Cпасая одну жизнь- спасаешь весь Мир

Немного их было- отважных людей,
средь равнодушья и палачей,
готовых на смерть- для спасенья других...
и сколько сокрыто имён дорогих?..

Музей Яд ва Шем- как мало имён...
Но каждым спасённым- Мир целый спасён!

ИЗ ИНТЕРНЕТА
................

Правнучка Праведника народов мира нашла в Израиле спасенную им семью и свою любовь
https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-4952646,00.html

Ирина Шагинян и ее избранник

Иван Поболь из местечка Новогрудка в Беларуси, рискуя собственной семьей, прятал еврейскую сироту. Через 73 года его правнучка Ирина встретилась со спасенной женщиной и полюбила израильтянина


Об этой невероятной истории "Вестям" рассказали в "Яд ва-Шем". Даже много повидавшим сотрудникам отдела Праведников народов мира запомнилась милая девушка из Беларуси Ирина Шагинян. На церемонию вручения медали Праведника они приехала вместе с семьей спасенной ее прадедом женщины. А потом, смущаясь, рассказала: в поисках этой семьи она встретила свою любовь.

Сейчас Ирина живет в Израиле. "Вести" нашли ее.

— Первый вопрос: всем известно, что потомки Праведников народов мира получают в Израиле льготы. Сами Праведники имеют право жить в нашей стране, им присваивается гражданство и платится пожизненная пенсия. Детям и внукам гражданства не дают, но предоставляют рабочую визу сроком на 3 года. Вы правнучка, какие льготы у вас?

— Никаких. На мое поколение они уже не распространяются. Я хотела увековечить память прадеда без корысти.   

— А как вы вообще узнали о его подвиге?

— Когда я родилась, дедушки Ивана Поболя уже не было в живых. Но его дочь, моя бабушка Аня, часто рассказывала о своем детстве в местечке Новогрудка. Во время войны Ане было 8 лет, и она носила еду в подпол, где ее отец прятал дочку соседей Геню Беркович.


Берковичи до войны дружили с моим прадедом. Из Польши до них докатились слухи об убийстве евреев, и главы семейств дали слово помогать друг другу. Когда в местечко вошли немцы, евреев согнали в гетто. Дедушка Иван сначала тайно носил Берковичам еду, а потом предложил по одному вывезти детей. У Берковичей была одна дочка и четыре сына. Иван положил девочку в телегу между дровами. На выходе из гетто сказал немцам: "У нее был тиф, везу хоронить" — и они отступились, побоялись проверять.

Затем дед в той же телеге с дровами по одному вывез сыновей. Они отправились в лес, к партизанам, а сестренку отдали другим евреям, которые прятались в землянках. Но однажды немцы устроили облаву в лесу и всех снова отправили в гетто. Маленькой Гене удалось сбежать. Она не знала, куда деваться, и пришла в единственное знакомое ей место — в дом к деду Ивану. Он спрятал девочку в подпол под печью, и там она провела всю войну. Родителей Гени расстреляли вместе с другими евреями гетто.

— Геня осознавала, что Иван спас ей жизнь?

— О да. Бабушка говорила, что пока ее отец был жив, Геня все время навещала его. А потом Иван умер, Геня уехала в Израиль, и ее следы затерялись.

Уже став взрослой, я приехала в Израиль по приглашению друзей. Однажды мы с друзьями заговорили о Холокосте. Они рассказали мне, что спасители евреев награждаются званием Праведников народов мира. И я ответила: а ведь в моей семье тоже есть такая история. Бабушки уже тоже не было в живых, и мне ничего не оставаилось, как вернувшись домой пойти в городской музей. Там есть отдел еврейского сопротивления. Я поинтересовалась, можно ли найти семью, о которой мне известно только несколько фактов: что они жили в конце такой-то улицы и потеряли родителей в гетто. Неожиданно сотрудница сказала, что музей поддерживает отношения с израильтянами — выходцами из местечка. На следующий день на мой отправленный в Израиль мейл пришел ответ от… дочери Гени Беркович.

— Какой была ваша встреча?

— Очень теплой. Я не могла сдержать слез, увидев большую еврейскую семью. У Гени родились дети, внуки. И там в семье тоже хорошо знали историю спасения. Все части пазла сложились. Мы обратились в институт Яд ва-Шем, где нашу историю тщательно изучили и подтвердили, что Иван Поболь подходит под критерии Праведника народов мира.

Медаль и диплом Праведника мира

Медаль и диплом Праведника мира

Ирина с дочерью Гени в музее Яд ва-Шем

Ирина с дочерью Гени в музее Яд ва-Шем

— А как вы встретили своего избранника?

— Я приезжала в Израиль четыре раза, и среди наших друзей встретила свою любовь. Мы с мужем живем в Кфар-Баптистим. Я учу иврит в ульпане.

Собираюсь посадить в нашем поселке дерево в честь прадеда. Вы знаете, Иван ведь был простым деревенским человеком. Как я теперь понимаю, верующим. Только такой человек мог, рискуя собственной семьей, прятать у себя чужого ребенка. Он просто не представлял, как это — отдать соседское дитя на растерзание. И мне кажется, что в моей судьбе тоже есть божий промысел, если через столько лет она привела меня в Израиль.


Рецензии