Друг мой, тошка...

 
                (Рассказ)

Жил в нашем дворе добрый, а потому казавшийся "со странностями", мужчина средних лет. Звали его Александр. Но для нас он был просто Сашкой.Потому, как ещё "в дикой молодости" вместе с другими мальчишками в "коробочке" гоняли в мяч. Независимо от погоды и времени года. Сашка был всех нас старше.Меня-почти на десять лет, не считая нескольких месяцев. Но разницы в возрасте никто не замечал, потому как совместное времяпровождение сближает людей с разными характерами и интересами, и поэтому подразумевает обращение исключительно на "ты".

Время шло. Многие отслужили в армии, устроились на работу, успели жениться, и обзавестись потомством. Но привычка "приходить на футбол" по выходным осталась. Правда, это уже был ДРУГОЙ футбол."Коробочку" давно разобрали, и использовали старые доски по другому назначению-пустили "на дрова" для растопки гудрона-крыть крышу одного их наших домов. В напоминание о спортивном сооружении остался потрескавшийся от времени "пятачок" асфальта.
По субботам затаривались пивом, и шли в гости к Сашке-смотреть футбол. Он не так давно установил модную тогда спутниковую "тарелку", поэтому проблем с просмотром футбольных матчей не было. Там, же, у Александра заключалось "пари". На то же пиво. Проигравшие проставлялись, и "куш" распивался там-же, под сушёную рыбку, анекдоты, и житейские разговоры.
Было одно "золотое правило"-в компании не должно быть никаких женщин. Даже общих знакомых подруг.. Сначала мы недоумевали-как же так? Но Александр объяснил, что квартира холостяка-это не место для "левых" подружек, и случайных "влюблённостей".
Как-то после просмотренного матча, зашёл у нас разговор "за жизнь".
-Сань, вот послушай... Тебе уже пятый десяток, а ты до сих пор-один... Непорядок это...
Захмелевшие голоса друзей подхватили:-Да, мол, не дело это-в одиночестве жить.
После недолгого, задумчивого молчания, хозяин квартиры произнёс:
-Вы к чему это сейчас мне сказали? Мне как бы и так не плохо. Никто не кричит, не ругается, за "чё так поздно припёрся", не брюзжит про "где деньги, и почему так мало?"... Приспичило "это дело", позвонил Наташке, да и сходил к ней "в гости".
Наташка-симпатичная бабёнка в теле,"комочек позитивной энергии", но по-своему несчастна в личной жизни. Два брака-и столько же разводов. Один-бабник, "каких свет не видывал", другой-"козёл, ещё тот...". В общем-Облом Иваныч на личном фронте. Вот к ней и похаживал иногда Сашок. Два одиночества-пара...
-Не, Сань, ну это понятно... А как насчёт кошек, собачек там? Приходишь с работы домой, а они тебе радуются, как в том мультике про "Простоквашино..."
-Вот именно-Простоквашино...-Эхом ответил Александр.-Ты посмотри-какие у меня красивые обои! А ремонт-какой я "забацал"!?
-Ты к чему это?-Мы непонимающе смотрели на разошедшегося холостяка.
-А к тому! Все эти кошки-собаки должны жить в селе, или деревне! Охранять дом, ловить мышей... Мне квартиру жалко-попортят ведь обои.. Да и воздух пропитан животными будет... Рад бы, но-не дело это.
-Тогда птицу какую-нибудь заведи,-вставил слово до этого молчавший Андрей.
Александр снова ненадолго замолчал, затем плавно перевёл разговор на другую тему, и через десять минут мы уже не вспоминали о "кошках-собачках", а через час разошлись по домам.
Так бы никто не вспомнил о недавнем разговоре, если бы в пятницу один из друзей, не увидел шедшего домой в повышенном настроении Сашку. В руках он нёс пока ещё пустую клетку белого цвета.
Узнать о новом "пернатом друге" мы решили ещё через неделю-глупо и неумно было припереться в гости всей "кодлой товарищей", и "ненавязчиво поинтересоваится"- что это за ПТИЦА-ГОВОРУН у него в клетке обитает? Хотя насчёт ГОВОРУНА оказались отчасти правы.


