Просто Питер... Ч. 19

Само собой, в Питере много мостов. Самонадеянно было бы их описывать. Но кое-что сказать можно. И говорю я сейчас о мостах через Неву и некоторые ее рукава. С высоты Троицкого, Дворцового, Благовещенского и Литейного мостов открылись мне такие просторы, каких я, наверное, и не видела никогда. Впрочем, память тут же подсказывает — видела.
Обь в среднем течении такая широкая, что поезд идет по мосту почти бесконечно, грохает на стыках долго, а мост все не кончается. Ночью и вовсе теряешься во времени и пространстве: только огни видны на дальнем берегу — далеко. А в солнечный день Обь синяя-синяя. И мель посередине.
В Нижневартовске с берега водное пространство уходило ку-да-то к туманному горизонту — река здесь делает поворот. И проплывающая ракета возникала из невообразимой дали, из крошечной точки превращалась в стремительное судно, а тихоходный буксир никак не мог доплыть до противоположного берега. Так что после Оби меня слабо удивляют другие реки.
Но… Все это было не в городе. Когда стоишь на нижневартовской набережной, город почти не виден. И для меня они остались немного отдельными — город и река. Хотя для других, на-верное, это иначе.
А здесь… Как по воздуху ходишь над этой серой, синей, блестящей, хмурой водой. И город вокруг — он тоже немного отступает, давая простор реке, но далеко не отходит, бдит. И я быстро привыкла, что пространство за Благовещенским мостом замыкается поворотом Невы, кранами заводов и корпусами недостроенных судов. Так легко на этом фоне заметить новое судно (особенно если оно с мачтами, парусное) даже издалека. А берега отсюда до Литейного моста, должно быть, многим знакомы по фильмам, картинам, открыткам…
У мостов разные характеры. Благовещенский более «морской», Дворцовый — парадный, Троицкий — для меня какой-то «морской» и «городской» сразу, Литейный — более скромный, хотя и сильный, и шумный трудяга. Но над любым из них веет ветер, и возникает подозрение, что люди должны уметь летать — как чайки.
Первое время я довольно часто пользовалась Троицким мостом, чтобы попасть на Петроградский остров. Когда же Яна стала жить на Петроградке, я по-настоящему оценила связку Дворцового и Биржевого мостов. Я и раньше по ним пробегала, но как-то не до конца улавливала. Теперь же почти каждый день ходила этой дорогой. А однажды выскочила на Биржевой мост, осмотрелась и… Какие ж тут слова подберешь. Впервые я поняла слова «простор меж небом и Невой». Просто пространство распахнулось, бесконечное. И красивое. Много раз я ходила по этой цепочке из двух мостов, и никогда не надоедало смотреть: всегда были разными и вода, и небо. Иногда, пока идешь, все не раз переменится: из туч солнце выглянет, вода засеребрится, ветер подует, волны побегут, снова захмурится… И привычный уже город на берегах тоже меняется вместе с рекой и небом — они одно целое…
А еще люблю мосты через Невки, те, что ведут на Каменный остров. Так вышло, что берега в этих местах (кроме Выборгской стороны) мохнаты и загадочны. И ощущение возникает немножко… не городское. Чего-то там угадывается за деревьями… И Большая, и Малая Невки по сравнению с Невой кажутся немного домашними, что ли. Хотя они широкие, куда шире Туры, даже Малая.
Много чего можно порассказать о мостах, но все они — большие мосты и маленькие мостики — немного приподнимают человека над землей и водой, конечно. Цените.


Рецензии