Пойдёшь и не вернёшься

Надсадно заскрипели тормоза старенького обшарпанного автобуса и он резко остановился в ночи у фонарного столба небольшого рыбацкого посёлка расположенного на морском песчаном берегу. Со скрипом растворилась его дверь и из салона автобуса в ночную прохладу с морскими ароматными запахами вывалились ватага полупьяных рыбаков в тельняшках горланящих песню о рыбачке Соне. Затем из машины вышло несколько молчаливых женщин со стайкой суетливых детей. А последним вышел он, крепкий мужчина средних лет и среднего роста одетый в потрёпанный военный костюм, за спиной его виднелся увесистый рюкзак. Он подошёл к женщинам в своих начищенных до блеска хромовых сапогах и одевая на голову фуражку  улыбаясь спросил:
 - Подскажете мне пожалуйста, товарищи дорогие женщины, у кого я смогу здесь переночевать?
 - Да хотя бы у бабки Матрёны – сказала одна из них, бойкая молодая женщина прижимая к себе пятилетнею девочку – муж её с друзьями пропал в Аральском море лет пятнадцать тому назад, как раз перед Великой Отечественной войной это было, так она с тех пор одна горе и мыкает.  А вы сами то, кто будете? Я смотрю вы не из здешних, не из наших рыбаков. Посёлок у нас маленький и наших мужиков мы всех в лицо знаем.
 - Нет, я не из здешних – ответил усмехнувшись мужчина – я из новосибирского научно-исследовательского института приехал изучать ваш таинственный остров Барса-Кельмес. 
 - Пойдёшь и не вернёшься. Так переводится название этого острова с казахского языка – сказала женщина с уважением посмотрев на незнакомца – неужели вы решились один побывать на этом ужасном острове?
 - И не только побывать, я хочу пожить на вашем таинственном острове дня три. Присмотреться к нему и отделить правду от вымыслов.
 - Мне кажется вымыслов об этом острове нет, а если и есть то только самую малость – сказала женщина направляясь к светящимся в ночи огонькам домов – пойдёмте со мной, я вас провожу до избы бабки Матрёны. Она здесь неподалёку, на окраине посёлка живёт. 
 - Большое спасибо. Давайте я хоть вашу корзинку понесу.
 - Нет, что вы, не надо. Она у меня лёгкая – сказала женщина шагая с дочкой по еле видимой в темноте тропинке – вот ездила с ребёнком в город, к доктору. Выписали ей лекарства.
 - А у вас в посёлке разве нет своего лекаря?
 - Раньше был. А сейчас Аральское море стало мелеть, рыбы меньше стало, значит и работы меньше стало и люди из нашего рыбацкого посёлка начали уезжать в город. Уехал и доктор от нас, а наш мед пункт за ненадобностью закрыли. 
 - Так может быть я и переночую в нём? Что зря бабушку по ночам тревожить.
 - Да что вы там будете один ночь коротать. В мед пункте только крысы по углам шастают. А бабка Матрёна и горячим чайком вас угостит и последние новости наши расскажет, а может чего и посоветует насчёт острова Барса-Кельмес. Она многое о нём знает, и многое может вам поведать о нём. Человек она мудрый, раньше учительницей в нашей школе работала. Я училась у неё. А сейчас нашу школу закрыли, так как детей в посёлке мало стало. И ездят они на автобусе учится в город, а многие и живут там в интернате. Ну вот, мы и пришли – молвила женщина подходя к деревянной калитке за которой скрывался в темноте небольшой домик со светящимся оконцем – эй, бабка Матрёна! – Крикнула она своим звонким голосом – выходи! Я постояльца к тебе привела!
   В ответ затявкала во дворе злая собака, гремя железной цепью. Затем заскрипела домашняя дверь и старческий голос негромко произнёс:
 - Тихо Барсик. Не видишь, свои пришли. А, это ты Клава – чуть громче сказала старушка, шаркая домашними тапочками и подходя к калитке – что то давненько тебя видно не было.
 - Работы было много бабушка – ответила ей Клава – да и дочка у меня что-то приболела, кашляет по ночам. Простыла видно.
 - Так ты бы её ко мне и привела. Я бы отваром из трав её напоила. Молитву бы прочитала ей на ночь. Смотришь, ребёнок бы и поправился.
