Просто Питер... Ч. 23

Сказочный Смольный собор в стиле барокко, бело-голубой, с удлиненной верхней частью, производит впечатление необыкновенной легкости и воздушности. Несмотря даже на то, что собор почти до половины был одет в леса. Большой высокий купол обрамлен четырьмя башенками-главками колоколен. Окна с полу-круглым верхом и странное овальное окно посередине. Перед входом стоял большой колокол. И бело-голубые двухэтажные здания вокруг очень красивы. Я отчего-то не осмотрела толком всю территорию Смольного монастыря, во всяком случае, наверное, стоило обойти собор кругом.
Собор в ту пору служил концертным залом, как храм работал только правый придел, и то только в определенные часы. Но мне он внутри понравился не меньше, чем снаружи. Белые беленые, без росписей, стены, темно-синие занавеси, необыкновенная высота сводов — все создавало впечатление строгости, простоты и воздушности пространства. Наличие сцены с роялем и небольшого количества стульев это впечатление только усиливало. Была там еще выставка по истории Смольного монастыря и института — с документами, написанными витиеватым почерком, рисунками, фотографиями. А также выставка театральных художников. Справа же стоял раскладной алтарь и работала церковная лавка. Пахло свечкой — какой-то парень потихоньку поставил и зажег ее ненадолго (не во время богослужений пожарная инспекция это запрещала). Я купила там пузырек масла.
Отчего-то вздумалось мне забраться на колокольню, и я долго карабкалась по лестнице сначала вдоль белых стен с высокими окнами кое-где, потом вдоль неоштукатуренных кирпичных с оконцами в глубоких нишах. Темный пролет закончился очень светлой небольшой площадкой с побеленными кирпичными стенами и не очень широкими проемами на три стороны. Постояв немного у стены, чтобы отдышаться и унять головокружение, я осмотрелась. Над головой перекрещивались деревянные балки с крюками — для колоколов. Проемы были забраны решетками, но зато что в них было видно! Облачное небо приблизилось, словно еще один этаж, а под ним — белые с золотом решетчатые башенки и главки монастырских строений, рядом, только руку протяни. Зелень деревьев вокруг, а дальше серые многоугольники крыш и, как лучи, бегут в разные стороны Тверская, Суворовский проспект, Шпалерная. Большой кусок Шпалерной близ собора — это бульвар и сквер с правильными рядами деревьев, клумбами, дорожками, обширными газонами. Сверху это очень красиво, даже выстроившиеся по краям припаркованные машины кажутся специальным украшением. А еще видна Нева, немного хмурая, стальная, — она ведь тут рядом. Словом, спускаться мне не очень хотелось, тем более это немного страшнее, чем подниматься.
А потом я прошла по булыжному двору и поехала домой на маршрутке. Со Шпалерной, откуда я уезжала, собор был виден очень здорово, она ведь точно напротив. Даже туристические автобусы, время от времени подъезжающие к собору, выстраивались как-то симметрично, словно пытались вписаться в ансамбль.


Рецензии