Мир как Грёза Бога

Мир как Бог И ГРЁЗА БОГА.

В мистике существует такое направление, как пантеизм, отождествляющий Бога с Природой, а природу с Богом. Он породил разные версии себя, которые в целом я бы назвал объективно реакционными системами. Истоки пантеизма известны и разнообразны.Это индийская религиозная философия и религия, частично гностицизм и множество систем разного рода мистиков. Из философов особенно интересные системы такого толка имеются,например, у Фихте и Гегеля. Индийской доктрины придерживается талантливый психолог Ст. Гроф ("Космическая игра"), развивший теорию мира как игры Божества-Абсолюта. И Фихте и Гегель потерпели в построении своих систем неудачу и особенно в аспекте пантеизма. Вместе с тем они наиболее рационально и системно провели идею пантеизма через свою философию. Фихте вывел мир из Абсолютного Я (Бог-Абсолют?). В итоге сам мир стал иллюзией, фантазией Божества. Абсолютное Я породило само себя, но фактически это была Абсолютная субъективность, субъект без объекта, внутреннее без внешнего, сверхсознание, грезящее о мире в пустоте, поскольку всё внешнее и материальное, всякая форма и тело лишь иллюзия,созданная "Я",Богом, фантом, идея Бога и в Боге, поскольку кроме "Я"-Бога нет ничего. Желая создать систему свободы, Фихте создал противоположное: в мире человека свобода оказалась формой иллюзии,как и сам человек. А фактическая свобода - у Бога - во-первых,превратилась в произвол, а во вторых, оказалось неполной, свободой в субъективном бытие Бога, способной грезить, но не создавать реальные вещи. Сам Бог оказался сущностью без формы, бытием без материи, духом, не имеющим своего материального места, своего тела, так как всё телесное оказалось лишь идеями бога, этого сверх-сознания без почвы, фантазиями Бога о мире,которого нет.
Гегель обожествил Идею,т.е. Разум, отказавшись от статики, он представил Абсолют-Бога в его развитии, последовательно порождающего мир во всём его многообразии.Но Абсолют необходимо должен быть,по Гегелю, Разумом ВСЯКОЙ реальности. И Гегель не смог объяснить существования в бытии и мире всего загадочного, ирреального, злого, всяческих мелких и крупных негативностей, того, что не вписывается в действия Разума-Добра,Конечно, диалектический метод позволил Гегелю показать "добро-зло" в процессе, в развитии, например, от негатива к позитиву. Но в конце концов развитие Абсолюта должно было окончится совершенным миром, т.е. современным Гегелю обществом, а оно было фактически далеко от всякого совершенства. Само происхождение Зла Гегель не смог объяснить, как и генезис неразумного бытия в самом Боге-Благе. Либо Зло в самом Боге или часть Бога и его Творения (тогда Бог не вполне Разум),либо Зло лишь иллюзия зла (а это оправдание всякого зла в мире). Либо существует две реальности - разумная и неразумная,Бог и Дьявол,два Абсолюта. Но Абсолют необходимо должен быть одной реальностью,так как всё в нём и он всё. Так дуализм разрушает монизм системы Гегеля.
Гроф очень талантливый психолог-экспериментатор, ставший и мистиком. Его книги о Боге,играющим в мир и миром интересны, красноречивы, внешне непротиворечивы. Но это внешне. Внутренних противоречий ему избежать не удалось. Его Бог скучает и делает мир своим театром, мир идеи и формы Бога. Когда инквизитор пытал и сжигал человека, это было лишь развлечением для Бога, экзотикой его бытия и чувств. Бог и режиссёр и актёр своего театра, палач и его жертва. Это понимание Бога скорее компрометирует его, а само добро-зло становятся фикцией, необходимой для развлечения вечно скучающего Бога


Рецензии
Посмотрите "Просто христианство". — Клайв Стейплз Льюис.
Вдруг Вам покажутся "логичными" его рассуждения?
Будьте здоровы.

Ваня Сталкер   31.10.2018 12:35     Заявить о нарушении
Спасибо. Посмотрю.

Николай Островский 2   19.11.2018 16:39   Заявить о нарушении