ТОШКА-ТОСЯ

В то субботнее утро погода была "не айс"-лил, как из ведра, осенний дождь, накладывая свой отпечаток грусти на уже начинавшийся первый выходной. По телеящику сегодня опять ничего интересного-одни мелодрамы, да познавательные передачи.Я набрал Сашкин номер-мол, мы к тебе зайдём "на футбол"?
-Давай! Только, чур-курить на балконе, и не сквернословить!
Приняв очередной сашкин "бзик" за английский юмор, я обзвонил ребят, и через полчаса в предвкушении футбола, мы расселись на диване, откупоривая бутылки с пенным, янтарным напитком.
Всё было мирно-чинно до тех пор, пока не показали неудачный голевой момент одного из игроков команд.
Тут, не стесняясь в выражениях, самым мягким из которых было-"руко..пый!", мы взревели...
Из соседней комнаты тут же донеслось-"чирррик-чирик!!!". Интерес к футболу тут же пропал-мы вопросительно посмотрели на Александра-кто это?
-Это мой новый друг-Тошка. Попугайчик мой,-улыбнувшись пояснил тот.
Мы пошли в дугую комнату,Там хозяйничал волнистый попугай голубенького цвета. Он оглядел вошедших "гордым орлиным взором", чирикнул что-то там по-своему, и спланировал с книжной полки в клетку. Потеряв к нам всякий интерес, занятся трапезой.
-Ты хоть его разговаривать учишь?
-А как же?
-И что ты ему говоришь?
-Тоша хороший, Тоша-птица! Тоша-орёл! А когда меня не слушает, говорю-"в лоб хочешь?!"
Мы дружно засмеялись.
-Ну и как? Повторяет? Понимает насчёт "в лоб..."-то?
-Да как сказать... Пока только чирикает по-своему. Понимает, конечно. Сразу озоровать перестаёт... Вот недавно приучил на руку мою садится...
-А ну, покажи!
Сашка протянул руку в клетку, приговаривая;-Тошка, Тошка, Тошка, Тошка... Умная птичка...
Всё это он говорил нараспев, с нежностью в голосе, как любимой женщине.
Птица заметалась в клетке, затем, успокоившись, прыгнула на указательный палец Александра.
-Умничка ты мой, хорошая птичка...
-Ну-ка,  дай-ка, я твоего Тошу на руках подержу,-попросил Сергей.
-Бери... Только-осторожно.
Сергей осторожно поднёс свою руку к присмиревшей птице, и резко заключил её в свои объятия.
Та затрепыхалась-забилась в сжатом кулаке гостя, затем так же внезапно притихла.
-Ты поаккуратней-не раздави моего друга...
-Да как можно, я и так аккуратней...-Сергей оглядел птицу со всех сторон.
-Твоя птичка никогда не будет говорить,-резюмировал тот.
-Это почему это?-Насупился Сашка.-Я что, плохо его учу?!
-Потому что это-самка, Тося, а не самец. Вот поэтому, дружище... Ты как птицу вообще выбирал?
-Ну, это... пришёл в магазин, показал на понравившегося попугая, и говорю:-Продайте мне пожалуйста эту птицу! Ну, мне достали, пробили чек, и поздравили с покупкой...
-Ну и я тебя поздравляю! С попугаихой!
Нам опять стало весело, несмотря на то, что наша команда проиграла европейской с "сухим" счётом.
-Всё равно она у меня Тошей будет. Привыкла уже, отзывается...
-Да нам-то что, дружище? Главное, чтобы "чирикала по делу"!


ДО СВИДАНИЯ, ПТИЧКА!

