На изломе судьбы. Павел Борисовский

6 октября 2018 года - скорбный юбилей нашего ярославского края: 80 лет назад с 3 по 6 октября в лесном массиве вблизи деревни Селифонтово, расположенной южнее Ярославля на старомосковской дороге происходили массовые расстрелы "врагов народа", ни в чем не повинных людей самого разного возраста, социального положения.
Представляется, что очередная попытка вспомнить о событиях 80-летней давности не будет излишней. Но ввиду обширности темы хочется обратить внимание на судьбу Павла Борисовского, одной из ярких фигур в истории Русской православной церкви,  митрополита Ярославского и Ростовского, Новомученика, нашедшего упокоение в братской могиле, чья биография для многих ярославцев остается закрытой и неизвестной.
Человеческая жизнь Павла Петровича Борисовского (1867 - 1938) настолько трудна и страшна, что почти невозможно представить, как он находил в себе силы для духовного служения Богу и людям, отстаивать чистоту православной веры в условиях тоталитарного контроля советского государства за церковью.
Митрополит Павел происходил из старинного владимирского рода священнослужителей, чья жизнь на протяжении нескольких столетий была связана с селом Борисовское Владимирского края, которое дало фамилию предкам. Его отец, Петр Андреевич Борисовский  унаследовав  место пономаря в селе Борисовское после своего родителя, 45 лет прослужит в этом селе. Здесь в семье священника родятся семеро детей, четверо из которых доживут до зрелости. Не смотря на лишения и нужды семьи, дети получили глубокое образование. Будущий владыка, Павел Петрович, начальное и среднее обучение проходил в Суздальском духовном училище и Владимирской духовной семинарии, а завершил образование в Московской духовной академии. Уже в юности он, по воспоминанию однокурсников,"... был человек замкнутый и сосредоточенный в себе, молчаливый.  Всегда ... углублен в размышления, в дело, неопустительно посещал лекции профессоров и окончил курс академии 4-м студентом-магистром", со степенью кандидата богословия. 
Затем преподает в Могилевской духовной семинарии и в родной семинарии во Владимире. Его лекции отличались "необыкновенной глубиной мысли и влиянием на мировоззрение учеников". А его повседневная жизнь стала примером благочестия,  жизни по евангельским законам. Чем тверже он рассуждал о  понятиях  духовной жизни, о высшем благе человека, о личном спасении, тем больше Господь испытывал его на истинную веру, а не на слова! В 1906 году статского советника, кавалера ордена св. Анны III степени П.П. Борисовского постигло тяжкое лишение, определившее его дальнейший жизненный путь: он похоронил любимую супругу Александру Васильевну и остался вдовцом с четырьмя малолетними детьми на руках. Не озлобившись, приняв со смиренной покорностью возложенный на него провидением крест, Павел Петрович с этого времени всецело отдался педагогической деятельности, теперь уже в Пензенской духовной семинарии, как инспектор, а затем как ректор. Именно здесь, на Пензенской земле он принимает решение стать священником и окончательно посвятить свою жизнь церковному служению. На этом отрезке его жизни только труд на том месте, на которое он был поставлен, и несение обязанностей перед Богом и по отношению к ближним – семье, ученикам.
Исполняя различные поручения епархиальных владык, неся многообразные служебные обязанности, он был возведен в сан протоирея (один из высоких титулов белого духовенства) и награжден камилавкой (одним из головных уборов духовенства, считающийся наградой) и наперсным крестом.  Уважение, признание росло с каждым годом. К словам и поступкам Борисовского прислушивались уже не только студенты и преподаватели духовных семинарий, но высшие духовные чины. Не случайно именно его в 1912 году владимирцы избирают кандидатом в члены Государственного Совета, а архиепископ Владимирский и Суздальский Николай (Налимов) назначил его членом совещания для обсуждения вопросов программы Всероссийского законоучительского съезда.  И чем больше он помогает другим, тем  больше погружается в свой духовный мир, мечтая о монашестве.  С началом 1 мировой войны отец Павел все больше подвизается в посте и молитве, усердно молясь за спасения России и ее подданных.  А в 1915 году становится монахом. Но в тот же год  у него новое испытание - возведение в сан архиепископа с сохранением прежних должностей. А 24 марта 1916 года лично император Николай II утвердил доклад Святейшего Синода об утверждении епископом Суздальским Павла Петровича Борисовского. Архиепископское и епископское  служение, по воспоминаниям современников, он воспринял благопокорно, не изыскивая для себя выгод, а только полагаясь во всем на Промысел Божий. На не простые годы выпало епископское служение Павла Петровича Борисовского: февральская и октябрьская революция, расстрел в Екатеринбурге царской семьи, утверждение новой большевистской власти, начало гражданской войны. Открыто отстаивая свои монархические убеждения, он снискал в эти годы большую известность как  талантливый проповедник. Его речи публиковались не только  в епархиальных , но и светских изданиях.
