Раскол Варфоломея и Православная Украина

В связи с недавними событиями на Украине - вторжением Константинопольской Церкви на территорию Русской Православной Церкви, мне захотелось разобраться в некоторых вопросах.

Почему, Патриарх Константинопольский неправ? На чем основана уверенность Русской Православной Церкви в своей правоте?

Вначале, уясним с кем Патриарх Константинопольский восстановил церковное евхаристическое общение на Украине.

Михайло Антонович Денисенко род. 23 января 1929, село Благодатное, Амвросиевский район, Донецкая область, Украинская ССР, СССР) — предстоятель неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата с титулом Патриарх Киевский и всея Руси-Украины.

Бывший епископ Русской православной церкви, с 1966 по 1990 год — митрополит Киевский и Галицкий, Патриарший экзарх всея Украины, затем — предстоятель Украинской православной церкви (Московского патриархата). В мае — июне 1990 года был местоблюстителем Патриаршего престола Русской православной церкви. Являлся одним из кандидатов на Патриарший престол в ходе избрания Патриарха на Поместном соборе в июне 1990 года. В 1991 году стал сторонником предоставления Украинской православной церкви автокефалии. В 1992 году с частью клира и мирян покинул Русскую православную церковь, образовав Украинскую православную церковь Киевского патриархата, не признанную ни одной из Поместных православных церквей. С 20 октября 1995 года является её предстоятелем.

Лишён сана в 1992 году, отлучён от церкви (анафематствован) Русской православной церковью в 1997 году.


Вот акт об отлучении Денисенко от Православной Церкви.

Архиерейский Собор 1997 г.

Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко)

1. Освященный Архиерейский Собор имел суждение об антицерковной деятельности монаха Филарета (Денисенко), лишенного всех степеней священства Судебным Деянием Архиерейского Собора от 11 июня 1992 года и предупрежденного Архиерейским Собором 1994 года о том, что «в случае продолжения... бесчинства он будет отлучен от Церкви через анафематствование».

Освященный Архиерейский Собор вынужден ныне со скорбью констатировать, что монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в братской Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей; преступно пренебрегая обоснованным прещением со стороны законной церковной власти — лишением сана, он продолжал совершать святотатственные «богослужения», в том числе и кощунственные лжехиротонии; не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины», в то время как древнюю Киевскую кафедру правомерно занимает канонический Предстоятель Украинской Православной Церкви в сане митрополита; монах Филарет не прекратил возводить хулы на епископат, духовенство и верных чад Украинской Православной Церкви, пребывающей в каноническом общении с Русской Православной Церковью и через нее со всей вселенской Православной Церковью, продолжая наносить своими преступными деяниями урон Православию на Украине.

Ввиду вышесказанного Освященный Архиерейский Собор на основании 28-го Апостольского правила, гласящего: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученнаго, таковый совсем да отсечется от Церкви», а также 14-го правила Сардикийского Собора, 4-го правила Антиохийского Собора, 88-го правила святого Василия Великого, единогласно определяет:

Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом.

2. Освященный Архиерейский Собор ввиду отсутствия покаяния со стороны монахов Иакова (Панчука) и Андрея (Горака), участвующих в преступной раскольнической деятельности бывшего монаха Филарета, еще раз призывает их к покаянию и прекращению кощунственных бесчинств и предупреждает, что в противном случае они будут отлучены от церковного общения через анафематствование.

3. Освященный Архиерейский Собор, радея о заблудших, вовлеченных в раскол бывшим монахом Филаретом, напоминает всем, дерзающим иметь с ним общение в молитвах, о том, что, по святым канонам, и они, в случае если не прервут такового общения, подлежат отлучению от Церкви. В 88-м правиле святитель Василий Великий, обращаясь к запрещенному им в служении пресвитеру Григорию, предостерегает: «Аще же, не исправив себе, дерзнеши коснуться священнодействия, то будеши анафема пред всем народом, и приемлющии тебе будут отлучены от всей Церкви».

4. Освященный Архиерейский Собор извещает Предстоятелей Поместных Православных Церквей о состоявшемся отлучении от Церкви через анафематствование бывшего монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) - сайт Московского Патриархата, Материалы Соборов, Архиерейский Собор 1997 г.

Надеюсь, вам все понятно про Михаила Денисенко? - Он вовсе не член Православной Церкви, а мирянин раскрутивший большой церковный бизнес.

Далее, имел ли право Варфоломей его восстановить в сане? Давайте, обратимся к Церковным законам.


Правило 28 Святых Апостолов

Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явные вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученного: таковый совсем да отсечется от церкви.

(I Всел. 5; II Всел. 6; IV Всел. 29; Сардик. 14; Антиох. 4, 12, 15; Карф. 29, 65; Василия Вел. 88).

Теперь, имел ли право Варфоломей признавать Денисенко епископом.

Правила Сардикийского Собора

15-е.

 Если какой-нибудь епископ из иного предела чуждого служителя церкви восхочет поставить на какую-либо степень, без соизволения его епископа, то таковое поставление да почитается недействительным и нетвердым. Если же некоторые сие позволят себе, то от братии и соепископов должны быть увещаемы и исправляемы. Сказали все: и сие определение да будет непоколебимо.

Ср. Ап. 35; I Всел. 16; II Всел. 2; III Всел. 8; IV Всел. 20; Антиох. 13 и 22; Карф. 65 и 101.

Правила святого поместного Антиохийского Собора

Правило 4

Аще который епископ, изверженный от сана собором, или пресвитер, или диакон своим епископом, дерзнет совершити какую либо священную службу: епископ ли по прежнему своему обычаю, или пресвитер, или диакон: таковому отнюдь не позволяется, на другом соборе, ни надежду восстановления в прежний чин имети, ниже до принесения оправдания допущену быти. Но и все сообщающиеся с ним да будут отлучены от церкви, и наипаче, когда зная осуждение, произнесенное противу вышереченных, дерзнуть имели общение с ними.
(Ап. 28; I всел. 5; II всел. 6; IV всел. 29; антиох. 12, 15; сардик. 3, 4, 5, 14; карф. 29, 65; Василия Вел. 88).

