1. 25. Первые шаги

Где разместился отец, когда появился в Русской Антоновке?
Пока он был жив, я как-то не удосужился расспросить его об этом.

Из различных источников узнаю: в предвоенные годы было весьма непросто с жильем для учителей.
Ютились педагоги кто где: одни – в школьных зданиях, другие – в тесных квартирах учительских домов,
третьи снимали угол в местной (как правило многодетной) семье.
{См.: 13.195}

Почему-то мне хочется верить, что отец устроился, хотя бы поначалу, в школе.
В те времена там, как правило, помимо учебных помещений выкраивали место для жилья педагога, порой не одинокого.

Закрыв глаза, представляю тесную каморку, печь с лежанкой,  стол и шкаф с учебниками, классными журналами,
методической литературой, наглядными пособиями.

Смутно помню, какой бывала зима в тех местах.
Она, как заявляют  в интернете, «мягкая и неустойчивая, со значительными колебаниями температур».
Снег ложится нечасто и держится недолго, так что почва то замерзает, то оттаивает.
{См.: 13.185}
Средняя температура января – 1,4°…  {См.: 13.4.67}

Однако 1940 год был високосным, а значит, необычным по всем параметрам, в том числе  погодным условиям.
Из публикаций о советско-финской войне известно, какие на фронте стояли жестокие морозы,
из-за них немало раненых не дотянули до медсанбата.
По некоторым данным, доля обмороженных составляла более 20 процентов от общего числа санитарных потерь* РККА. 
{См.13.4.75}

Благодаря интернету узнаю: в Крыму тоже хозяйничала стужа.
Не знаю, как в Антоновке, но в Карасубазаре (с 1944-го – Белогорск) январские морозы достигали рекордных 35,
Сейтлере (Нижнегорский) – 37 градусов.

Что касается Курмана-Кемельчи (Красногвардейского), то абсолютный минимум января здесь фиксировался в минус 26, 
февраля – минус 31,3, марта – минус 17,4 градуса.
{См.13.4.67}
Если даже эти рекорды относятся к другому году, то 1940-й, скорей всего, недалеко ушел от него.

Правда, в «Архиве погоды по городам СНГ (19 и 20 века)» хранятся более щадящие значения.
Поскольку Джанкоя в списке нет, опять приходится использовать данные по Геническу.
В феврале по ночам температура колебалась от нуля до минус 9 и только 23-го опустилась до минус 13 градусов.

Зябким был и первый месяц весны, лишь с ночи на 26 марта градусник ушел от минусовых значений.
Впрочем, довольно прохладным был и апрель: по ночам температура держалась в пределах 5 – 9,
в светлое время суток – не выше 10 – 15 градусов тепла. 
{См.13.126, Геническ, 02–05.1940}

Так что пришлось отцу, по-видимому, в шестнадцать с половиной лет осваивать сразу две профессии: учителя и истопника.

Дров, остродефицитных в крымской степи, Тельманский районо** выделил осенью школе в обрез.
Их едва хватало, чтобы поутру растопить печки в классах и слегка согреть помещения до прихода детей.

А педагоги, по имеющимся сведениям, до войны были вынуждены обеспечивать себя топливом самостоятельно.
{См.: 13.195}
Не удивлюсь, если молодому учителю приходилось по вечерам гоняться в степи за сухими  колючими клубками
перекати-поля.

Кстати, когда мне было три-четыре года, я тоже вылавливал  около дома гонимые ветром большие шары
степного растения.
У нас называли его курай, или кермек.
Я нашёл в интернете его фото (смотри вверху).

Эти сухие колючки легко занимались и весело трещали в печи.
Жара их, впрочем, хватало ненадолго.
К рассвету каморка, вероятно,  выстывала так, что даже в одежде и под ворохом одеял у отца не попадал зуб на зуб.

Не исключено, что вскоре молодой учитель отправился просить помощи у местного советского начальства.
Русская Антоновка входила в состав Немецко-Джанкойского (с 1945 го – Ближнегородского) сельсовета.
{См.: 13.4.67}

В селе Немецкий Джанкой (с 1945-го – Ближнегородское), известном еще как Дейч-Джанкой, или Карлсруэ,
проживали почти три сотни человек.
Едва ли не все они были потомками колонистов-лютеранцев.
{См.: 13.146.3}
 
Когда после победы советской власти в стране развернулось национально-культурное строительство,
здесь появилась немецкая школа.

Кстати, в начале 1930-х  «обучение в Крыму велось на 13 языках».
{14.175, с.80}   
В 1937-м, помимо русских и татарских школ, имелось 82 – немецких, 46 – еврейских, 15 – греческих,
12 – армянских, 5 – болгарских.
{14.174, с.17}

Однако, хотя Конституция Крымской АССР, принятая в 1937 году, гарантировала получение образования на родном языке,
к концу десятилетия «национальные школы в Крыму были упразднены».
{См.: 14.175, с.82}
В частности, немецкие учебные заведения здесь, согласно «Энциклопедии немцев России», были закрыты в марте 1938-го.
{13.182} 
Исследователи отмечают: «После 1938 г. из статистических таблиц практически исчезают данные,
связанные с национальной принадлежностью школ».
{13.204, с.440}

На мой взгляд, укорачивание этого грандиозного социального эксперимента было обусловлено
не только субъективными факторами, но и вполне объективными причинами.
«Не хватало опыта, учебников, опытных преподавателей, которые бы знали национальную литературу, историю,
культуру народов, населяющих Крым, и просто учителей, которые бы свободно владели языком этих народов.

Осложняло проблему и то обстоятельство, что в Крыму национальные меньшинства были расселены мелкими группами,
а это затрудняло комплектование школ по национальному признаку».
Сеть межсельских и межрайонных школ с интернатами для детей была малочисленна.
К тому же родители, не желая расставаться с детьми, отдавали их в школу по месту жительства,
«независимо от того, на каком языке там велось преподавание». 
{См.: 14.175, с.81}

В общем, в предвоенный период состоялся, по мнению исследователей, переход от национально-особенного
к интернационально-единому школьному образованию.

Безусловно, можно критически относиться к тогдашнему отказу от национальной школы.
Но нельзя не видеть и того, что молодёжи всех крымских этносов, как отмечают местные историки,
впервые предоставили возможность «получить обязательное 7-летнее образование на русском языке,
чего до советской власти не имели вообще или имели частично большая часть армян, болгар, греков, евреев,
крымских татар, цыган и других».

Более того, тогда это позволило «большинству желающих получать профессиональное, среднее, средне-специальное
и высшее образование».
{См.: 14.180, с.73–77}

Так что с 1938 года Немецко-Джанкойская школа функционировала как обычная, возможно даже как неполная средняя.
В таком случае не исключено, что её как раз и заканчивала и моя мать, которой в марте 1940-го
исполнилось 16 лет...
 
Что такое два три километра для юноши?
Менее чем через час он уже находился в здании Немецко-Джанкойского сельсовета.
Увы, председатель ничем помочь не смог, ему самому приходилось мерзнуть в помещении, сидя в верхней одежде.



----------
*  Санитарные потери войск — это потери личного состава вооруженных сил во время войны за счет пострадавших от оружия противника, а также больных, поступивших в медпункты (лечебные учреждения) на срок более суток. (Медицинская энциклопедия)

** Районо – районный отдел народного образования


Рецензии