Уже в начале 1918 года у владыки был произведен обыск, который не дал никаких результатов. Несмотря на предпринимаемые репрессивные меры, архиерейская служба продолжалась. 2 марта 1919 года, в Прощеное воскресенье, владыка произнес проповедь, которую власти сочли открытой агитацией против советской власти, в тот же день епископ был арестован и помещен во Владимирский централ (тюрьму). За неимением доказательств епископ Павел был освобожден из места заключения под расписку.
И новое служение епископом в Вятской епархии и новые испытания. В 1922 году в Вятскую епархию пришел обновленческий раскол. Епископ Павел обратился к  пастве с воззванием, в котором изъяснял сущность обновленческого движения и отношение к нему Православной Церкви. "...Твердо, уверенно и во всеуслышание я подтверждаю, что для обновленцев, григориан и иных современных раздорников - отщепенцев и похитителей церковной власти единственный путь воссоединения их с Православной Церковью это - искреннее и чистосердечное раскаяние их пред св. Церковью, и ее законным Священноначалием, твердое обещание быть верным Православию и канонам Церкви, всецело подчиняться законной церковной власти и впредь не только не разорять вселенского Дома Божия Церкви Христовой, но, наоборот, со всемерной тщательностью блюсти и поддерживать единство благодатного тела церковного в единомыслии Православной веры и любви Божией", - открыто заявлял отец Павел. И эта открытая борьба за чистоту православной веры вызывала не только раздражение советской власти, но и желание уничтожить, "выкорчевать" несгибаемое мужество уже немолодого и не совсем здорового священника. Новый арест. Судебные разбирательства. Московская Бутырская тюрьма, а не местная, так как "может начаться паломничество к отцу Павлу". Ему вменялись "организации нелегальной епархиальной канцелярии... неподчинении распоряжениям советской власти, пропаганде против существующего в СССР государственного строя, группирование вокруг себя враждебно настроенного к советской власти элемента, ведение церковно-реакционной деятельности", "в одной из проповедей Борисовский говорил о гонении веры православной, заявлял, что мы живем в век фальсификаторов и богоборцев, призывал верующих стойко стоять за веру православную и лучше стоять за веру, чем поклоняться сатане...". 
В августе 1926 года был осужден по статье 69 УК РСФСР (уклонение лиц, освобожденных от воинской службы, от выполнения назначенных им работ). Приговорен к трем годам ссылки, которую отбывал в городе Александрове Владимирской губернии.
После освобождения священный Синод переводит служить его в Ярославскую землю. В сане митрополита он возглавит митрополию после смерти святителя Агафангела, с которым они подружились в ссылке. При митрополите Павле Борисовском, влияние обновленцев в Ярославской  епархии сокращалось, многие обновленческие приходы возвращались к истинной вере.
Наступали страшные тридцатые годы, а затем и лето 1937 года. Советская власть решила покончить с православной верой в России. В соответствии с замыслом советского правительства это должен был быть самый масштабный в мировой истории "поход против Бога и Церкви". Митрополит Ярославский и Ростовский Павел Борисовский был арестован в Ярославле 21 августа 1937 года и обвинен в «антисоветской агитации и организационной контрреволюционной деятельности». По мнению карательных органов, Преосвященнейший владыка Павел тайно занимался «созданием в Ярославской области антисоветских повстанческо-диверсионных групп и подготовкой их для вооруженных выступлений против советской власти». Новые следственные процессы проходили с применением пыток, избиений, психологического давления, следователи старались, чтобы обвиняемый оговорил себя и как можно большее количество ближних. Главный аргумент обвинения – признательные показания подсудимых. И Борисовский такое признание подписал...
"6 октября 1938 года Военной Коллегией Верховного Суда СССР был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу с конфискацией имущества.
Расстрелян 6 октября 1938 года у деревни Селифонтово Ярославского района Ярославской области. Погребен в безвестной могиле. Реабилитирован 24 сентября 1991 года прокуратурой СССР (по 1926 и 1938 годам репрессий)". "Приговорен, расстрелян, реабилитирован", это всего лишь сухие факты, но как много за ними стоит для человеческой жизни, жизни человека служившего Богу, Церкви, Людям!
В 2000 году Павел Петрович Борисовский, митрополит Ярославский и Ростовский причислен к лику Новомучеников Российских. Но что изменилось в жизни православных христиан, светских граждан? Первые находят утешение в его подвижнической жизни, последние даже не слышали о его судьбе.  Так будем же мы, ярославцы,  знакомы с земными делами и поступками нашего земляка!


Рецензии