Правило 12

Аще который пресвитер, или диакон, изверженный от своего сана своим епископом, или даже епископ изверженный собором, дерзнет стужати слуху царскому: подобает ему обратитися к большему собору епископов, и то, в чем мнится быти прав, предложити множайшим епископам, и от их прияти исследование и окончательный суд. Аще же, сих пренебрегши, царю стужати будет: таковый да не удостаивается никакого прощения, да не будет места его защищению, и да не имеет он надежды восстановления.
 

(Ап. 28, 74; II всел. 6; IV всел. 9, 17, 29; сердик. 7, 8, 9, 14, 21; антиох. 4, 11, 15; карф. 29, 65, 104, 105, 106).

И еще раз о противоправных действиях Варфоломея.

Правило 15

Аще который епископ, будучи обвиняем в некоторых проступках, судим будет от всех епископов тоя области, и все они согласно произнесут на него единый приговор: таковый другими епископами отнюдь да не судится, но согласное решение епископов области да пребывает твердым.
 

(Ап. 28, 74; I всел. 5; II всел. 6; IV всел. 9, 17, 29; антиох. 4, 12, 14; сердик. 3, 4, 5; карф. 29, 65; Василия Вел. 88).
 

Приговор, единогласно признанный на соборе всеми епископами во главе с их митрополитом по поводу жалобы на какого-либо епископа, который законно подчинен тому собору, должен быть твердым и неизменным, говорит данное правило, дополняя и завершал этим высказанное об этом предмете в 4, 12 и 14 правилах. После подобного приговора апелляция в какой-либо другой суд воспрещается.

Из вышеизложенного видно, что ни сам Денисенко не имел права священнодействовать, ни Варфоломей не имел никакого права его восстанавливать в сане. Это грубые нарушения церковного законодательства. В итоге получается, что и сам Варфоломей подпадает под церковное прещение, если дарует томос.

Совместная молитва с еретиками вообще запрещена канонами Церкви, независимо от того, общественная она, или частная, а евхаристическое общение и подавно. Запрещение Церковью молитвенного общения с еретиками проистекает из любви как к своим верным чадам, ради охранения их от лжи перед Богом и лукавства, так и из любви к самим еретикам: отказом от молитвы с ними христиане свидетельствуют, что заблуждающиеся находятся в опасности, так как они — вне Церкви и значит вне спасения.


  10-е правило святых Апостолов: "Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен".

Правило 45-е святых Апостолов:

"Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям церкви: да будет извержен".

(Ап. 10, 11, 46, 64; III Всел. 2, 4; Лаод. 6, 9, 32, 33, 34, 37; Тимофея Алекс. 9).

О том, кто называется еретиком, и что такое ересь, говорится в толковании 1-го правила Василия Великого. 10-е Ап. правило, как мы видели, воспрещает молиться даже и дома с отлученным от церковного общения и налагает отлучение на каждого, имеющего молитвенное общение с отлученным. К отлученным от церковного общения, естественно, должны принадлежать и все еретики, в силу чего является последовательным воспрещение всякому православному молитвенного общения с ними. Тем строже должно быть воспрещено подобное общение духовным лицам, обязанным служить примером для остальных верных в охранении чистоты верования, не оскверненного никаким ложным учением. Под молитвенным общением, или как говорится в правиле,(«который только будет молиться»), по словам Вальсамона в толковании этого правила, нужно разуметь не только воспрещение епископу и остальным клирикам молиться в церкви вместе с еретиками, так как за это они уже подлежат извержению по 46-му Ап. правилу, как и за допущение еретиков к совершению чего-либо в качестве клириков; но слова нужно разуметь в смысле «имеющего просто общение» и «снисходительно смотрящего на молитву еретика», ибо от таковых, как достойных отвращения, нужно уклоняться. Поэтому, понимая таким образом смысл этих слов, Апостольское правило считает достаточным наказанием одно отлучение. Совсем другой оборот принимает дело, когда православное духовное лицо допустит какого-либо известного еретика служить в церкви, и вообще признает его настоящим священнослужителем или церковнослужителем. В таком случае данное духовное лицо становится недостойным священной службы и, по предписанию этого правила, должно быть извержено из священного сана. То же самое предписывается как Апостольскими постановлениями (VI, 16. 18), так и многими другими правилами, и таково было учение всей церкви первых веков. Весьма мудро замечает архим. Иоанн в толковании этого правила, говоря, что правила стремятся не только к охранению православных от заразы еретического духа, но и к охранению их от индифферентизма к вере и к православной церкви, который легко может возникнуть при близком общении с еретиками в делах веры. Такое отношение, впрочем, не противоречит духу христианской любви и терпимости, отличающей православную церковь, так как большая разница – терпеть у себя заблудших в вере, ожидая их добровольного обращения, или даже и настаивая на нем, жить с ними во внешнем гражданском общении, или вступать с ними без разбора в религиозное соприкосновение, так как последнее означает, что мы не только не стараемся об их обращении в православие, но и сами в нем колеблемся. Особенное значение должно это иметь для духовных лиц, обязанных служить для других примером в строгом охранении святыни православного верования.

В силу этого православный священник, по правилам, не должен преподавать еретикам св. Таин, ни вообще совершать для них какой-либо священной службы до тех пор, пока они не изъявят твердого решения соединиться с церковью; тем менее он может допустить еретического священника к совершению какой-либо службы для православных.

    65-е правило святых Апостолов: "Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения церковнаго".

    33-е правило Лаодикийского Cобора: "Не подобает молитися с еретиком, или отщепенцем".

    (Ап. 10, 11, 45, 46, 64; I всел. 19; II всел. 7; III всел. 2, 4; трул. 11, 95; лаод. 6, 7, 8, 10, 14, 31, 32, 34, 37; Василия Вел. 1, 47; Тимофея Алекс. 9).

Итак, Варфоломей подпадает под действие вышеприведенных церковных правил и не может теперь считаться православным епископом, ибо,

Правило 11-е Святых Апостолов говорит:

"Аще кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молитися будет: да будет извержен и сам".

(Ап. 28; Антиох. 4; Карф. 10).

