Рейс Ашхабад-Шинданд

Ещё до службы в армии Валерий по окончании школы успел окончить курсы шофёров: по направлению совхоза «Ленинец» учился в «Сельхозтехнике».
– Только два месяца и удалось поработать. А тут – призыв в армию. В начале восьмидесятых очень престижно было стать солдатом, надеть армейскую форму. Призвали нас третьего апреля 1982 года. Посадили в поезд. Везут и везут. Заметили: когда отправлялись, ещё холодно было, а тут вдруг тепло стало. Смотрим из окна и видим: верблюды ходят!
В приграничной Кушке для новобранцев организовали двухмесячный карантин. Ребята привыкали к местному климату: ведь он такой же, как в Афганистане. Вот только им никто не говорил, что ждёт их впереди. Лишь после карантина, когда всех погрузили в самолёт, стюардесса, улыбаясь, сообщила, что самолёт выполняет рейс Ашхабад-Шинданд. Мы об этом догадывались, но открыто нам никто не говорил, что предстоит служить в Афганистане, а информации тогда о войне было немного. Как потом удалось выяснить, солдат отправляли в провинции Афганистана и на машинах. Но душманы слишком быстро сообразили, что из Союза идёт пополнение, засекали и обстреливали колонны. И тогда командование приняло решение доставлять новобранцев самолётами.
Спустились по трапу, огляделись вокруг.
– В Шинданде было дико! Ведь это второй по величине аэродром в стране – после Кабула – а там… дома – мазанки, люди на ишаках ездят – средневековье!
Валерия Николаевича Бардашёва направили в армейский автобат – водить КамАЗ. Сначала был сухогруз, но вскоре пересел на один из «ливняков». Так солдаты называли машины, перевозившие горючее – бензин, керосин.
– В нашем батальоне было четыре роты: одна ходила в Союз за продовольствием, три другие – «ливняки». Их сразу прозвали смертниками, потому что именно они стали главными мишенями душманов. Идёшь по дороге, а за спиной у тебя тонн десять бензина, или солярки, керосина. Мы доставляли их в ёмкости, чтобы заправлять вертолёты и самолёты – стратегический транспорт! Самое трудное – перескочить через перевал, «зелёнку» перед Кандагаром. Это надо было делать очень быстро! Потому что душманы там у себя дома, каждый кустик их прикроет, нам их не видно, а мы у них – как на ладони.
Было дело – попали под обстрел. Пробили колёса. Но всё же удалось выбраться из-под огня! К счастью, двигатель не пострадал, доползли всё-таки до своих на пробитых колёсах.
Валерий Николаевич вспоминает своих сослуживцев:
– Мы призывались одновременно с Николаем Кондратенко, Алексеем Сирбиненко. Вот только служить довелось в разных частях. Комбатом у нас был майор Стрижеловский с Украины – молодец мужик! Строгий, но справедливый. Если кто провинился – наказывал.
Домашние не знали, куда сын отправился служить. Письма, посылки отправляли по адресу: «Кушка, до востребования».
– Мне даже посылку присылали. Там всегда хотелось сала! Ведь ели всё консервированное. Попросил. Родители посылочку собрали. Правда, пока она до меня дошла, сало и конфеты поплавились от жары, пряники засохли.
В письмах домой писал о погоде. Мама, скорей всего, догадывалась, где её сын, но Валерий старался не тревожить.
Судьба к нему была милостива. «Слава Богу, уцелел!». Ранений не было, а вот болезни потрепали изрядно и сегодня дают о себе знать с новой силой. Из-за брюшного тифа Валерия даже в отпуск домой отправляли. Как же трудно было потом возвращаться обратно в пекло! Но дослужил честно, в своей же роте.
– Когда вернулся домой, вновь пошёл работать в совхоз «Ленинец» шофёром на ГАЗ-53. Позднее учительствовал – в местной школе трудовиком – по-нынешнему – учителем технологии. Женился. Мы вырастили двоих детей. Дочь Оля окончила педагогический, сын Алёша по образованию инженер-механик, учился в Зернограде. Он ещё в школе к железкам тянулся, в седьмом классе уже мог самостоятельно водить трактор.
Сегодня у Валерия Николаевича размеренная жизнь: занимается личным подсобным хозяйством. О войне старается не вспоминать. Разве что по особым случаям…


Рецензии