 - Хорошо бабушка. Если лекарства не помогут, я обязательно приведу дочку к тебе.
 - А что за гостя ты ко мне привела Клава? – Спросила бабка Матрёна щуря в темноте свои подслеповатые глаза и пытаясь рассмотреть незнакомца в ночи.
 - Учёного я привела к тебе бабушка. Приехал он из самого Новосибирска, изучать наш остров Барса-Кельмес.
 - Неужели из самого Новосибирска! – Воскликнула удивлённо бабка Матрёна – ну и как вас звать величать уважаемый учёный?
 - Зовите меня Степаном бабушка.
 - Мой муж тоже Степаном был – вздохнув грустно произнесла Матрёна – да ты входи, входи – сказала она открывая скрипучую калитку – что в дверях то стоишь. А ты Барсик молчи и не рычи на учёного! – Прикрикнула старушка на собаку – не видишь, свои пришли!
   И Барсик гремя цепью, с деловитым видом выполненного долга, забрался в свою конуру. Степан прошёл к дому, а бабка Матрёна заперла калитку на засов.
 - Я приду к вам завтра! – Крикнула Клава скрываясь с дочкой в темноте.
 - До свиданья бабушка – добавила тоненьким голоском девочка, кашляя и держась за мамину руку.
 - До свиданья Настенька – ответила Матрёна помахивая ей рукой – и приходите ко мне в гости, не забывайте про меня.
 - Хорошо бабушка – донёсся из ночи голос девочки – непременно с мамой придём к вам завтра.
 - Идёмте в избу – позвала Матрёна учёного – у меня уже самовар с чаем на кухне стоит. Я как знала, что сегодня ко мне гость пожалует.
   С этими словами она открыла дверь и вошла в слабо освещённую горницу. За ней вошёл и Степан в домашнее тепло уют источающий запах трав душистого мёда и ещё чего то очень и очень доброго родного.
 - Как хорошо у вас здесь – сказал Степан вглядываясь в большой блестящий самовар стоящий на столе на узорчатой скатерти – как будто я заглянул в своё далёкое и при далёкое детство. Мама у меня тоже рукодельницей была, сама всё вязала вышивала, хорошо готовила. 
 - А я вот вас ещё и чайком горячим  напою – сказала Матрёна, наливая в фарфоровую кружку зелёный ароматный чай – настоян он на бодрящих травах, да на запахе морском.  А ты садись за стол Степан, садись и не стесняйся. А я тебе сейчас горячих пирожков из печи достану. Кушай на здоровье.
 - Спасибо бабушка – произнёс учёный усаживаясь за стол – а вы могли бы мне рассказать об острове Барса-Кельмес?
 - Немного я могу тебе поведать о нём милок – молвила она вытаскивая из русской печи железный поддон с горячими румяными пирожками – была я однажды летом со своим мужем Степаном на этом острове. Вечер наступил и Степан мой пошёл по берегу сушняк для костра собирать, ну а я стала на доске у воды рыбу к ужину чистить. Хорошо было в тот вечер и волны морские тихо ласкались и плескались у моих ног. С безоблачного неба полная Луна светила и стайки звёздочек тревожно мне мигали предупреждая о чём-то. Посмотрела я в глубину темнеющего острова и вижу, туман какой-то необычный в ложбинке затаился, как хищный зверь перед прыжком. Ну я поначалу не придала этому значения, ну туман как туман – думаю – и с виду ничего в нём особенного нет. Но присмотрелась я к нему повнимательней и содрогнулась от ужаса, гляжу тянутся от него ко мне туманные шевелящиеся отростки в виде щупалец осьминога. Бросила я чистить рыбу и в страхе к мужу побежала. Трусишкой я тогда была – сказала смеясь Матрёна увеличивая яркость огня в керосиновой лампе – ну и пригрезилось наверное это чудо мне. Но люди на этом острове действительно пропадали, даже иногда целыми семьями с коровами козами, исчезали неизвестно куда.
 - А может они бабушка переехали с острова на другое место жительства?
 - Нет – ответила учёному бабка Матрёна, садясь за стол и наливая себе и гостю в кружки чай – милиция их искала, но так и не нашла. Что-то с этими людьми в действительности случилось, а вот что неизвестно. Это известно лишь Богу одному – сказала старушка выпив свой чай и вставая из-за стола.
