Просто Питер... Ч. 18

Как известно, Кронштадт — город-крепость, призванный защищать Санкт-Петербург с моря. И одни из интереснейших объектов — это крепостные сооружения и форты. Правда, многие из них сильно разрушены, но… Если вы любите руины, то тоже не разочаруетесь.
Кронштадтскую крепость я видела фрагментами. Город с запада, севера и востока окружен краснокирпичными оборонительными казармами высотой в два-три этажа. Есть несколько невысоких толстых башен с зубцами поверху. Очень интересная се-верная стена — с полукруглыми арками и нишами, с проходами — водяными воротами. К западным казармам (ныне в них находится Кронштадтский морской кадетский корпус) примыкают остатки толстенных стен из гранитных блоков неправильной формы. Снаружи вдоль стен проходит извилистая Кронверкская протока и земляной вал. В теплую погоду на валу удобно загорать. С юга Кронштадт защищают гранитные стенки гаваней и островные форты: «Кроншлот», «Петр I», «Меншиков» и т.д.
Большинство фортов расположены на искусственных островках, просто так на них не попадешь. Вблизи я видела (с теплохода) «Кроншлот» (с черно-белой Николаевской батареей и двумя маяками — старейшими навигационными сооружениями Балтики), «Петр I» (он защищает Купеческую гавань), мрачноватый (из-за окраски) «Александр I» («Чумной») форт. К северу и югу от острова Котлин расположено множество фортов поменьше, у большинства из них нет названий, только номера.
Самым легко доступным я сочла форт «Константин» у западной оконечности острова. Туда легко было добраться вдоль дамбы. Во всяком случае, так мне показалось. Погода стояла пасмурная, немного туманная, залив и небо с дамбы казались одинаково белесыми, островки фортов словно висели в воздухе. Я выбралась из маршрутки у поворота на Кронштадтское шоссе и двинулась на юг.
Новые микрорайоны Кронштадта кажутся очень аккуратны-ми, ухоженными, зелеными. Во дворах цветники. Миновав их, я оказалась на Цитадельском шоссе, идущем вдоль берега. Впрочем, вода из-за деревьев была не видна. Недалеко от дамбы я пересекла усыпанную песком и красным щебнем площадку (чуть не провалилась, зыбко) и вдоль высокого бетонного забора пошла к форту. Никакой дорожки там нет, обыкновенная тропинка. Было пустынно и тихо. Я даже подумала, не вернуться ли. Но впереди виднелась высокая красно-белая башня, а над забором показались штабеля веселых разноцветных контейнеров. Это была перегрузочная база «Моби Дик», у ворот ее стояли две старинные пушки.
Миновав ее, я обнаружила под ногами новенький тротуар, а забор превратился в высокую решетку. За калиткой располагалась территория яхт-клуба и форт «Константин». С улицы северные укрепления выглядят как длинный холм с невысокими круглыми выступами-башнями. Сооружения в форте разные — из гранита, бетона, кирпича. Самые старые — гранитные, а молодые — бетонные. Я прошла вдоль низких массивных зданий: казарм и пороховых складов, выкрашенных серо-зеленой краской. Взобралась на крышу батареи Паукера. Крыша немного странной формы, с какими-то изогнутыми выступами. Я ходила по ним. Видны орудийные гнезда. Сверху прекрасный обзор — дамба, малый рейд, морские ворота, старинные каменные волноломы по обеим сторонам. Хорошо различимы и форты что поближе. Я почему-то решила слезть с одной из батарей по земляной насыпи, заросшей травой, и едва не свалилась: было сыро и очень скользко. С этой стороны видны торцы каменных и кирпичных стен. К северным батареям «Константина» я шла по берегу, вдоль обширного водного пространства, именуемого гаванью Базы Литке. Вдали виднелся город, поближе — разноцветные контейнеры, а вблизи — подъемный кран для малых судов, камыши, волнолом и огромная серебристая ива. Интересно, что места с боевым прошлым, созданные когда-то для войны, всегда выглядят удивительно мирно.
Я миновала гранитный квадрат офицерской пристани (она старинная, но выглядит как новенькая, берега форта в свое время были очень хорошо укреплены), из-за земляного холма выдвинулись гранитные и бетонные сооружения. С краю высилась квадратная башенка с узкой горизонтальной прорезью — дальномерный пост. Я поднялась по узкой, без перил лесенке, примыкающей к стене, почти на самый верх, но внезапно вспомнила, что боюсь высоты. Стены форта во многих местах сильно обросли разноцветным мхом. Металл же почти весь срезан, видны только врезанные в камень и бетон остатки. Я прошла вдоль батарей, входы во внутренние помещения прикрыты толстенными полукруглыми сводами. По крыше бродила собака. По полурассыпавшейся, замшелой каменной лестнице я тоже взобралась наверх. На орудийных гнездах буйно разрослась трава и даже деревья: березки, рябинки, шиповник.
Стало солнечно и жарко. Я с удивлением узнала три-четыре близлежащих форта. Прошло пожарное судно. Я слезла вниз по другой лестнице (поверх нее была сделана новая, деревянная) и умылась из бутылки. Часть внутренних помещений форта занята под склады и помещения яхт-клуба, они заперты. Но есть и от-крытые. Правда, в некоторых местах многовато следов человека… Заглянула в несколько дверей (проходить дальше без фонарика бессмысленно). Прочные, довольно просторные и почти без сырости помещения, кое-где беленые или просто бетонные. В общем, вполне еще можно употребить их для дела. 
Я прошла вдоль батарей в обратную сторону и покинула форт. Добравшись до памятника катерникам, я задумчиво посмотрела на дамбу — за ней, должно быть, тоже есть на что посмотреть… Может, в другой раз получится.


Рецензии