Что правит нами

             … Не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа,
             не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным –
             благорасположение…
                Еккл.9:11.

Почему с нами происходит именно то, что происходит? Неудачи, победы, разочарования, успехи, болезни, слава… Что это? Игра судьбы, предопределенность, результат собственных поступков? Наказание-поощрение высших сил? Или, может, всего понемножку? Будем разбираться. Исходя, по традиции, из опыта православия.

На первый взгляд, всё очевидно. События нашей жизни не случайны, а подчинены божественному порядку. И регулируются законами разного уровня и, соответственно, разной силы влияния.  В самом низу лежат законы физические. За ними следуют биологические, психологические, социально-экономические, нравственные. Вершина – законы духовные. Работают все они по единому принципу. Выполнено определённое условие-правило – последствия одни, нарушено – другие. Палец в розетку сунул – 220 вольт, как с куста. Всё яснее ясного. По крайней мере, по части физики. А вот на экономической, к примеру, ступеньке проблем уже за глаза. Курс доллара к рублю на завтра не можем точно рассчитать. Что уж говорить о мотивах поступков других людей. Да и не только других. Сами такое иногда творим. Откуда что берётся.
 
Одним словом, любое нетривиальное явление, тем паче включающее фактор человеческий, и объясняется, и прогнозируется слабо. Ну а сфера духовная, наши отношения с Творцом, куда как сложнее. Можно ли здесь разобраться? Думаю, да. Правда, ровно в той степени, в какой каждому из нас это нужно.
 
Итак, что в нашей жизни зависит от нас, а что от Бога?

Начнём с того,
                что от Бога...
 
Некоторые отцы церкви (коих, кстати, немало) полагают:
 
            «За каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следует
            естественным путём, а не по особому назначению, как думают 
            некоторые, не знающие духовных законов…»

            Преподобный Марк Подвижник

В чём суть этих законов? А в том, что…
 
            «Если возненавидим кого-либо из единоверных как злаго, то и Бог
            возненавидит нас как злых; и если кого-либо отвергаем от покаяния,
            то и мы будем отвержены (Богом); и если мы не прощаем ближнему
            согрешений, то и сами не получим прощения в согрешениях наших.
            Объявляя сей закон, Законодатель наш Христос сказал нам: «не судите,
            и не судят вам, не осуждайте, да не осуждени будете, отпущайте и
            отпустится вам (Лук. 6, 37)»

            Преподобный Марк Подвижник
 
По мнению Преподобного Марка, всё сводится к зеркальному отражению: как мы относимся к окружающим, так и Бог к нам. Вроде бы, логично. Но слишком уж, по-моему, и упрощённо, и жёстко. Как может Господь, Отец, возненавидеть своих детей? Конечно, в какой контекст были вписаны слова Преподобного, а тем более, что именно имел ввиду Создатель, мы вряд ли узнаем. Но лично мне такой вот баш на баш с Господом представляется малоправдоподобным. Слова «не судите, и не судят вам…»  воспринимать буквально, как мне кажется, не следует. Причинно-следственная конструкция использована здесь лишь как самый доходчивый способ указать единствен-но верное направление движения по жизни. Моё частное мнение основывается, конечно же, на позиции людей церковных.
 
            «Заповеди, нравственные предписания можно сравнить с табличками,
            предупреждающими об опасности: «Осторожно, высокое напряжение!», «Не
            влезай, убьет!», «Стой! Зона радиационного заражения», «Ядовито»,
            «Токсично» и прочее»

            Иеромонах Иов (Гумеров)
 
            «Заповеди - это набор указателей, ограничивающий единственную
            дорогу, которая ведет к вечной радости»

            Богослов, православный публицист С.Л. Худиев
 
Не судить, не осуждать, отпускать – вот что нужно делать, чтобы опять стать подобными Ему. Ибо Он и только Он не осуждает, не карает, но прощает. А ещё даёт надежду, что мы тоже так сможем:
 
            «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»

            Мф. 05:48
   
Поэтому закон бумеранга во взаимоотношениях с Отцом нашим, по моему разумению, абсолютно не приемлем.

Ну а вообще, в принципе, может ли Господь награждать и наказывать? За добрые дела жди от Него поощрений, за недобрые – гнева и соответствующих санкций.  Такая позиция довольно широко распространена среди верующих. Я же придерживаюсь иной точки зрения".