   Затем Матрёна вошла в свою комнатку и крестясь на святые образа мерцающие в свете огонька серебристой лампадки, сказала:
 - А вы кушайте и на меня не смотрите, я до вас поужинала. Спать ложитесь в гостиной, я вам на диване постель постелила.
  - Спасибо бабушка – ответил Степан и напившись чаю с необыкновенно вкусными мучными изделиями, он улёгся на скрипучий диван.
   А Матрёна затушив керосинку ушла в свою комнату.  И в домике одинокой старушки наступила полнейшая тишина нарушаемая только голосистым сверчком на завалинке поющим свою чудную песню окружающему миру.
   Не заметно для себя учёный уснул и приснился ему белый таинственный туман застилающий всё вокруг. Степан брёл в нём спотыкаясь пытаясь выбраться к Солнцу к свету, но каждый раз он приходил к одному и тому же месту, к маленькому впадающему в море ручейку. Вдруг он услышал звон посуды, Степан открыл глаза и увидел Матрёну хлопотавшую на кухне.
 - Проснулся уже – сказала старушка увидев, что Степан встаёт с дивана – тогда завтракай и ступай на берег моря. Там увидишь рыболовный сейнер, обскажешь всё его капитану и он отвезёт тебя на остров Барса-Кельмес.
 - Большое спасибо вам бабушка за заботу обо мне – произнёс с благодарностью учёный.
   И через некоторое время он бодро шагал в утреннем тумане к деревянному пирсу с небольшим кораблём, стоявшим у его обросшей ракушками стенки.
 - Я отвезу вас на этот остров – сказал капитан сейнера внимательно просматривая документы Степана – но сами понимаете товарищ учёный, риск всё же для вас есть. Хотя я и не верю во всю эту чепуху что твердят некоторые люди на каждом углу об этом острове. Но вы будете там один, а с одиноким человеком всякое может приключиться, даже на пустынном и безлюдном клочке суши. И если с вами что-либо произойдёт: допустим ногу сломаете или отравитесь некачественными продуктами, то помочь вам будет на этом острове совершенно некому.
 - Я всю Вторую мировую войну под пулями и снарядами прошёл – хмуро ответил ему Степан – в разведке служил, а вы меня пустынным островом пугаете. Всё будет нормально товарищ капитан, не беспокойтесь за меня. Через три дня вывезете меня с острова Барса-Кельмес.
 - Хорошо – сказал капитан возвращая документы учёному – через три дня я вывезу вас обратно на большую землю. Удачи вам.
   А через пару дней Степан стоял на песчаном берегу острова и смотрел на уходящий в туманную вечернею даль рыболовный сейнер. Затем он присел на старый развалившийся рыбацкий баркас с трухлявыми досками торчащими во все стороны из влажного песка, внимательно осмотрел его ржавый двухтактный двигатель с остатками солидола на корпусе, обвёл взглядом остров с клочками травы густым кустарником и подумал:
 - «А где мне устроится здесь на ночлег? Хоть и лето, но на берегу прохладно ночевать будет. Ветерок холодный влажный с моря подул, и вполне возможно ночью он превратится в шторм. Пройдусь ка я по острову пока ещё светло, да поищу хорошее место для своей ночёвки».
   И учёный побрёл по рыхлому песку на Восток и вскоре увидел овраг в котором сгустился белый вечерний туман.
 - «Вот хорошее место для моего стана – подумал довольный учёный – прекрасная защита от ветра, вдобавок по склонам оврага полно сухого валежника, так что с дровами для костра у меня проблем не будет». 
   И он вошёл в туман, прошёлся немного по дну оврага с небольшим говорливым ручейком и услышал вдруг чей-то разговор и запах костра.
 - «Неужели кто-то опередил меня? – Подумал Степан прислушиваясь к людским голосам – вполне возможно это рыбаки остановились в уютном месте острова на ночлег». 
 - Здравствуйте товарищи – сказал учёный выходя из тумана к рыбакам – дозвольте мне переночевать у вашего костра.
 - Проходите ближе к теплу – сказал пожилой рыбак в ватных одеждах, указывая на небольшой чурбак у костра – садитесь на него и расскажите нам, какая нелёгкая судьба забросила вас на этот пустынный остров.
 - Я учёный, и приехал изучать ваш остров Барса-Кельмес. Зовут меня Степан.