Как отлучение, о котором мы говорили в толковании 10-го Ап. правила, лишает церковного общения, так точно и извержение лишает духовное лицо его службы; следовательно, и тот, кто участвует в каком-либо чине, совершаемом кем-нибудь противозаконно, поступает как и тот, кто вступает в церковное общение с отлученным, и потому подлежит и сам тому же наказанию, какому подвергся совершивший данное преступление. В чем состоит извержение из священного сана, мы говорили в толковании 5-го Ап. правила. Под словами «с изверженным от клира молиться» нужно подразумевать прежде всего воспрещение совместного служения с изверженным духовным лицом, а затем и воспрещение всякой общей молитвы. По Вальсамону смысл этого правила таков: наказанию должен подвергнуться каждый клирик, который будет молиться где бы то ни было, и с каким бы ни было клириком изверженным, и после извержения решившимся совершать какую-либо священную службу.


Но как Вселенский-то Патриарх на это решился? Давайте посмотрим и его биографию.

Родился Димитрий Архондонис 29 февраля 1940 года в деревне Айос Теодорос на острове Имроз (ныне Гёкчеада) в Турции. По этническому происхождению — грек.

Окончил среднюю греческую школу Зографион в Стамбуле. По окончании в 1961 году Халкинской богословской школы на острове Халки был рукоположён в диакона. В 1961—1963 годах служил офицером в турецкой армии.

С 1963 по 1968 год учился в Папском восточном институте в Риме, в Швейцарии и Мюнхенском университете. Был лектором в Папском Григорианском университете; доктор богословия Папского восточного института (диссертация по теме канонического права). Владеет греческим, турецким, английским, итальянским, немецким, французским и латынью.

По возвращении в 1968 году в Стамбул работал в Халкинской школе, где в 1969 году патриархом Афинагором I был рукоположён во пресвитера. Восшедшим на престол в 1972 году патриархом Димитрием был назначен управляющим созданным тогда Патриаршим кабинетом.

25 декабря 1973 года хиротонисан во епископа с титулом митрополита Филадельфийского, с оставлением в должности управляющего Патриаршим кабинетом. В январе 1990 года назначен митрополитом Халкидонским. С марта 1974 года вплоть до своей патриаршей интронизации состоял членом Синода и ряда синодальных комитетов.

Был избран предстоятелем Константинопольской церкви 22 октября 1991 года, чин интронизации состоялся 2 ноября того же года.


Список литературы

«Патриаршие споры» продолжаются. Имеет ли право Варфоломей I именоваться «вселенским патриархом»? reliare.ru 27 октября 2005 г.

Высший апелляционный суд Турции отказал патриарху Варфоломею в праве на вселенский статус Интерфакс.ru 27 июня 2007 года

The last Orthodox patriarch in Turkey? 27.08.2010.

'Halki Summit' to convene and discuss global responsibility and environmental sustainability (June 18-20)

Патриарх Константинопольский Варфоломей I принял руководителей Всемирного совета церквей На официальном сайте МП 19 декабря 2006 г.

Colin Woodard. Orthodox leader blesses green agenda. Christian Science Monitor 24 июля 2003 г.

Вселенский Патриарх Варфоломей награждён премией ООН Центр новостей ООН 20 апреля 2005 г.

На Кубу прибыл Вселенский Патриарх Варфоломей
Кастро принимает Вселенского патриарха Би-би-си 22 января 2004 г.

Патриарх Варфоломей освятил первый на Кубе православный храм NEWSru.com 26 января 2004 г.

A new Greek Orthodox Cathedral consecrated in Havana, Cuba www.wcc-coe.org март 2004 г.

На Кубу прибыл Вселенский Патриарх Варфоломей ny.russianamerica.com 25 января 2004 г.

Rev. Johannes L. Jacobse. The Patriarch and Fidel Front Page Magazine 5 февраля 2004 г.

Address Of His All Holiness Ecumenical Patriarch Bartholomew Phos Hilaron Georgetown University, Washington, DC 21 октября 1997 года.

Address given by All Holiness the Ecumenical Patriarch Bartholomew at the 1999 Annual Davos meeting of the World Economic Forum На сайте «OrthodoxyToday.org»
Константинопольский патриарх выступит на форуме в Давосе JesusChrist.ru 25 января 2006 г.

Speech of His All Holiness Ecumenical Patriarch BARTHOLOMEW to the Plenary of the Parliamentary Assembly of the Council of Europe. Речь Вселенского Патриарха Варфоломея на пленарной сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы 22 января 2007 года, Страсбург, Франция.

WELCOME SPEECH OF MR VAN DER LINDEN, PRESIDENT OF THE PARLIAMENTARY ASSEMBLY, FOR PATRIARCH BARTHOLOMEW Архивная копия от 16 февраля 2013 на Wayback Machine

Приветственная речь Рене ван дер Линдена на сайте Совета Европы
Выступая на сессии ПАСЕ, Патриарх Константинопольский Варфоломей подчеркнул важность межрелигиозного диалога На официальном сайте МП 24 января 2007 г.

Патриарх Константинопольский Варфоломей выступил на сессии ПАСЕ «Церковный вестник» № 1-2 (350—351) январь 2007 г.

Патриарх Варфоломей — Фанарский, а не Вселенский, утверждает турецкий депутат. Интерфакс 22 января 2007 г.

Патриарх и гражданин НГ Религии 1 октября 2008 г.

Bartholomew I Статья Архиепископа Роуэна Уильямса Time (журнал) Retrieved on May 1, 2008.



Варфоломей и Русская православная церковь. Предыстория разрыва отношений РПЦ и КП

Состоявшийся вскоре после интронизации официальный визит в Русскую православную церковь в июле 1993 года ознаменовал некоторое потепление традиционно напряжённых (после 1922 года) отношений между Фанаром и Московским патриархатом (МП). Во время своего визита полностью и однозначно поддержал Московский патриархат в его споре с самопровозглашённым и поддержанным украинскими властями Киевским патриархатом: «Патриарх Варфоломей I официально провозгласил, что Вселенский Патриархат признаёт только одного канонического митрополита Киевского, Его Высокопреосвященство Владимира (Сабодана), митрополита Киевского и всея Украины».