            "Бог не судья и тем более не палач"

            Профессор богословия А.И. Осипов
 
            «Православному христианину нужно раз и навсегда отказаться
            представлять Бога карающим и наказывающим. Господь ни-кого не
            проклинает. Никого не карает. Никому не мстит. Он ищет, как
            помиловать и спасти Свое творение»

            Протоиерей Олег Безруких

Что касается гнева Божьего, то такого явления не существует вовсе. И это отнюдь  не моя субъективная точка зрения.


            «Когда слышишь слова «ярость» и «гнев» в отношении к Богу, то не
            разумей под ними ничего человеческого. Божество чуждо всего
            подобного. Говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к
            разумению людей более грубых… Если мы говорим с младенцем, то
            лепечем подобно ему, хотя бы сами были мудрецами… Точно так и Бог
            употреблял подобные выражения...»

            Святитель Иоанн Златоуст

Конечно, Он, Отец наш, не приговаривает, не наказывает. Он просто любит нас.  Любовь же – это и суть, квинтэссенция, и вместе с тем закон духовной жизни.
 
            «Духовный закон суть заповеди Христовы, из которых первая и
            величайшая есть любовь; она не мыслит зла, но всему веру емлет, вся
            уповает, вся терпит»

            1 Кор. 13, 5.7

А вот будет этот закон работать или нет, зависит от нас. Будет, если мы стараемся жить праведно. И самое главное решение – с Ним мы или нет – только за нами.
 
Но даже искренне веруя, благоговейно произнося

            «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь
            законом Твоим»

            Пс. 93:12,

всё равно, поди ж ты, грешим. Делаем шаг, другой к Нему, ну а третий (пятый, десятый) –  по слабости и глупости – к бесам. И что? Как Господь реагирует на наши дела, если не наказывает? Эта реакция называется

                Промысел Божий…

 
В основе его лежит, естественно, любовь. Отец наш желает нам самого лучшего: максимального приближения к духовному совершенству. К изначально задуманному Им образу.

            «Цель Его – чтобы дети пришли в сознание и обратились к Нему. Не по
            законам человеческой; справедливости судит Он, но по законам
            Божественной доброты и все; делает ради блага Своих детей»

            Преподобный Паисий Святогорец

И помогает, ежесекундно помещая в наилучшую для нашего спасения ситуацию.

            «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины»

            1 Тим. 2:4

            «ОН может нам даровать несравненно больше всего, чего мы просим, или
            о чем помышляем»

            Еф. 3:20

            "Промысл Божий есть «непрестанное действие всемогущества,
            премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы
            тварей, направляет их к благим целям»

            Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исайя (Белов)

            «Божественный Промысл – есть всеспасительная забота и попечение,
            которыми Бог обымает тварей телесных и духовных, ныне живущих и
            имеющих быть, в настоящее время и в вечности»

            Святитель Иоанн Тобольский (Максимович)


Спасительная же ситуация "рассчитывается" Господом с  учётом особенностей, духовного и прочего опыта каждого из нас. Нашего состояния, настроения и вообще всего-всего-всего.
 
            «Духовные законы могут действовать по-разному, в зависимости от
            духовного устроения человека»

            Преподобный Паисий Святогорец

            «Воздаяние Божие неодинаково, … поелику только Он знает и душевное
            устроение каждого и силу, и образ воспитания, и дарования. И кто
            может знать все суды сии? Только Един, сотворивший всех, всё   
            создавший и всё ведущий»

            Преподобный Авва Дорофей

 
Но может ли человек испытывать – в рамках спасительной ситуации –  страдание, боль? Скорее, да, чем нет.


            «Через сокрушение сердечное человек делается послушным заповедям,
            освобождается от зла, приобретает добродетели и притом восходит в
            покой свой»

            Преподобный Авва Дорофей

            «Любя Вас и сына Вашего, приближая Вас к Себе, Он попустил Вам
            скорбь»

            Святитель Игнатий (Брянчанинов)

            «Мы нарушаем замысел Божественного Промысла и вынуждаем Бога для
            сохранения равновесия подвергать нас примирительным напастям,
            которые довольно мучительны»

            Схимонах Иосиф Ватопедский

Мучительны они, однако, лишь для нашего тела. Болезни, неудачи, даже предательство близких людей – всё это неприятности лишь с точки зрения обывательской. Для души такой опыт только на пользу.
 
