Просто Питер... Ч. 16

Мои блуждания в приморской части Васильевского острова не раз дарили мне интересные впечатления. И, случалось, начинались эти хождения не от набережной, а от метро «Приморская». Впервые приехав сюда, я столь уверенно вышла на нужную мне улицу, что, позднее, слегка заблудившись в окрестностях, долго этому удивлялась.
Проще всего с «Приморской» выйти на набережную реки Смоленки и улицу Наличную. Смоленка — речка непростая. В западной части, как большинство петербургских рек и каналов, она одета в серый и розоватый гранит. Вдоль берегов — зеленые откосы, ряды деревьев. И она тут ровненькая, как по линеечке. К востоку же от Наличного моста гранит далеко не везде. Смоленка начинает виться, как положено рекам, и, по крайней мере, южный берег ее — «дикий», заросший травой и деревьями. Кое-где видны деревянные сваи, укрепляющие берег. На берегах ее много зелени. Впрочем, по обоим берегам Смоленки в среднем течении расположены кладбища — армяно-григорианское, лютеранское и православное.
Я ходила в часовню Ксении Петербургской, чтобы купить икону по просьбе родственников. Часовня расположена в старой части кладбища, вокруг нее надгробия 18 века. Деревьев здесь не так много. Дальше в глубину православное кладбище сильно напоминает лесную чащу. К Ксении Петербургской обычно много народу, очередь, я ждала минут сорок (потому что утро, люди только начали собираться). Всегда приносят цветы, а некоторые ходят вокруг часовни, прислоняясь к каждой стене, что-то шепчут — просят или загадывают желание. На лютеранском кладбище я не была, там как раз вход ремонтировали, а армяно-григорианское мне понравилось: небольшое, аккуратное, чисто, много красивых и необычных надгробий. Но вообще-то кладбища не слишком подходят для прогулок. Возвращаясь к «Приморской», я срезала путь и оказалась на мемориальном Смоленском кладбище. Опять война. Памятник подводникам. Памятник профессорам Академии художеств, погибшим в блокаду. Длинные ряды братских могил с маленькими белыми обелисками. Зеленая трава и яркое солнце (денек был ясный). Нависающие над коричневой водой Смоленки кусты и деревья на противоположном берегу. Странно. По какой-то тропке я выбралась на проспект КИМа.
Рассказывая о речке, я невольно описала центральную часть острова (если считать и остров Голодай). Дальше я опять вдоль Смоленки по улице Одоевского, Новосмоленской набережной отправилась в «сторону моря». В моем представлении границей этой «стороны» служит улица Наличная, что бежит от метро до Большого проспекта. Само название говорит о том, что она парадная. Она действительно широкая и красивая. И даже довольно зеленая. Я пробовала ходить по ней пешком — длинная… Дома здесь, в северо-восточной части острова, большей частью новые (некоторые относительно), большие, многоэтажные, многие нестандартные и довольно красивые. Старые здания чаще встречаются ближе к югу.
К западу от Наличной я попала в переплетение довольно ти-хих улиц: Кораблестроителей, Мичманская, Боцманская… Разной величины и конфигурации дома, спокойные зеленые дворы… Через эти дворы я и выбралась на Морскую набережную.


Рецензии