В феврале 1996 года возник острый конфликт с МП вследствие решения КП о восстановлении Эстонской апостольской православной церкви (в юрисдикции КП), что было воспринято руководством МП как посягательство на юрисдикцию Русской церкви. С конца февраля 1996 года в течение некоторого времени имя патриарха Варфоломея было исключено из диптихов Московской патриархии.

В сентябре 1997 года как гость симпозиума «Экология, религия и окружающая среда» в Одессе был на территории Украины и 24 сентября имел встречу с патриархом Московским Алексием II, которая, однако, существенно не разрядила напряжённые отношения — прежде всего из-за Эстонской апостольской православной церкви. Тем не менее, на состоявшемся 2 октября заседании Священного синода РПЦ было заявлено: «<…> 2. Особо отметить важность полного совпадения взглядов и позиций Предстоятелей двух Церквей в вопросах преодоления расколов, нарушающих церковное единство и серьёзно препятствующих успешному свидетельству Православия в мире. 3. С удовлетворением отметить поддержку, выраженную Патриархом Константинопольским Варфоломеем, канонической Православной Церкви на Украине во главе с митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Московский Патриархат). 4. Констатировать единую и конструктивную позицию обоих Предстоятелей в вопросах межхристианских отношений и признание необходимости всеправославного рассмотрения в ближайшее время вопросов, связанных с участием Православных Церквей в экуменическом движении, а также назревших проблем в этой области».

C 1996 года обозначилась напряжённость также в связи с новой линией Константинопольского патриархата в отношении церковной ситуации на Украине на фоне попыток представителей неканонических структур добиться от Константинопольского патриарха их признания. В ходе подготовки торжеств в связи с 1020-летием крещения Киевской Руси в июле 2008 года, которые он возглавил по приглашению украинских властей, руководство Украины во главе с президентом Виктором Ющенко предполагало одобрение патриархом Варфоломеем создания на Украине «единой поместной церкви». Участие Патриарха в юбилейных торжествах вызвало недовольство со стороны РПЦ и властей РФ.

В 2004 году в связи с обсуждением концепции «Москва — Третий Рим» на VIII Всемирном русском народном соборе осудил её как богословски несостоятельную. Согласно изложению позиции Патриарха в греческой газете «То Вима» от 8 июля 2004 года, специально для министра иностранных дел России Игоря Иванова он заявил следующее: «Вовлечение правительства в процесс принятия церковных решений имеет привкус неприемлемого цезарепапизма. Во времена коммунистической эры происходила нетерпимая политизация Русской Церкви … Мы надеялись, что ситуация будет иной после падения чудовищной системы. Однако, к нашему негодованию, мы видим, что настоящее российское правительство продолжает, не колеблясь, вторгаться и даже „делать политику“ в отношении сугубо церковных дел»; для председателя ОВЦС митрополита Кирилла (Гундяева) — «Неужели вы говорите нам, что единство православия есть вопрос цифр, политической силы, светской и дипломатической власти? То, что мы слышали относительно единства Церкви есть, целиком и полностью, прискорбное веяние духа ватиканизма, который толкует единство как единую организационную структуру, а не единство духа и сердца, как оно всегда толковалось в Православной Церкви».

Новый виток конфронтации в 2006 году был вызван ситуацией в Сурожской епархии Московского патриархата на Британских островах. Решением Синода Константинопольской церкви от 8 июня 2006 года бывший управляющий епархией епископ Василий (Осборн) был принят в лоно Константинопольской церкви. Вместе с ним в викариатство ушёл ряд приходов и значительная часть прихожан. 6 октября 2006 года Священный синод РПЦ постановил (журнал № 104) предложить патриарху Варфоломею рассмотреть в рамках двусторонних собеседований ситуацию, сложившуюся после приёма в его юрисдикцию епископа Василия (Осборна). Последовал положительный ответ, и 23 января 2007 года в Женеве (Швейцария) состоялась встреча делегаций Константинопольского и Московского патриархатов. Московская патриархия согласилась признать канонический статус епископа Василия в Константинопольском патриархате. Результаты переговоров одобрены на заседании Синода Русской православной церкви 27 марта 2007 года.

Состоявшийся в начале июля 2009 года официальный визит в Фанар избранного в начале 2009 года патриарха Московского Кирилла оценивался по итогам переговоров между двумя Патриархами как приведший к потеплению напряжённых отношений между двумя патриархатами; СМИ сообщали о достижении компромисса по вопросу духовного окормления православных в диаспоре: Московский патриархат согласился на проект устройства епископских собраний под председательством иерархов Вселенского трона в регионах диаспоры; взамен, по неофициальной информации, Константинопольский патриархат обещал не вмешиваться в церковную ситуацию на Украине.

22 мая 2010 года прибыл в Москву с визитом в РПЦ по приглашению патриарха Московского Кирилла. В ходе визита Варфоломей побывал также в Валаамском монастыре, с патриархом Московским Кириллом обсудил подготовку к созыву Всеправославного собора; призвал верующих Украины, сомневающихся, вернуться ли им в Московский патриархат, «присоединиться к канонической церкви».

20 апреля 2018 года Синод Вселенского патриархата принял решение «приступить к предпринятию шагов, потребных для дарования автокефалии православным христианам Украины». Согласно греческим СМИ и сделанному патриархом Кириллом спустя 2 месяца заявлению, встреча патриарха Варфоломея с патриархом Кириллом в Фанаре 31 августа 2018 года выявила отсутствие взаимопонимания по украинскому вопросу. 14 сентября 2018 года во внеочередном заседании Священный синод Русской православной церкви, имев суждение об «ответных действиях в связи с назначением Константинопольским Патриархатом своих „экзархов“ в Киев в рамках принятого Синодом этой Церкви „решения о предоставлении автокефального статуса Православной Церкви в Украине“», постановил: «1. Приостановить молитвенное поминовение Патриарха Константинопольского Варфоломея за богослужением. 2. Приостановить сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата. <…>».

15 октября 2018 года Священный синод Русской православной церкви принял решение разорвать евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом в связи с его намерением предоставить автокефалию православной церкви на Украине. 