            «В жизни каждого человека есть примеры, когда неблагополучные, на
            первый взгляд, ситуации оказывались впоследствии единственным
            правильным путем. В какой-то момент мы понимаем, что Господь вел нас
            дорогой испытаний не случайно, неудачи и не-оправданные надежды
            чудесным образом открыли нам или новые перспективы, или путь к
            переосмыслению своего предназначения»

            Протоиерей В. Дронов

            «Для верующего человека неудачи – повод к переосмыслению своей
            жизни, а значит – прямой путь к созиданию и самосовершенствованию.
            Неуспех какого-то дела, возможно, посылается нам для смирения. Ведь
            достижение цели может породить самодовольство, высокомерие, гордыню»

            Протоиерей В. Дронов

А если кому всё же даётся испытать счастье земное, успех, значит, они ему полезны. Полезны исключительно для развития духовного. Не для чего-то другого. Тем более не для того, чтобы наслаждаться и гордиться собой.
 
            «И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы;
            покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал: в сию же ночь душу твою
            возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает
            с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».

            Лк. 12, 19–21
 
Для себя собирать или в Бога богатеть, решаем мы сами.  И делаем то, что делаем. Либо приближаясь к Нему, либо отдаляясь.

Он же, несмотря на все наши глупости-слабости, продолжает указывать единственно верную дорогу. И только Он знает, что каждому из нас надобно в данный конкретный момент: кнут или пряник, полостная операция или путёвка на курорт. А с нашей стороны было бы самонадеянно видеть в судах Божиих единственную прямую зависимость: нагрешил – страдай, доброе дело сделал – получи приз. Не всё так однозначно. Равно как и в построенной на этом фундаменте концепции
 
                «Бог – врач»
 
Суть её в том, что, дескать, чем больше мы нагрешили, тем более тяжёлую рану себе нанесли. И тем больше боли испытываем. И тем более серьезная операция нам требуется. Допускаю эффективность использования такой схемы в отношении «людей более грубых». Может, хоть таким вот образом, желая избежать боли и страданий, будут они меньше грешить.
 
Мне лично образ Господа-врача представляется хоть и верным, но поверхностным. Допустим, если продолжить аналогию с медициной, человек пошёл на поправку. Что это значит? А то, что доктор ему не нужен. Получил бюллетень – и на работу. Звоните, если что. Бред какой-то. Конечно, Господь – ВСЁ. И врач в том числе.  Но в первую очередь, Он Отец наш.  Вот что хотите делайте, я абсолютно уверена: глубина Промысла Божьего отнюдь не исчерпывается логикой «чем грехов больше и чем они серьёзнее, тем больше страданий за это даётся». Да, страдание – мощный инструмент духовной терапии. Но не единственный. И далеко не всем пациентам он показан!

            «Бог ведает все сокрытое в душе каждого. Наперед знает, как
            воспримет человек посылаемые ему страдания: одни перестанут грешить
            и начнут исправляться, а другие озлобятся. Такие люди к имеющимся
            грехам прибавят еще более страшные: ропот и хулу на Бога. Если таким
            грешникам послать испытания, то будущая участь их будет еще
            мучительней. Господь же не хочет, чтобы они умножались их
            наказания».

            Иеромонах Иов (Гумеров)


Получается, таким образом, что воздаяния за дела наши происходят именно по особому назначению от Господа. Что противоречит точке зрения Преподобного Марка Подвижника и иже с ним. А, возможно, – кто знает? –  не противоречит.  Ведь то, что мы пытаемся постигнуть, так глубоко, а набор доступных нам инструментов столь ограничен… что подобные изыскания выглядят примерно так же, как попытки измерить глубину любви линейкой и циркулем. Но, всё равно, двигаемся дальше, уповая на промысел Божий по части озарения нашего разума в поисках истины.
Итак, вычислить логику построения спасительной ситуации нам, безусловно, не дано.

            «Мы не можем рассчитать необходимое соотношение радости и скорби в
            человеческой жизни, не можем определить, какой объем страданий
            необходим, чтобы человек жил, не теряя самого себя и сохраняя
            определенное Богом состояние души. Мы просто должны склониться перед
            Божественной тайно и задуматься»

            Патриарх Кирилл
 
Ну, а вот выбор – использовать спасительную ситуацию так, как нужно, или нет, – естественно, делать нам. Конечно,

            «Бог мог бы воспрепятствовать злоключению, постигшему человека, но
            тем самым упразднялась бы личная свобода последнего. Как раз из
            уважения к ней Он оставил конечный выбор за самим человеком»