 - Тёзка значит – ответил улыбаясь рыбак, пожимая учёному руку – меня тоже Степаном зовут. А это мои помощники – произнёс он указывая на двух крепких парней в холщовых одеждах.
 - Иван – сказал один из них, пожав в приветствии Степану руку.
 - Артём – сказал второй парень знакомясь и здороваясь со Степаном – а с какого перепуга вы решили изучать наш остров? Камни одни здесь да песок и исследовать здесь совершенно нечего.
 - Да говорят, на этом острове люди пропадают.
 - Брехня всё это – сказал пожилой рыбак наливая в большую кружку из чайника крепкий чай – сколько я живу у Аральского моря, а такого отродясь не слыхивал. Накось выпей-ка лучше чайку – сказал он протягивая учёному кружку.
 - Степаныч – спросил Артём пожилого рыбака – а в этом месяце сколько ты нам трудодней закроешь?
 - Сколько заработали столько и закрою – ответил хмуро рыбак, а по совместительству ещё и бригадир малой рыболовецкой бригады.
 - А рыбы то мы наловили больше всех – сказал недовольно Иван – это тоже надо в нашем заработке учитывать.
 - Прогуливать надо меньше! – Вспылил бригадир, пододвигая большой котелок с ароматной ухой поближе к жару костра – в выходной разбежались вы по девкам! Надо в море выходить, а их всё нет и нет! До самого утра я вас в баркасе прождал!
 - Ну дак, выходной же Степаныч был – несмело возразил Артём – надо же хоть немного нам отдохнуть и развеется.
 - Отдых пока не для нас – сурово произнёс старый рыбак помешивая ложкой в котелке уху – вот выполним план за второй квартал тысяча девятьсот сорокового года, тогда и отдохнём.
   После этих слов Степаныча, у учёного от удивления округлились глаза и подумалось:
 - «Может бригадир рыбаков оговорился? Какой такой сороковой год, когда уже середина пятьдесят пятого. Давно уж минула Великая Отечественная война, а им всё ещё довоенный год мерещится. Нет, здесь старый рыбак явно оговорился».
 - Степаныч, а в сорок первом году нормы вылова рыбы такие же ожидаются? – Спросил Иван своего бригадира.
 - «Два человека не могут сразу ошибиться в годах – подумал учёный внимательно прислушиваясь к разговору рыбаков – а может они меня разыгрывают? Нет не похоже, я как бывший военный разведчик такую бы нетактичность с их стороны сразу бы заприметил».
 - Норму вылова рыбы правление нашего совхоза оставит прежней – ответил важно бригадир разливая в чашки поварёшкой уху – а может и повысит, в связи с тяжёлой мировой обстановкой и реваншискими высказываниями премьер министра Великобритании Чемберлена.
 - О, рубит дипломатию! – Восхищённо воскликнул Артём – прямо как Троцкий. А ты Степан, отведай-ка нашей ушицы – сказал рыбак протягивая учёному до краёв наполненную аппетитным варевом чашку – и что ты всё молчишь? Расскажи нам что-нибудь из своей учёной жизни.
 - Да что мне рассказывать – ответил Степан хлебая деревянной ложкой уху – учился воевал.
 - А где воевал и с кем, с Врангелем с Колчаком а может с Юденичем?
 - «Правду говорить им нельзя – подумал учёный – неизвестно как они на неё среагируют. Да и я ещё сам, не во всём разобрался».
 - Воевал я с врагами Советской власти – нашёлся что ответить Степан – а вы сами то давно на этом острове обосновались?
 - Да часа три назад, не больше – произнёс бригадир подбрасывая сухие ветки в костёр – баркас наш дал течь ниже ватерлинии, перегрузили мы его видно рыбой не меньше тонны её добыли, вот и решили мы пристать к этому острову. Переночуем здесь, а утром подлатаем баркас и домой двинем.
 - «Это наверное он говорит о том баркасе чьи жалкие трухлявые остатки я видел на берегу острова – подумал учёный доедая уху – но как то не вяжутся три их часа на острове с пятнадцатью годами их пропажи. А может быть мы находимся в какой-то невероятной капсуле Времени, где время практически не движется. И вполне возможно, что бригадир рыбаков и есть тот самый Степан, пропавший муж Матрёны» – и что бы проверить свою догадку учёный задал вопрос бригадиру:
 - А ваши жёны рыболовством занимаются?