Через некоторое время мы потеряли связь с Александром. Его домашний телефон издавал протяжные, длинные гудки, да и на "футбол" перестали ходить по причине отсутствия приглашения. А ещё чуть позже я заметил, как в Сашкину квартиру входят новые жильцы-молодая семейная пара. Тогда это событие вызвало у меня множество вопросов, на которые не находил пока ответа.
Уже по весне я встретил Александра в универсаме, что находится в паре кварталов от нашего двора. Столкнувшись нос к носу в толпе покупателей, мы перебросились несколькими фразами.
-Привет!
-Здорова! Ты куда пропал? Спешишь?
-Да нет...
Давай через десять минут у входа встретимся?
-Добро.

Мы сидели в парке на скамейке, и разговаривали "за жизнь".
-Знаешь, а ведь у меня нет больше Тоши-Тоси...-Сказал, затянувшись сигаретой, Саша.
-Как это-"нет"?
-А вот так вота...Через несколько дней заболела моя птичка... Я и раньше подозревал, что Тоша может и болен, только гнал эту мысль прочь. Птичка у меня имела "свободный выгул"-клетка всегда была открыта. Замечаю, что попугаиха моя не так летать стала-мало да низко... А в последние два дня вообще "пешеходом" стала. По полу ходит, мало летает, даже не чирикает... Ну, думаю, это-временное явление... А через два дня не стало моей птички-улетела она...
-Как это-"улетела"? Куда?-Не понял я.
-Совсем. В другой мир... Понимаешь...в последние два дня Тошка ко мне на плечи садилась, что-то щебетала, на голову прыгала-чуть не гнездо там вила... Я отмахивался- мол, уйди, не до тебя... А она ведь прощалась со мной. В клювик мои чётки брала, тыкалась своим клювиком мне в руку... Плохо ей было...  А утром... Она улетела...
На глазах Сашки выступили слёзы.
-Я полдня не решился взять мою птичку из клетки... Понимаешь? Вроде недолго у меня жила, около двух недель, а кажется-всю жизнь...  Дома клетка пустая стояла-кажется, что войду в комнату, а там-моя птичка чирикает. Дождь стучит по оконным откосам, а мне кажется, что Тошка в клетке прыгает, только не подаёт своего голоса... И так мне тошно стало... Ещё бы чуток-и ушёл бы в штопор... Собрался, и заявился к Наташке без разрешения и звонка... Правда получил от неё... Мол, а если бы меня дома не было? Или-я дома не одна была?!... Короче, сгрёб я её в охапку, и заявил, что ждал бы её до утра, или до тех пор, пока она не придёт. А насчёт "не одна"-огребли бы её гости "люлей"! Сил не хватит-соплями по стене размажу!...
Ну, после такого заявления я остался у неё уже не в качестве любовника... Сам понимаешь... Квартиру свою сдал квартирантам. Ты наверно уже их видел... Ну вот так как бы и живём.
Мы поднялись со скамейки, обменялись рукопожатиями, и собрались разойтись в разные стороны, как Сашка задержал мою руку в своей, и произнёс:
-А знаешь, мы ведь неразлучников взяли. Теперь у нас живут-чирикают. Они ведь как мы-всё понимают, только сказать не могут. Копируют наши слова, "повторяшки"...
Он освободил руку от рукопожатий, и спросил:
-Знаешь, почему Бог даёт людям большие тела?
-Почему?
-Потому что в маленькое тело большая, добрая душа не поместится. Это я-о своей Наташке.
Он улыбнулся, и пошёл своей дорогой, оставив меня наедине со своими мыслями.
Как всё-таки мало человеку надо-ЛЮБИТЬ, И БЫТЬ ЛЮБИМЫМ. И как много мы ошибаемся, принимая призрачное "завтра" за счастивое "будущее"...
Я шёл неторопясь домой, и во мне проснулся маленький философ, который размышлял о смысле бытия, и спорил с мерцающими, далёкими звёздами о превратностях судьбы...


Рецензии