Ушла, как вечность, целая эпоха

На днях мой виртуальный друг, пишущий свои произведения на литературном сайте под псевдонимом Павел Маслобойников, написал в рецензии, что, по его мнению, словосочетание «рожденный в СССР» относится к поколению, кто родился до 1963 года.  Я на его рецензию не ответил, хочу сказать сейчас – СОГЛАСЕН.

Так же на днях мне на глаза попалось стихотворение, автор которого неизвестен. Вот оно.

"Однажды я проснулся очень рано.
Бессонница.  Включаю телевизор.
И вдруг сюжет из "Кинопанорамы"
Показан был из прошлого сюрпризом.

Смотрел отрывки старой передачи
И ностальгия охватила безудержно.
Ведущий там Рязанов, нет рекламы,
И обнимает Фараду Абдулов нежно.

Вот Горин молодой и безбородый,               
А рядом с ним Миронов, бодр и весел.
Талантлив, в этом суть его природы,
Он так играл, что все вскочили с кресел.

 Гафт с Остроумовой ещё не поженились,
Гердт много шутит и о прошлом не печётся,
И в студии все словно породнились,
Большой семьёй, как в песенке поётся.

Отдельным кадром Ширвиндт и Державин,
Их пара, как всегда, неразделима.
И восседает Табаков, как добрый барин,
И Лановой проходит бодро мимо.

Хазанов в этот вечер зажигает,
Караченцов заливисто смеётся,
Ерёменко о будущем мечтает,
А Харитонов - что успех вернётся.

Никитины прошли, какая пара!
Их песни всей страною овладели:
Я помню, каждый вечер под гитару
На улице про Александру пели.

Вот Гурченко, ещё без изменений,
А Яковлев подтянут и любезен.
И Окуджава, безусловный гений,
Спел про войну. Ну как же он без песен!

Вот гордая осанка у Миледи -
Так Терехову часто величают, -
И Казаков ещё Израилем не бредит,
И Михалкова без кавычек уважают.

Высоцкого все дружно вспоминали -
Всего два года как его не стало, -
Сюжет о нём и песню показали:
Он столько сделал, хоть прожил так мало!

Они для всех казались эталоном -
Мы с ними веселились и грустили, -
Киношно-театральным эскадроном
Артисты весь народ с ума сводили.

Как много лет прошло! А может, мало...
И многих нет, иные уж далече,
Но вот под ложечкой тревожно засосало,
Хоть говорят о том, что время лечит.

Ушла, как в бездну, целая эпоха,
И времена другие наступили,
Но иногда, когда бывает плохо,
Поем о том, как молоды мы были..."

Видимо, автор написал это стихотворение в 1982 году, коль упоминает о смерти Высоцкого. Но это детали, главное, он пишет об известных людях, которые жили и творили в ту эпоху, когда нормальные люди нашей страны жили в дружбе друг с другом –  русские,  украинцы, казахи,  таджики,  грузины с армянами и азербайджанцами. Жили вполне нормально, хотя и без излишеств, которые простому человеку не нужны. Квартиры получали бесплатно, платили символическую плату за коммунальные услуги. Да, не у всех в квартирах шкафы ломились от хрусталя и не висели на стенах ковры.  Но на улицы не было страшно выпускать детей одних, все были сыты, обуты.

Хотя зерна вражды, посеянные нашими недругами, уже прорастали. Я помню свою поездку в Эстонию, когда местные старались показать приезжему, что плохо знают русский язык, поэтому и не отвечают на его вопросы, как пройти куда-нибудь. Но Прибалтика считала себя Европой, и свысока смотрела на Россию, хотя, по сути дела, жила за её счет.

Я родился намного  раньше 1963 года, застал еще ту трудную жизнь, что вели мои односельчане далеко на севере Хабаровского края. И хотя зимой нас отделяли 200 км от ближайшего населенного пункта, мы не считали себя обделенные вниманием советской власти.  Летом к нам плавали пароходы и катера, на которых мы могли уехать на Большую землю, хотя так не называл, как некоторые камчадалы и сахалинцы. Зимой в 50-е годы к нам можно было приехать на машинах  по зимниками, дорогам, проложенным по руслам рек. А аэросани доставляли нам почту, и лишь непогода мешала нам получать её. Потом полетели самолеты. И маленькие Як-12, которые брали всего три пассажира, и Ан-12, где могло лететь 10 или 12 пассажиров . И тогда вместо 5-6 дней поездки на пароходе можно было за 4-5 часов долететь до Хабаровска.