Список литературы

Официальная хроника // Коммюнике о визите Архиепископа Константинополя — Нового Рима и Вселенского Патриарха Варфоломея I в Русскую Православную Церковь по приглашению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — Изд. Моск. патриархии. — 1993. — № 7—8. — С. 3.

COMMUNIQUE OF THE ECUMENICAL PATRIARCHATE ON THE AUTONOMY OF THE CHURCH OF ESTONIA. (англ.)

Телеграмма Патриарха Алексия Патриарху Константинопольскому Варфоломею I от 23 февраля 1996 // ЖМП. — 1996. — № 3 (официальная часть).

На этой неделе к Одессе были устремлены взоры всего православного мира. Именно здесь высшее православное духовенство в лице Вселенского патриарха Варфоломея 1 и патриарха Московского м всея Руси Алексия II, патриарха Грузии Илии вело сложные переговоры о состоянии православной церкви. Архивная копия от 8 июля 2007 на Wayback Machine // Слово : газета. — № 39 (254). — 26.9.1997.

Киев принимает Вселенского патриарха Варфоломея Архивная копия от 6 августа 2008 на Wayback Machine NEWSru.ua, 25.7.2008.

Определения Священного Синода // ЖМП. — 1997. — № 11.

Гудзик К. Патриарх Варфоломей I — первый среди равных в мировом православии // День : газета. — № 226. — 8.12.2000.

Московский патриархат: «В Киеве готовится раскол мирового православия». // Сегодня : газета. — 22.7.2008.

«В Украине будет единая Поместная Церковь, к которой стремятся истинные христиане и патриоты своей земли», — Вселенская Патриархия. Сайт Религиозно-информационной службы Украины, 21.7.2008.

Президент Украины попросил Патриарха Варфоломея помочь в создании единой поместной православной Церкви. NEWSru, 26.7.2008.

25-30 липня в Україні у торжествах з нагоди 1020-річчя Хрещення Русі візьмуть участь Вселенський та Московський Патріархи і делегації Помісних Церков — програма святкових заходів Архивная копия от 3 ноября 2013 на Wayback Machine На официальном сайте УПЦ КП.

Для посещения патриархом Варфоломеем Украины необходимо приглашение Алексия II, напоминают в Московском патриархате. Интерфакс, 21.5.2008.

В Киев по пригласительным. Ющенко зовёт религиозных лидеров на празднование 1020-летия Крещения Руси // Независимая газета. — 4.6.2008.

Обращение Священного Синода УПЦ к Святейшему Архиепископу Константинополя — Нового Рима и Вселенскому Патриарху Варфоломею І. МП, 24.7.2008.

Приход незалежности // Коммерсантъ : газета. — № 129 (3946). — 25.7.2008.
VIII ВРНС (3-5.02.2004) Архивная копия от 22 мая 2008 на Wayback Machine Некоторые материалы Собора на сайте ВРНС.

«Москва — Третий Рим» — не только метафора, но историческое задание для России. Выступление Константина Затулина на открытии VIII Всемирного русского народного собора в Троице-Сергиевой лавре 3 февраля 2004 г.

Ecumenical Patriarch Bartholomew Denounces Moscow’s «3rd Rome» Theory. На сайте kiev-orthodox.org.

Епископ Василий (Осборн) принят в юрисдикцию Константинопольского Патриарха. Blagovest-info.ru, 08.06.2006.

Константинопольский экзархат открывает викариатство в Англии. Интерфакс, 13.6.2006.

Поздняев М. Сурож разрушен. Раскол в епархии РПЦ на Британских островах — теперь факт окончательный и бесповоротный Архивная копия от 24 марта 2007 на Wayback Machine 19.6.2006.

Митрополит Кирилл: канонический конфликт с епископом Василием (Осборном) полностью урегулирован, но человеческий — остался. blagovest-info.ru, 29.3.2007.
Протокол заседания Св. Синода 27 марта 2007, Журнал № 17.

Завершился визит предстоятеля Русской православной церкви в Константинопольский патриархат. Официальный сайт МП, 7.7.2009.

Orthodox leaders give message of unity in Istanbul (англ.). Reuters (4.7.2009). Проверено 7 июля 2009. Архивировано 19 февраля 2012 года.

Патриарх Кирилл надеется на обновление отношений между Русской и Константинопольской Церквами. NEWSru, 6.7.2009.

Поздняев М. Взятие Царьграда. Новые известия (7.7.2009). — Патриарх Кирилл начал «перезагрузку» православного мира. Проверено 7 июля 2009. Архивировано 19 февраля 2012 года.

Круг П. Летняя дипломатия Патриарха Кирилла. Независимая газета (6.7.2009). — Глава Русской Церкви поехал в Турцию вслед за миллионами соотечественников. Проверено 7 июля 2009. Архивировано 19 февраля 2012 года.

С 22 по 31 мая состоится визит Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея в Русскую Православную Церковь. Официальный сайт РПЦ, 18.5.2010.
Завершился визит Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея в Русскую Православную Церковь. Mospat.ru, 31.5.2010.

Главы Русской и Константинопольской Церквей обсудили подготовку к созыву Всеправославного собора. NEWSru, 31.5.2010.

Патриарх Варфоломей надеется на преодоление раскола на Украине. РИА Новости, 30.5.2010.

Три фразы, вырванные из контекста. В УПЦ КП опровергают сообщения российских СМИ о том, что Патриарх Варфоломей «призвал „неканонические“ украинские Церкви к объединению с УПЦ МП».

Вселенский Патриарх призвал раскольников на Украине вернуться в каноническую Церковь. NEWSru, 31.5.2010.

Regarding the granting of Autocephaly to the Church of Ukraine Greek Orthodox Archdiocese of America, 28.09.2018.

Греки разоблачили провал дипломатии РПЦ: Интернет-журнал утверждает, что действия и слова Московского патриархата оскорбили Константинополь // Независимая газета. — 28.09.2018.

Патриарх Кирилл утверждает, что на Украине реализуется глобальный заказ на уничтожение Русской православной церкви interfax-religion.ru, 30.10.2018.
ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 14 сентября 2018 года. Патриархия.ru, 14.09.2018.