            Схимонах Иосиф Ватопедский
 
Поэтому

                наше духовное состояние зависит от нас…


            «Когда рассмотрим себя, то всякой скорби мы сами виновны; и древо,
            из которого делан наш крест, росло на почве сердца нашего»

            Преподобный Макарий Оптинский (Иванов)
 
Вообще же,

            «Жизнь духовная разделяется на два состояния: на состояние мира,
            радости, широты сердечной и на состояние скорби, страха и тесноты
            души. Причиною первого состояния всегда бывает действование души,
            согласное с законами Творца, а причиною последнего - нарушение Его
            святых законов»

            Святой праведный Иоанн Кронштадтский
 
И когда мы
 
            «Стараемся жить по заповедям, то соединяемся с Духом Божьим.Когда же
            следуем вопреки заповедям и нарушаем их, то соединяемся с духами -
            мучителями (бесами)»

            Преподобный Антоний Великий
 
Другое название этому следованию вопреки заповедям мы прекрасно знаем: грех. И
«если огонь обжигает, а грязь пачкает, то грех ранит душу». Но любая рана болит, как известно. Отсюда и наши страдания. Считается, что это реакция души на совершенный грех. Хотя я бы сказала, что боль не последствие греха. Боль и есть грех. Состояние, несовместное с самой природой человеческой души. И очень даже не плохо, когда она болит. Значит, жива. А то ведь атрофироваться может. Привыкнет к дозе бессовестности и перестанет реагировать на чёрное. Вот что страшно.

С болью же, таким образом, все более-менее ясно. Она работает в паре с грехом. Ну а когда мы ведём себя правильно (такое тоже случается), то что? Зарабатываем призы-награды: достаток, здоровье, успех?  Многие считают, это всё и есть результат праведной жизни. И именно об этом просят Господа. Но, увы. Вера – самый бесполезный инструмент для достижения бытового комфорта.
 
            «Если бы я искал в своей жизни комфорта, то полбутылки портвейна
            дали мне его быстрее и проще, чем моя религия»

            Писатель, философ, христианский деятель Гилберт Кит Честертон

Кстати, многие сознательно принявшие крещение, отмечали: именно с это-го момента в их жизни началась та ещё свистопляска: проблема на проблеме, болячка на болячке и тому подобное. Почему?  Да всё потому же. Не меряется земными радостями и печалями наше духовное возрастание (или, напротив, нисхождение).
 
            «Читайте Священное Писание, особенно Евангелие. Нам Господь говорит
            об этом, но многим, может быть, что-то там неясно, потому что мы
            понимаем добро как земное»

            Схиархимандрит Илий (Ноздрин)

Идти к Господу можно только просто так. Потому, что невозможно по-другому. Не думая о том, спасёмся или нет.  И следуя по этому пути, пусть даже два шага вперед, один назад, мы, рано или поздно, окажемся в другом измерении. Где мир и сердечная полнота заменяют представления о счастье как о благополучии и о несчастье как об отсутствии оного.

            «Мир Христов насевается в душе Словом Божьим, зарождается от
            возделывания сердечной нивы заповедями Христовыми. Объемлет ум,
            сердце и тело христианина, соединяет эти части, рассечённые и
            разъединённые грехом, воедино; человека, примирённого в себе и с
            самим собою, составляющего уже собою единое и целое, каким он был до
            падения, соединяет с Богом»

            Святитель Игнатий (Брянчанинов)

То, что земные блага не есть вознаграждение за добро, совсем не просто принять. Всё равно, сердце кровью обливается, когда видишь: прекрасные, удивительные люди одиноки, непоняты, оболганы. Не сойти с ума здесь можно только, если точно знаешь, что мир настоящий не от людей, а от Бога. И что
 
            «Блаженны нищие духом (смиренные), ибо их есть Царство Небесное.
            Блаженны плачущие, ибо они утешатся»

            Мф. 5:3

А здесь и сейчас, на земле-матушке, что мы хотим получить, если не удовольствия? Просветления? Снисхождения Благодати Божией? С кем-то такое случается. А с кем-то, в том числе со многими духовными подвижниками, нет. Главное, не нужно ничего ждать в ответ на свои действия. Ведь мы выбрали тот же путь, что и Отец наш.  ОН нас безмерно любит и помогает нам. Разве этого мало, чтобы быть счастливыми? Если мало, то… есть над чем работать. Куда денешься! Стереотип земной благости – здоровье-достаток-дети пристроены – просто въелся в наше сознание. Тогда как вот чем следовало бы этот стереотип заменить:

            «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится
            вам»

            Мф. 6, 33

Да… и каковы же итоги нашего изыскания? Хотели разобраться, что есть от Бога, а что от нас. Но, похоже, еще больше запутались.  И по промыслу Божьему имеем шанс на страдания, и по собственному выбору: нарушив заповедь, согрешив. Успех же можем получить от Господа, так сказать, в подарок. А за добрые дела, наоборот, битыми оказаться. Как же тут понять, что есть результат чего и как оно всё сочетается?
 