 - Из чашки ложкой – усмехнувшись ответил бригадир – страшно их в море с собой брать. Порой здесь такие шторма разыграются, что хоть волком вой. А нам надо работать, сети с рыбой из воды выбирать. Я свою жену Матрёну взял с собой однажды в море. Наловили мы рыбы с ней и остановились на этом самом острове на ночёвку. Я пошёл по берегу дрова для костра собирать, а она осталась на берегу рыбу к ужину чистить. Не прошёл я и ста шагов как слышу, она кричит и несётся за мной что есть мочи. Волосы у неё растрепались, а в выпученных глазах от страха слёзы. Плачет, руками мне машет – что случилось Матрёна?! Кричу я ей. – Туман! С плачем отвечает она мне. Туман за мною гонится! – Вот и бери теперь таких рыбачек на рыбалку – со смехом сказал бригадир – тумана баба испугалась. А что было бы с ней если бы попала она в шторм на нашем баркасе?
   Все весело засмеялись, но Степану было не до смеха, он мысленно просчитывал и продумывал сложившуюся ситуацию:
 - «Выходит так, что три их часа в капсуле Времени равнозначны пятнадцати годам в нашем мире. Я здесь с ними уже час – сосредоточенно размышлял  учёный – значит в нашем мире прошло ещё пять лет. А может быть больше и намного? Неизвестно как капсула Времени реагирует на увеличение своей массы, то есть при появлении в ней массы моего тела. Вывод однозначен, надо под любым предлогом выводить рыбаков из капсулы Времени и как можно быстрее».
 - Товарищи! – Громко сказал Степан поднимаясь с чурбака – а не выйти ли нам на свет Божий! Проверить ваш баркас и рыбу в нём.
 - Да что с нею будет – отмахнувшись ответил Артём – здесь на этом острове и лисиц то нет.
 - Нет, ребята всё же баркас надо проверить – согласился с учёным бригадир – тонна рыбы в нём, это всё же не шутка.
   И все рыбаки дружно встали и пошли казалось бы к выходу. Но странное дело, они возвращались всё время к своему уютному костру.
 - Что за чертовщина! – Воскликнул недовольно бригадир рыболовецкой бригады Степаныч – почему такое с нами происходит? Объясните нам пожалуйста товарищ учёный это загадочное природное явление.
 - Я вам пока ничего объяснять ни буду, потому что и сам ещё не во всём разобрался – хмуро ответил Степан рыбакам.
   И вдруг он вспомнил ручеёк в своём вещем сне в избе у Матрёны и сказал:
 - Я думаю из тумана нам надо выбираться по ручью, и он выведет нас к морю.
   Вскоре они вышли к побережью, который освещала призрачным светом полная яркая Луна.
 - А где наш баркас с тонной рыбы? – Недоумённо произнёс Степаныч, осматривая истлевшие доски и ржавый двигатель баркаса чуть виднеющийся из песка.
 - А где же море?! – Воскликнул в ужасе учёный смотря вниз с высокого песчаного плато на глубокие донные впадины и холмы высохшего Аральского моря в призрачном свете круглой Луны.
   До самого утра сидели рыбаки на досках их бывшего баркаса и с большим сомнением слушали версию учёного о своём появлении в далёком будущем. А когда взошло Солнце, они пошли в ближайшее селение, познакомились с жизнью его населения и вернулись вечером грустные и усталые на своё плато Барса-Кельмес.
 - И за это мы воевали?! – Воскликнул в горести Степаныч садясь на песок – и за это мы положили миллионы жизней в Гражданскую войну?! Нет товарищ учёный, возвращай нас назад в наше счастливое советское время.
 - Мне кажется, один вариант для этого у нас есть – задумчиво произнёс Степан садясь устало на песок рядом с бригадиром – по законам физики получается, что если существует положительный заряд, то где-то рядом должен находится и отрицательный. То же самое происходит и с капсулами Времени, если одна из них забросила нас в будущее, то где-то рядом находится капсула Времени способная забросить нас в прошлое. Нам надо лишь найти её, на плато Барса-Кельмес.
   И люди из нашего далёкого советского времени разбрелись в вечерних сумерках по плато с загадочным названием – пойдёшь и не вернёшься, в поисках своей туманной капсулы прошлого.


Рецензии