Непоминаемый Фанар: Русская Церковь избрала мягкую форму разрыва отношений с Константинопольским Патриархатом. Царьград (14.9.2018). — Внеочередное заседание руководящего органа Русской Православной Церкви - Священного Синода - было созвано в связи с противозаконным вторжением Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Московского Патриархата.

Что означает раскол двух церквей: ответы на главные вопросы. РБК, 16 октября 2018.



Варфоломей и Римско-католическая церковь

В ноябре 2005 года Варфоломей I пригласил в Стамбул папу римского Бенедикта XVI. Визит состоялся в ноябре 2006 года. Понтифик стал третьим из первосвященников Рима, побывавших в Турции (его предшественник Иоанн Павел II посетил эту страну в 1979 году, а Павел VI — в 1967-м). Папа присутствовал на литургии в храме Святого Георгия в Фанаре 30 ноября. Приветствуя его, патриарх Варфоломей назвал «благословением мира» визит Папы на день апостола Андрея, престольный праздник Вселенской патриархии, и сказал, что скорбит о том, что «две Церкви ещё не соединены». По итогам встречи Варфоломей I и Бенедикт XVI выпустили совместное заявление.

Вот это официальное заявление.

"СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПАПЫ БЕНЕДИКТА XVI И ПАТРИАРХА ВАРФОЛОМЕЯ I

"Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь" (Псалом 117, 24).

Братская встреча, которую имели мы, Папа Римский Бенедикт XVI и Вселенский Патриарх Варфоломей I, является делом Божьем и, в некотором смысле, даром, исходящим от Него. Мы благодарим Дарителя всякого блага, который еще раз позволил нам выразить, в молитве и во взаимности, нашу радость, почувствовать себя братьями и возобновить наше обязательство в перспективе полного общения. Это обязательство вытекает от воли Господа нашего и от нашей пастырской ответственности в Церкви Христовой. Да станет наша встреча знамением и стимулом для всех нас, так как разделяем те же чувства и те же позиции братства, сотрудничества и общения в любви и в истине. Святой Дух приведет нас к подготовке того великого дня восстановления полного единства, тогда и как пожелает Бог. Тогда мы сможем по истине возрадоваться и возвеселиться.

1. Мы вспомнили с благодарностью встречи наших почтенных предшественников, благословенных Господом, которые показали миру неотложный характер единства и проложили путь, по которому придем к нему через диалог, молитву и нашу повседневную церковную жизнь. Папа Павел VI и Патриарх Афинагор I, побывали паломниками в Иерусалиме, где Иисус Христос умер и воскрес ради спасения мира, встретились снова здесь, в Фанаре, и в Риме. Они передали нам Совместное Заявление, которое полностью сохранило свою ценность, и в котором подчеркивается, что настоящий диалог любви должен поддерживать и вдохновлять отношения между лицами и между Церквами, "должен корениться в полной преданности одному Господу Иисусу Христу и во взаимном уважении их собственных традиций" (Том Любви, 195). Мы совсем не забыли обмен визитами между Его Святейшеством Папой Иоанном Павлом II и Его Всесвятейшеством Патриархом Дмитрием I. Именно во время визита Папы Иоанна Павла II, это был его первый экуменический визит, было объявлено о создании Смешанной Комиссии по богословскому диалогу между Римско-католической и Православной Церквами. В нее вошли наши Церкви с целью, как было заявлено, восстановить полное общение.

Относительно же наших отношений между Церковью Рима и Церковью Константинополя, то мы не можем забыть официальный церковный акт, которым были преданы забвению старые анафемы, оказывавшие в прошлом отрицательное воздействие на отношения между нашими Церквами. Мы еще не вычерпнули из этого акта все его положительные последствия, которые могут возникнуть на нашем пути к полному единству, к которому Смешанная Комиссия призвана внести свой важный вклад. Мы побуждаем наших верующих сыграть активную роль в этом процессе своими молитвами и важными поступками.

2. На пленарном заседании Смешанной Комиссии по богословскому диалогу, которое состоялось недавно в Белграде, и было гостеприимно принято Сербской Православной Церковью, мы выразили нашу глубокую радость за возобновление богословского диалога. После перерыва на несколько лет, ввиду различных трудностей, Комиссия смогла снова поработать в духе дружбы и сотрудничества. Рассматривая вопрос "Соборность и власть в Церкви", в его местном, региональном и экуменическом измерениях, Комиссия принялась за изучением экклезиологических и канонических последствий тайной природы Церкви. Это даст возможность рассмотреть и некоторые из основных вопросов, являющихся все еще спорными. Мы полны решимостью поддержать, как было и в прошлом, порученную Комиссии работу и сопровождать ее члены нашими молитвами.

3. Как пастыри мы подумали, прежде всего, о провозглашении Евангелия в современном мире. Эта миссия, "идите и научите все народы" (От Матфея 28, 19), является сегодня, как и прежде, актуальной и необходимой даже в традиционно христианских странах. Кроме того, мы не можем игнорировать нарастание секуляризации, релятивизма и нигилизма, особенно в западном мире. Все это требует обновленного и сильного проповедования Евангелия, адаптированного к современным культурным тенденциям. Наши традиции являются для нас нашим наследием, которое мы обязаны разделять, продвигать и постоянно актуализировать. Поэтому мы должны укрепить наше сотрудничество и наше общее свидетельство перед всеми народами.

4. Мы оценили положительно путь к формированию Европейского Союза. Активисты этой великой инициативы не забудут обратить свое внимание на все точки зрения, касающиеся человеческого лица и его неотъемлемых прав, особенно его религиозной свободы, которая является свидетельством и гарантией уважения любой другой свободы. В любой объединяющей инициативе должны защищаться меньшинства со своими культурными традициями и религиозными особенностями. В Европе, оставаясь открытыми к другим религиям и к их вкладу в цивилизацию,  мы должны объединить свои усилия для сохранения христианских корней, традиций и ценностей для того, чтобы гарантировать уважение истории, а также внести свой вклад в цивилизацию будущей Европы, в качество человеческих отношений на всех уровнях. В этом контексте разве мы можем не упомянуть древнейших свидетелей и великолепное христианское наследие этой земли, начиная со слов книги Деяний Апостолов об Апостоле языцех св. Павле. На этой земле встретились Евангельское послание и древняя культурная традиция. Эта связь, которая столько внесла в наше общее христианское наследие, остается актуальной и даст в будущем еще больше плодов для распространения Евангелия и для нашего единства.

