В разгар социализма или пустая комната

Случилось это в конце шестидесятых.

Меня еще не было на свете и в той точке советского пространства,где моя мать была главврачем республиканского дома ребенка.
Хоть это и глушь, Марийская республика, однако, должность солидная и жила она с семьей в ведомственной квартире в центре города Йошкар - Ола.
Для меня это был, в первую очередь, город без фруктов.
Я отчаянно сострадала старшему брату и матери, когда слушала истории из их жизни там.
Не понимала как это так, что фрукты там не растут и помидоры не вызревают.
Тайна какая -то.
Зато много грибов и ягод и тайга прекрасна.
Но я не успокаивалась.
Не нужна мне тайга, если там так холодно.

И я еще глубже зарывалась под одеяло, а мать продолжала рассказ.
То про то, как братика в тайге потеряли, то как будущие медсестры, девки деревенские, в занавески сморкались и семечки на занятиях грызли, пока бедная мать пыталась их чему - то учить.
Странно, но ничего не понимая в теории, они потом легко всему научались сами на практике.
Продолжая сморкаться в уже больничные занавески и грызть семечки прямо на работе.

В суеверия там вера была огромная и повсеместная.
Если сказала повитуха, что новорожденный утонет, потому, что на нем "знак воды", он, как ни странно, тонул.
И тонул упорно.
Не получилось утонуть в залитом водой погребе, так по весне в пруд свалился, только сошел лед.
Знак воды!
В эту воду его кто - то  тянул или толкал, даже, если на пути стояла преграда в виде досок.
Отодвигал, с силой отдирал -  хотя какая у ребенка сила - и падал туда, в водную прохладную тьму, пока насовсем утонуть не вышло.
Неумолимый...

На площадке все ее соседи были люди культурные - разного уровня преподавательский состав из разных вузов. поголовные атеисты с партбилетами.
Напротив жила "большая умница" профессор биологии, как тогда требовалось - враг реакционной и чуждой нам генетики.

Молодая еще совсем женщина, под шестьдесят, с важной прической и добрым лицом, временами имевшим почти младенческое выражение радости навстречу входящим к ней за знаниями.

С матерью она дружила и на шестидесятилетие пригласила к себе в числе прочих гостей, сотрудников кафедры и институтского начальства.
Праздник удался.
Гости были веселы и пьяны, начиналось движение к двери, когда случилось это...

Звонок прозвучал пугающе отрывисто, будто звонивший резко отдернул руку, обжегшись о кнопку.
Именинница, недоуменно пожав плечами - "ктобыэтомогбыть" - пошла открывать, под пьяные смешки гостей.
Уж не тайный ли там воздыхатель явился?

Обратно она вернулась со стариком лет восьмидесяти.
Он еле держался на ногах и сразу не удержавшись за косяк двери, рухнул в проходе, явив взорам измазанные мелом бока и спину старой, изношенной рабочей фуфайки.
- Это мой отец, знакомьтесь!

Крепкий свиду старик будто и не замечал накрытого стола и людей вокруг.
Взнляд его как у сомнамбулы был направлен вглубь самого себя.

Кое - как временно укрепив тело на шатких опорах согнутых локтей, поднял  воспаленные красные веки и натужно, будто сглотнув камень, произнес тихо, торжественно и твердо.
- Люся, я сегодня библию сжег!

В комнате повисло такое молчание, что казалось будто остановилось само время, напоследок лязгнув тормозами.
Все профессора, завкафедрами, деканы и просто преподаватели, вся эта новая советская интеллигенция молчала, потрясенная до глубины души.
Никто не шевелился.
- Как?!!

Кто сказал это "как" мать уже не помнила.
Возможно, никто, но внутренний вопрос сам собой вырвался наружу и материзовался в звуке.
Все бросились к двери почти одновременно и через пять минут пространство опустело.
Мать и юбилярша остались одни в квартире, не считая храпящего на полу отца.
Истинная атеистка и комсомолка, мать, в недоумении, пошла убирать со стола,сместив мысли на текущие задачи.
А  Профессор Люся еще долго стояла неподвижно, над распластанным у ее ног телом крестьянского родителя, вперив пустые глаза в размытое светом одинокого фонаря, заоконье...
О чем она думала?
Неизвестно...
Да и имеет ли это значение...Какая нам разница.
Ведь нет никаких свидетелей нашей жизни вне нас.
Или есть?!
Кто видит наши мысли и чувства в пустой комнате?!