Наши три рядом расположенных поселка имели свою специализацию в жизни золотодобывающего прииска, самого крупного в Хабаровском крае. В одном жили люди, непосредственно добывающие золото на драгах и гидравликах, во втором была перевалочная база, потому что поселок стоял на реке, а в третьем была небольшая гидроэлектростанция и большие поля, где выращивали овощи для всех трех поселков.  И были люди, которые заботились о здоровье всех жителей, об их  обучении и развлечениях, о питании и других важных для каждого человека вещах. Причем в двух небольших поселках были школы, вначале начальные, потом они стали семилетками, а в большом поселке была средняя школа с интернатом.  Основную массу жителей в этих поселках  в период моего детства и юности составляли люди, приехавшие в эти суровые края отнюдь не добровольно, а спецпереселенцы. Теперь мы знаем, что это были люди, которых под выдуманными предлогами арестовали, и сослали на поселение, чтобы была рабочая сила в северном районе, где основной вид деятельности еще с конца XIX века  - золотодобыча. Были и приехавшие за «длинным» рублем, так называемые вербованные, а также посланные по распределению после институтов и техникумов. Были люди всяких национальностей – русские, украинцы, евреи, татары, башкиры, представители местных северных народностей, которых чаще называли просто гиляки. Это собирательное название негидальцев, нивхов, ульчей и других малочисленных народностей Севера.

И никто не знал, кто твой сосед, спецпереселенец или вербованный, не было разговоров об этом, все были дружны. Все жили примерно одинаково, т.е. не голодали, но  бедно, в казенных квартирах. В них разве что железные кровати и немногочисленные шкафы были куплены в магазинах, все остальное делалось самими жильцами или местными столярами. Воровать в них нечего было, все жили от зарплаты до зарплаты. Соседи часто брали у людей деньги в долг, им давали, потому что не было такого, чтобы долг не был возвращен. На входных дверях не было замков, лишь щеколда со вставленной палочкой – чтобы дверь не открылась ветром и знали, что хозяев нет дома. Но зато раз в три года каждый труженик мог поехать в любую точку Советского Союза совершенно бесплатно, и так же бесплатно лечиться в санатории по путевке, или за половину стоимости по курсовке. Потому что наши поселки относились к северным территориям, у которых были такие льготы.

Потом жить стали лучше. Появились первые радиоприемники, стиральные машинки, холодильники, они стали появляться вначале в квартирах передовиков производства или кое-кого из блатных для торговых работников. Именно тогда на входных дверях появились первые навесные замки. Наши родители работали, а мы им помогали – убирали в квартирах, топили печи, выносили помои, носили в дом воду из колодцев или водокачек. Были немногочисленные бабушки, которые ухаживали за малышами доясельного возраста. У всех были свои обязанности, чтобы жить. И самой главной обязанностью для моего поколения была учеба в школе. Причем в этой учебе все было честно, хватало в школе двоечников, и никакой блат не давал преимущества в учебе. Не хочешь учиться – оставайся на второй год.  Поэтому кое-кто вместо 10-11 лет учился 12-13 лет. Помню, вычитал, что Борис Ельцин вместо 10 лет учился 11, т.е. в каком-т классе  учился два года. Передовиков-школьников первыми принимали в пионеры, потом в комсомол. И на школьных выпускных экзаменах все получали оценки по заслугам. Мне, победителю районной Олимпиады по химии,  поставили в «аттестат зрелости» четверку, потому что я грубо нарушил школьную дисциплину на одном из уроков по химии.

Так было в наших поселках в пору моей юности. И так жили все мои земляки, которые сейчас со мной на связи. Мы до сих пор вспоминаем,  как жили в детские и юношеские годы, как учились в школе,  заявляем, что у нас было счастливое детство. Ведь кроме помощи родителям, мы еще неплохо проводили свободное время. Летом ходили на рыбалку, в лес по ягоды, за грибами, совершали туристические походы. Зимой катались на санках или лыжах с гор, совершали прогулки на лыжах по лесу.  Все активно занимались спортом, и большинство имели на груди значки БГТО и ГТО.  Нас воспитывали настоящими патриотами своей страны, готовили к самостоятельной жизни. Ведь даже документ о среднем образовании назывался «Аттестат зрелости».  И многие выпускники нашей школы стали нормальными людьми, получили высшее и среднее специальное образование, стали квалифицированными специалистами, вырастили хороших детей, уважающих своих родителей.  Конечно, были среди земляков всякие люди, и не очень порядочные, но это не значит, что упущения были в школе или в воспитании в семье. Как говорится, «в семье не без урода».