5. Взоры всего мира обращены на страны современного мира, в которых проживают христиане и на переживаемые ими трудности, особенно голод, войну и терроризм, а также различные формы эксплуатации бедных, эмигрантов, женщин и детей. Католики и православные призываются действовать сообща ради уважения прав человека, всего человека, сотворенного по образу и подобию Божию, экономического, социального и культурного развития. Наши богословские и моральные традиции могут стать твердой основой для общего учения и действия. Прежде всего, мы хотим заявить, что убийство невинных во имя Бога оскорбляет Его и человеческое достоинство. Мы должны взять на себя обязательство возобновить наше служение человеку и защите человеческой жизни, всякой человеческой жизни.

Глубоко в наших сердцах находится мир на Ближнем Востоке, где жил наш Господь, страдал, умер и воскрес, и где много веков проживают наши христианские братья. Мы горячо желаем восстановления мира на этой земле, усиления сосуществования между различными ее народами, между Церквами и между различными религиями. Поэтому и поощряем развитие более тесных связей между христианами и межрелигиозный диалог, истинный и верный, в перспективе борьбы против любой формы насилия и дискриминаций.

6. Сегодня, перед лицом больших опасностей для окружающей среды, мы Хотин выразить нашу тревогу за те отрицательные последствия, которые могут возникнуть для человечества и для всего мироздания, из-за необузданного экономического и технологического прогресса. Как религиозные лидеры, мы считаем своим долгом поощрять и поддерживать все предпринимаемые усилия для защиты Божьего творения и для передачи последующим поколениям такого мира, в котором они смогут жить.

7. Наконец, наши мысли всегда обращены ко всем вам, верующим обеих наших Церквей, живущим во всем мире, епископам, пресвитерам, диаконам, монахам и монахиням, мирянам мужчинам и женщинам, служащим тем или иным путем Церкви, и ко всем крещенным. Мы приветствуем во Христе других христиан, уверяя их в том, что мы молимся, и мы готовы к диалогу и сотрудничеству. Мы приветствуем всех вас словами Апостола Павла: "благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа" (2 Кор. 1, 2)".

© Copyright 2006. Ecumenical Patriarchate


Интересно, а как же слова апостола Иоанна Богослова?

Толкования на 2 Ин. 1:10

Свт. Василий Великий

Ст. 10-11 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.

Что же скажут те, которые не только не любят сотворившего и питающего их Господа, но и в числе друзей имеют глаголющих неправду на Бога, одной приобщаются с ними трапезы и при самом вкушении пищи терпят хулы на питающего?

Гомилии на шестоднев.

Свт. Амвросий Медиоланский

Ст. 10-11 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его

Итак, когда написано: еретика после первого вразумления отвращайся (Тит 3:10), когда и другой муж, свидетельствовавший Святым Духом, говорил избегать такого рода бестий и не допускать приветствия и общения с ними, тогда каким образом может случиться, чтобы того, кого мы видели находящимся в их обществе, мы также не посчитали бы и защитником неверия?

Послания.

Свт. Климент Александрийский

Ст. 10-11 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его

Таких Иоанн запрещает приветствовать и оказывать им гостеприимство. Это ведь в такого рода вещах не является бесчеловечным, но он наставляет, чтобы они не собирались и не спорили вместе с такими, которые не в состоянии умозрительно толковать Божественное, чтобы ими они не уводились от учения истины, обманутые рассуждениями, похожими на истину. Я же полагаю, потому не следует с такими и молиться, поскольку в молитве, которая творится в доме, после того, как поднимаются после моления, есть приветствие радости и заявление о мире.

Заметки на Кафолические послания.

Сщмч. Ириней Лионский

Ст. 10-11 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его

Ученик Господень Иоанн усилил осуждение их, посоветовав нам и не приветствовать их: ибо приветствующий их, говорит, участвует в делах их злых.

Против ересей.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 10-12 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его. Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна

Тех, кому пишет послание, апостол предостерегает, чтобы они приходящего к ним без исповедания учения Христова не только не принимали под кров свой, но и не удостаивали приветствия, потому что приветствие от нас должно быть делаемо только тем, кои единонравны и единоверны с нами. Ибо кому мы должны молить благополучия, как не единонравным и единоверным с нами? Если же будем приветствовать нечестивых, что прилично только в отношении к единонравным и единоверным; то этим показываем, что мы в общении с ними, и что они уже увлекли нас в свое нечестие. Причиной, почему настоящее и следующее за ним послание изложены кратко, апостол поставляет то, что надеется придти сам и при личном свидании восполнить недостающее.

Толкование на Второе послание святого апостола Иоанна.

Дидим Слепец

Ст. 10-11 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его

Итак, пребывает в евангельском учении тот, кто согласно ему мыслит и действует, в то же время и отделяет себя самого от того, кто делает что-нибудь и мыслит наоборот.

На 2-е послание Иоанна.

Иларий Арелатский

Ст. 10-11 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его

Это - отлучение в новом завете, чтобы от стола, мессы и общения в доме и Церкви отделялся неверующий.

Трактат на семь Кафолических посланий.

Тертуллиан

Ст. 10-11 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его

Хотя нам и следует искать теперь и всегда, но где должно искать? У еретиков, где все чуждо и враждебно нашей истине, к которым нам запрещено и подходить?

О предписаниях (против) еретиков.

Еп. Михаил (Лузин)

Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.

Кто из этих выше указанных обольстителей, или лжеучителей, каковых много пришло в мир (2 Ин. 1:7) и которые усиливаются приобретать себе учеников и учениц из неутвержденных еще в вере, приходит к вам в дом или в другом каком-либо месте встречается с целию учить вере и добродетели, или вообще излагать учение, относящееся к христианству, и не приносит учения, что Иисус есть Христос, Сын Божий, во плоти пришедший (2 Ин. 1:7) и нас искупивший от греха и верою соделавший нас участниками жизни вечной, а, напротив, приносит другое, чуждое и несогласное с сим учение, — такого не принимайте к себе в дом, запирайте пред ним двери своего дома и не приветствуйте его. Все наставление апостола имеет такой общий смысл: смотрите, если бы случилось, что пришел бы к вам лжеучитель и начал бы вам излагать учение, несогласное с учением Христовым и противное ему, с целию отвратить вас от него и склонить к принятию своего, — будьте осторожны, мудры, как змии, и целы, как голуби (Мф. 10:16), избегайте всяческих и всячески сношений с ним, не принимайте его к себе и не имейте никакого общения с ним, никакого знакомства, тем более приязни; заслоняйтесь от всяких сношений с ним.


