен быть пройден до конца, а не прерван в самом начале.

8. Автор псалма противопоставляет тщетность собственных обращений к Богу о помощи успешным примерам таких обращений у прежних поколений. Эти люди, предки автора, обращаясь к Богу получали помощь и избавление, что в плане контекстного анализа отображается связкой между J и правым верхним угловым полем совершенных традиционных жизненных форм В. Итак парадигма идентичности отображающая начало псалма, это дивизономика JLB.

9. Но автор псалма здесь оказывается за пределами этих уютных традиционных форм. Он одинок и отрезан от традиционной общины, маргинализован и отчужден (среднее левое боковое контекстное поле "чужих" Е и связка EL). Таким образом ему предстоит вернуться к Богу другим путем, пройдя весь месономный цикл разрушения и возрождения.

10. Действительно от левого бокового месономного поля L смысловых полярностей герой псалма в полном соответствии с логикой описанного мною в начале второй части этой книги актономно-месономного цикла попадает в сферу действия нижней актономной модальности асперономики IDKC (от латинского слова asperus трудный) и в особенности ее нижней половины квантономики DKC, связанной с умалением/кеносисом и уничижением. Речь идёт прежде всего об отрезке DK связывающем нижнее левое угловое контекстное поле мира/рынка/смерти с нижним центральным контекстным полем смысловых ориентаций/выборов. Вот этот текст (в синодальном переводе).

"Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: он уповал на Господа, пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему. Но Ты извёл меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей. На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты Бог мой. Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет. Множество тельцов обступили меня, тучные Васанские окружили меня. Раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий. Я пролился как вода, все кости мои рассыпались, сердце мое сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла как черепок, язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свёл меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из меня зрелище. Делят ризы мои между собой и об одежде моей бросают жребий. Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя, поспеши на помощь мне; избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою; спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня (Пс 21, 7-22).

11. Центральное значение здесь имеет то, что вместо того, чтобы отчаяться в Боге и Его помощи в этих трагических и по-видимому безвыходных обстоятельствах герой псалма напротив ещё сильнее стремится приблизиться к Богу в надежде на то, что Бог тем самым скорее почувствует страдание его сокрушенного тела и услышит вопль его сокрушенного сердца. Иными словами, находясь в нижнем центральном месономном поле К смысловых ориентаций/выборов герой псалма делает свой выбор и таким образом восстанавливает резонансный контакт между К и верхним центральным месономным контекстным полем J смысловых соответствий.

12. Этот контакт и обуславливает драматический смысловой поворот в положении героя псалма: активацию третьей фазы актономного цикла софрономной парадигмы идентичности IKMJ. Сжатая до предела пружина наконец начинает распрямляться превращая личную трагедию в общественный и культурный триумф мирового значения. Инструменальная вертикаль FH переосмысленная в расширенных рамках резонанса меэду асперономикой и символономикой по динии КJ, переходит в горихонтальную коммуникативную связь между смысловыми полярностями L и новыми интегративными общественными сущностями М, иными словами тем самым опосредуется и преодолевается роковое противоречие между "своими" G и "чужими" E , замыкающее межчеловеческое общение в узкие рамки конфликтного минимума (ср. мировые войны). Происходит наконец подлинная реализация этономного золотого правила. Создаются наконец основы для подлинного межчеловеческого взаимодействия за счет осознания того фундаментального факта, что Богу не все равно, что будет с самой затертой и пропащей человеческой личностью. Преодолевается безличный детерминизм судьбы и смерти. Вот как я выразил это в одном из своих стихотворений.

13. Как скобки закрываются недели
    И месяцы и годы и повсюду
    Одни лишь запираемые двери
    Затворами хранимые причуды

    Насмешливой судьбы очарованье
    Уж больше не прельщает полоненных
    Редеющие движутся в тумане
    К мостам эпох молчащие колонны

    И, допуская невозможность чуда,
    Все ждешь когда разбитыми губами
    Вдруг шевельнет неведомо откуда
    Со-бытие, со-чувствие, со-знанье

14. Новая сфера горизонтальной совместности, разрывающая загробную безысходность замкнутых скобок конечной судьбы, возвещается шевелением разбитых губ (ср. у Мандельштама " губ шевелящихся отнять вы не могли"). Это шевеление обнаруживает, что помимо данного особенного, чья застывшая форма становится человеческой судьбой у человека есть более глубокий энергетический уровень соотношения общего и отдельного, которое опосредуется и активируется внутри цикла богоцентрирования. Но это чудо пробуждения к духовной жизни ранимо и открыто и составляет проблему для распоряжающихся данностями сильных мира сего. Разбиты шевелящиеся губы пророков богосознания, также как в рассказе Евангелия от Иоанна прислужник первосвященника ударил по лицу говорившего Иисуса (Ин 18.22).

15. Ключевым моментом проповеди Иисуса было утверждение, что Богу не безразлично, что происходит с самой обычной отдельной человеческой душой. Конечно такое сосредоточенное на личности понимание, выходящее за рамки официальной религии коллективного благополучия можно найти уже у пророков и особенно в псалмах. Однако для того, чтобы это утверждение не оставалось голословным нужна была новая реальность, в которой горизонтальный диалог и взаимопомощь преодолевали бы иерархические барьеры и социальную изоляцию. Раннехристианские общины представляли собой эту новую реальность и именно это обстоятельство флрмировало социальный контекст новой духовной динамики.

16. Внутри этой динамики универсальность божественного присутствия преодолевала социокультурные барьеры, отдельное и общее находили связь с друг другом помимо исторических форм особенного и связанных с ними обособлений и исключений. Очень интересно то, что дыхание этого нового универсализма ощущается и в заключительной части 21/22 псалма. Внутри этой новой расширенной связи между общим и отдельным смерть, как выпадение из жизни, как сферы особенного, также утрачивала свою катастрофичность и окончательность и оказывалась лишь моментом в движении от небытия к вечному пребывающему бытию.

Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя. Боящиеся Господа! Восхвалите Его. Все семя Иакова! Прославит Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля. Ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от Него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему.

О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его. Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши вовеки!
Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли и поклонятся пред Тобою все племена язычников. Ибо Господне есть царство и Он- Владыка над народами. Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонится пред ним все нисходящие в перст и не могущие сохранить жизни своей. Потомство (мое) будет служить Ему и будет называться Господним вовек. Придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся,что сотворил Господь. (Пс 21, 23-32).

Конец третьей части.


Рецензии