Ситуация усложнится ещё более, если с духовным объединить то, что до этого момента мы сознательно обходили стороной: земное. А ведь в жизни так и есть: все уровни-слои-стороны нашего бытия слиты, перемешаны, пропитаны друг другом. Это столь очевидно, что и примеры не нужны. Но я, всё же, приведу один.  Возьмём нашу личную энергетику. Которая преобразует – в той или иной степени – атмосферу, окружающий мир.  Чем эта энергетика позитивнее и чем больше людей позитив излучает, тем мир краше. Понятно, что в случае негатива всё работает с точностью до наоборот. И именно отсюда берёт начало источник природных катастроф, а также прочих «форс-мажоров». Включая революции, войны, бандитские разгулы. Эти события – всего лишь отражение состояния нашего духа.
 
Но что же делать с многослойным пирогом по названием «жизнь»? Реально ли понять разницу, разграничить: вот, мол, эта ситуация –  от людей, эта – из области, к примеру, экономики, а вот эта – от Бога? Думаю, нет. Разве что в виде исключения. Представим. Приходит человек устраиваться на работу. В замечательную, уважаемую компанию. Он и сам, конечно, не промах. Опыт работы, образование, заслуги всякие и даже желание горы свернуть. Всё имеется. А вот поди ж: «Не подходите вы нам, мил человек». И что? Бог так управляет, ибо неполезно это место для духовного развития сего индивида?  Или он профессионально не дотягивает? Или, может, потенциальные работодатели просто «личную неприязнь к нему испытывают»? Честное слово, не разобраться!
 
Ну и … надо ли в этом разбираться? Вот в чём вопрос.  Себе я на него отвечаю однозначно: не надо! В самом деле, разве важно, что и по какой именно причине с нами происходит? Важно, по-моему, другое: как мы через это проходим. Стараемся ли не предавать Господа.  А о том, как относиться к любой жизненной ситуации, уже сказано. Да так, что лучше и не скажешь:

            «Господи, благодарю Тебя за всё, что со мною будет, ибо твёрдо
            верую, что любящим Тебя всё содействует ко благу.
            Господи, во всех моих словах и помышлениях Сам руководи моими
            мыслями и чувствами.
            Господи, просвети мой ум и сердце моё для разумения Твоих вечных и
            неизменных законов, управляющих миром, чтобы я, грешный раб Твой,
            мог правильно служить Тебе и ближним моим»

            Молитва Оптинских старцев

Само собой, абсолютно белыми и пушистыми мы не станем никогда. Но следовать выбранному пути можно. А главные средства движения и продвижения по нему – покаяние, смирение и, конечно, любовь. Сила же любви Господа такова, что может избавить нас даже от заработанной собственными грехами боли.
 
            «Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако;
            обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя»

            Ис. 44:22
 
            «Насколько возможно, живите смиренно.Если не будем смиряться, то
            духовные законы будут вступать, пока не сокрушится наш эгоизм. Таким
            образом, человек может прекратить действие духовного закона
            раскаянием, покаянием и смирением»

            Преподобный Паисий Святогорец
 
            «Если я осознаю свой грех, если меня "бьёт мечом" собственная
            совесть и я прошу у Бога прощения, то духовные законы прекращают
            действовать, и я, подобно целебному бальзаму, приемлю от Бога Его
            любовь»

            Преподобный Паисий Святогорец

Конечно же, Отец наш всегда и во всём поможет:
 
            «Просите, и дано будет вам»

            Мф.7:7
 
Я, кстати, не так уж давно открыла новый смысл этого послания. Просить надо не о новой машине-квартире-прибавке к зарплате, естественно. И даже не о здоровье близких, а о поддержке, помощи на пути духовном.
 
            «Господи… какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня
            принять их со спокойной душою и твёрдым убеждением, что на всё
            Святая воля Твоя.
            … Научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить»

            Молитва последних Оптинских старцев

А всё остальное приложится. Что бы вокруг нас ни происходило.

               


Рецензии