Рецензии
Спасибо за рассказ!
Ничего никогда не надо рвать из себя "с кровью". Больно? Не хотел? Ну и не надо было. Делай так, как подсказывает тебе совесть.
Насчет страха Божьего.
Да и кое-какие личные размышления после прочтений рецензий изамечаний.
Посмею заметить, что очень многие "Идеалы возрождения" забуксовали везде, а не только в России.
"Даже когда золотых дворцов настроют и с ног до головы как рождественская елка блестючими штуками обвесятся,...а внутри то роба и фуфайка все равно))))- в золотых дворцах, брилльянтах и блестках большинство из очень верующих. Не так? И Библию читают, не жгут, и в церковь ходят. В дорогих комплексах имеется личная церковь на охраняемой территории, у очень богатых россиян. А у тех, у кого личный особняк, тоже - иконы в обрамлении, подходящей под стиль мебели. Еще в 90 годы видела на выставке такие гарнитуры. Шикарная мебель, в одном стиле все, включая перила лестницы и резные обрамления икон. А мы, преподаватели, имели зарплату 65 долларов, но это было хорошо, другим могли давать чулками-тушенкой-гвоздями - талонами.
Что мне не нравится: Почему для верующих слишком много догм? Почему так часто звучат слова о страшных карах за грехи.. Я не верю в страх Божий, который может сделать человека добрым и хорошим, если он злой и подлый, только от страха, что тогда Бог ему не обещает Царства Небесного и пугает преисподней.
А много веков назад Мирандола пишет:
"Я не создал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным. Ты можешь выродиться в низшее существо, к которому принадлежит животное, но в то же время, по твоей собственной воле, ты можешь и возродиться до Существа Высшего, к Коему принадлежит Божество" - Это слова из древнего трактата «Речь о достоинстве человека» Пико дела Мирандола эпохи Возрождения.
Что же касается модели развития мирвого сообщества - то тут все же во главу угла ставиться прибыль, прибыль, прибыль. Деньги. Причем крупные, правят миром, независимо, каким богам при этом молятся, или не молятся, эти "власть имущие".


Марианна Ольшевская   07.03.2019 12:50     Заявить о нарушении
Спасибо!
А мне кажется, что Тот, кто сжег книгу человек не пустой.
Он думал всю жизнь, когда другие просто побросали одно и похватали другое.

Хома Даймонд Эсквайр   07.03.2019 22:28   Заявить о нарушении
Вот это -верно. Я тоже видела, как вдруг в эпоху перестройки прямо толпа побежала в церковь, даже давили друг друга ( эта церковь у меня была напротив дома, из окна все видно). В рождественскую ночь стояла на крылце и во дворе плотная толпа, когда дверь открыли - люди падали. Беременным становилось плохо от духоты во время службы. Мне этого всего не понять. Зачем бежать толпой? Зачем гордиться ритуалами? Нужно ли духовность отождествлять с религиозностью?
И, к сожалению, не вижу, чтобы верующие показали пример поведения: и пьют, и дерутся, и крадут, и врут, и матерятся многие. А потом идут - покаяться. Даже довольны: не согрешишь, не покаешься.
Ну, ладно.
Тут целый клубок всяческих проблем. Не черно-белая картинка.
В Европе южане больше верят. А Скандинавия, Бельгия - нет. Кристины, похороны. Больше пожилых идут в церковь, чем молодых. И никогда у них не пугают никакими карами за грехи.
Я - в Швеции. Мне именно это нравится. Чтобы чертями со сковородками не стращали.

Марианна Ольшевская   07.03.2019 22:56   Заявить о нарушении
Я лет в двадцать сама пошла креститься, но потом не вписалась духовно
Мне ближе индуизм оказался и многое не нравится в отношениях
Но в храмы ходила, когда никого там..просто так, душой проясниться
И прояснялось
А потом там душно и невыносимо стало, будто зло поселилось
Вместо радости и благодати тебя душит и прессует и будто ты червь, ничто
Такая стала атмосфера
Ведь от этого хотели избавиться, от уничижения, когда крушили
А вышло как всегда
Давящее начало после короткого периода энтузиазма и подъема вернулось и придушило еще больше.

Хома Даймонд Эсквайр   07.03.2019 23:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.