Список литературы

Константинопольский Патриарх Варфоломей заявил, что желает объединения с Католической Церковью. portal-credo.ru, 1.12.2006.

Совместное заявление Папы Бенедикта XVI и Патриарха Варфоломея I. portal-credo.ru, 1.12.2006.



Критика деятельности Патриарха Варфоломея

В России официальная критика деятельности патриарха Варфоломея связана, прежде всего, с затяжными юрисдикционными спорами, которые с 1922 года ведутся между Константинопольским и Московским патриархатами. Патриарх Варфоломей продолжает в целом вести «глобализированную» линию в русле политики патриархов Мелетия и Афинагора, что вызывает резко негативную реакцию руководства Московской патриархии, стремящейся отстоять свою каноническую территорию.

В среде консервативного крыла греческой Церкви, среди монахов Афона, в особенности в монастыре Эсфигмен, Патриарх, как и его предшественники, подвергается критике за активную экуменическую деятельность.

Так, накануне состоявшегося 28—30 ноября 2014 года визита папы римского Франциска в Турцию в Греции была обнародована петиция, подвергающая критике заявления предстоятеля Константинопольской православной церкви. В частности, речь идёт о его взглядах на природу Православной церкви и её отношения с другими христианскими исповеданиями и иными религиозными конфессиями. Петицию подписали более чем 2000 лиц, среди которых шестеро епископов, священники, монахи Греции и Кипра, а также монахи Горы Афон.

Неоднократно подвергался критике за «восточный папизм» и бесцеремонное вмешательство во внутренние дела других поместных церквей. В турецкой газете Cumhuriyet отмечалось, что «вмешательство во внутренние дела других стран» патриарха Варфоломея «от Кипра до Эстонии, от Иерусалима до Украины» создаёт внешнеполитические проблемы Турецкому государству.

Управляющий делами Московского патриархата митрополит Варсонофий (Судаков) 18 сентября 2018 года в ходе паломнической поездки по Святой Земле заявил Патриаршему эпитропу в Аммане архиепископу Кириакопольскому Христофору (Аталла) (Иерусалимский патриархат): «Большую проблему для Православия создал Константинополь, вопреки всем канонам назначив двух экзархов на Украину. Сейчас мы разорвали отношения со Вселенским Патриархатом на уровне архиереев, чтобы остановить его вторжение на Украину. А если они не остановятся, то в Православии будет раскол. Нужно постараться не допустить этого. <…> Нам восточный папа не нужен. Все Православные Поместные Церкви равны, все Патриархи также равны в своей власти и не могут вмешиваться в дела Поместных Церквей».


Список литературы

Глобальное Противостояние. Епископ Василий (Осборн) в Константинопольском патриархате и Константинопольский патриархат на Украине. Часть первая.

Владыка Кирилл: «Церковь по природе своей не может быть ни в оппозиции, ни во власти». Она призвана быть голосом совести своего народа. Интервью митрополита Кирилла, 24.11.2006.

Иерей Андрей Берман. Вселенский Патриархат и его роль в условиях глобализации. В ближайшей перспективе именно глобализация будет определяющим фактором мировой политики, а, следовательно, и политики церковной. 25.12.2006.

Солдатов А., Холмогоров Е. Каноническое пространство: принципы, идеологи, конфликты. // Отечественные записки. — 2002. — № 6.

Letter to Ecumenical Patriarch Bartholomew Holy Community, Holy Mountain Athos. Послание Вселенскому Патриарху Варфоломею игуменов всех монастырей Святой Афонской Горы от 30 декабря 2006 г.

От полиции до политики. Политичность как угроза существованию православия. portal-credo.ru, 24.10.2006.

Д-р Владимир Мосс. Значение битвы за Эсфигмену. 1.2.2007.

Духовенство Греции и Кипра обнародовало петицию с критикой взглядов Патриарха Варфоломея. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».

Неканоническая ситуация: Православная диаспора на распутье.

Каверин Н. Восточный папизм Константинополя и перспективы созыва Всеправославного Собора // Благодатный огонь : журнал. — 8.09.2011.

Протоиерей Андрей Новиков. И вновь о восточном папизме. Православие и мир.

Против идеи «восточного папизма». Византистский портал «Катехон».

прот. Андрей Новиков. Первенство в Церкви: примат чести или примат власти?

Рюмин А. «Восточный папизм» Константинопольского Патриарха и противодействие ему. Русская линия, 14.06.2004.

Протоиерей Вадим Леонов. Константинопольский папизм. Православие.ru (23.10.2018).

Фанар угрожает «отзывом» автокефалий за связь с Московским Патриархатом. Радонеж, 05.05.2012.

Турецкое руководство дало понять Варфоломею I, что его возможное вмешательство в украинские дела противоречит интересам Турции. NEWSru, 27.6.2008.

Управляющий делами Московской Патриархии встретился с Предстоятелем Иерусалимской Православной Церкви. Патриархия.ru, 19.9.2018.

Итак, мы видим, что сам Варфоломей является выпускником католических учебных заведений и сам не чужд католического влияния. Притязания же Константинополя на мировое господство среди Православных Церквей и постепенное отнятие у тех канонических территорицй, является грубым нарушением многих канонов Православной Церкви. В связи с этим, считается возможным и даже необходимым, созвание Собора Восточных Патриархов и епископов для суда над константинопольским Владыкой. Ведь, если он не откажется от своего грубого нарушения канонических территорий других Православных Церквей и признает раскольников за православных, возможно возникнут религиозные междоусобицы. От этого могут пострадать десятки тысяч верующих людей. Господи, помилуй и вразуми нас грешных!


Рецензии