О своем «несчастливом» детстве мы узнали в годы горбачевской «перестройки», когда на всех углах ругали все советское. Правда, кто-то из нас вспоминал, что в конце 50-х годов из наших поселков уезжали семьи в западные районы страны, на Украину.  Уезжали наши друзья и подруги, но поддерживать связь с ними мы не стали. Молодые были в те годы.  Краем уха слышали о «культе личности» Сталина, о репрессиях и миллионах сгинувших в лагерях, кое-кто вспомнил лагерь рядом с нашим поселком, где заключенные валили лес для работы электростанции,  и отопления деревянных домов в поселках. Лагерь был расформирован сразу после смерти Сталина.

Именно в 80-е годы я узнал от родителей, что их семьи в 30-е годы были репрессированы. Семью отца сочли кулацкой, хотя мой дед был засольщиком рыбы в селе на нижнем Амуре,  а это была престижная специальность в те годы, и семья жила зажиточно, но все члены многочисленной семьи трудились от зари до зари. Всю семью сослали на спецпоселение, конфисковав дом и растащив все нажитое за долгие годы имущество,  домашний скот. И моего дедушку по материнской линии под надуманным предлогом сослали на север добывать золото на прииске, но потом, с учетом его крестьянского опыта,  поставили организовывать артель для  выращивания овощей для золотодобытчиков, в дальнейшем организовали на базе артели колхоз, где дед стал председателем.  Но это не помешало мне иметь хоть и трудное, но счастливое детство.

Так что прав Павел Маслобойников, который сказал, что рожденные в СССР были как раз рождены до 1963 года, когда начался откат от завоеваний социализма в сталинский период. Тогда еще не сказались на жизни советского народа дурацкие «реформы» Хрущева, ни продажа партийной верхушки во времена Брежнева идеалов социализма, которая привела Советский Союз к краху из-за заключения с капиталистами невыгодных для нашей страны договоров.  Именно тогда в 1967-68 годах страна отказалась  от производства собственной сложной техники в ответ на посулы  Запада  завалить нас всем необходимым,  в обмен на поставки нефти и газа.  И наша страна превратилась в сырьевой придаток, по выражению Барака Обамы, в «бензоколонку». И лишь производство вооружений было на относительно высоком уровне.  А потом и Горбачев заключил невыгодные для СССР договора об ограничениях вооружений с США,    и оборонная мощь стран, создаваемая многими тысячами тружеников, резко упала.  А Ельцин вообще за счет России спас США от экономической катастрофы.

Эпоха, которая включала в себя больше 70 лет построения самого справедливого общественного строя, которая дала человечеству огромное количество образованных, талантливых людей,  построенных промышленных предприятий, заводов и фабрик, хорошо функционирующих колхозов и совхозов, видных ученых, врачей, педагогов, после развала СССР закончилась.  За годы советской власти появилось больше 1100 новых городов, многие тысячи домов, где могли жить советские труженики. Построены заводы, благодаря которым существует сегодня «демократическая» Россия, в которой тысячи заводов, фабрик, поселений,  прекратили свое существование, где пустуют сотни гектар плодородных земель.  Предлагают гектар земли на Дальнем Востоке, а вот в эпоху царизма давали по 10 гектар на человека. А обилие на прилавках только потому, что покупательная способность населения не позволяет все это купить очень многим категориям населения.

Я благодарен судьбе, что я жил в эти годы, и живу сейчас, когда могу сравнивать. Это нынешнее несмышленое поколение, уткнувшись в гаджеты, живя в компьютерном мире на шее своих родителей, бабушек и дедушек, может ругать тот строй, что был в России когда-то. Видя на экранах телевизоров рай в западных странах, эта молодежь думает, что они, не прилагая никаких усилий, будут жить так же, если примут западные ценности.  Им бы побывать в некоторых кварталах городов в США и в Европе, где живут негры, латинос, мусульмане, арабы, и тогда узнать истинное лицо западного мира с раем только для богатых, и адом для всех остальных.  Не знаю, что ждет это поколение, хотя в их число входят и мои внуки, которым я желаю счастливой жизни, но не уверен, что она у них будет.


Рецензии