Просто Питер... Ч. 20

Помните: «Улица Пестеля, первый подъезд…» О гостиницах на этой улице я ничего не знаю. Хотя наверняка они есть. Зато — улица Пестеля открыла мне дорогу в другой мир. Ибо в местах севернее Невского проспекта и восточнее пересекающей его Фонтанки я не бывала.
Учитывая, что конечной моей целью было здание близ Смольного собора (и сам собор, конечно), было странно, что я отправилась туда пешком, хотя троллейбус ходил почти от само-го дома до нужного места. Однако я приехала на Невский, пересекла площадь Искусств, обогнула Михайловский сад, перешла через Мойку и между Инженерным замком и Летним садом выбралась к Фонтанке и улице Пестеля.
Улица сразу произвела впечатление немного необычной кон-фигурацией в начале, памятной надписью на стене, низкими желтыми зданиями слева, облезлыми, но очень красивыми (бывшие соляные склады), и небольшим, но основательным храмом св. Пантелеймона. Храм красно-белый, «в полоску», и морской — построен в честь побед при Гангуте и Гренгаме.
Сама улица Пестеля запомнилась мне отрывочно: дома — с арками, эркерами, лепниной, не слишком высокие, но и не низкие, то закопченные, то обновленные… К тому же сразу за храмом я как-то нечаянно свернула в Соляной переулок. Место оказалось чудесным, хотя и с характером. Во всяком случае, ни одна из дверей, за которые я была бы не прочь проникнуть, в этот день передо мной не открылась. Справедливости ради должна уточнить, что было еще просто-напросто утро. Переулок не длинен, но красив и чист, мостовая и тротуары выложены плиткой, а дома (их немного) тоже красивы и не совсем обычны.
Первый же дом, большой, двухэтажный, сероватого цвета, поражал количеством и красотой полуколонн, барельефов, лепных медальонов, фигурных решеток и надписей. Здание венчал треугольный фронтон с рельефом и зеленый купол (не круглый). Его можно было разглядывать как целиком, отступив на противоположный тротуар, так и приблизившись вплотную, подробно, продвигаясь метр за метром вдоль стен. Фотографировать его, кажется, имело смысл точно так же: жалко бы было, что какая-то деталь не запечатлена. Вдобавок перед зданием стояли дивные фонари, украшенные фигурками малышей, символизирующих ремесла, — с красками и различными инструментами. Дом оказался училищем Штиглица, в советское время называвшимся Мухинским художественно-промышленным училищем. Кроме того, в здании располагался музей прикладного искусства, в данный момент закрытый. Сразу скажу, что дом этот и музей стоят того, чтобы их посетить.
Далее было здание собственно училища (учебный корпус), тоже красивое, но попроще. Рядом, в желтеньком доме с аркой и окнами с полукруглым верхом, расположен музей обороны Ленинграда. У входа стояли две небольшие зенитки, рядом тяжелая толстая пушка. Такой же ствол, только ржавый, лежал у края тротуара. Этот музей тоже был закрыт. Напротив мирно шумела детская площадка, занимая весь кусок Соляного переулка до большущего дома с ажурным балконом на Гангутской.
Я перешла по площадке к улице Гагаринской, глянула вправо-влево и изумилась: на слегка облезлом розовом доме видна была крупная вывеска арт-кафе «Книги и кофе», заведения весьма известного, не сказать, знаменитого. Не подозревала, что оно так близко…
Однако не ждали меня в этот день музеи и кафе, и потому я снова вернулась на улицу Пестеля, перебежала Литейный, поразглядывала мемориальную доску на доме, где жил Бродский, и вместе с незнакомой девушкой поискала по карте улицу Рылеева. Улицу девушка быстро нашла сама, но расстались мы тепло, как знакомые.
Передо мной лежала небольшая круглая площадь, в центре которой виднелся не очень высокий, но величественный пятиглавый Спасо-Преображенский собор, светло-желтый с белыми колоннами, украшениями и лепниной и темными куполами. Собор имел торжественный и строгий вид. Строгость эта смягчалась окружающим его сквером из взрослых лип и каштанов. Улица пе-ред собором была раскопана, и я почему-то вспомнила, что во время войны перед собором был вырыт противопожарный водоем, а под сенью сквера прятался аэростат заграждения. Военная принадлежность собора словно подтверждается оградой — цепи на тройных столбиках из пушек, средний ствол украшен двуглавым орлом.
Не побывав внутри, я обошла вокруг, под деревьями. На простеньком розоватом доме на площади заметила табличку, сообщавшую, что в нем жила Кузьмина-Караваева (мать Мария). Странно все же пересекаются и улицы и судьбы…
Выскользнув из тени каштанов, я отправилась дальше по неведомому мне переулку. Переулок был узким, почти полностью затененным. Именовался он Манежным. Дома в нем выглядели явно старинными, хотя и довольно простыми. Но в конце…


Рецензии