Воспоминания. эпизоды

Происшествие в первый месяц учебы.

       В первый же месяц учебы у меня произошло ЧП.  Я пришел в школу в пальто. А ушел без него. Пальто украли. В первую смену у нас училось два или три класса. Я пришел домой, рассказал все маме и та пошла в школу. Ее встретила учительница второго класса Екатерина Ивановна. Очень энергичная и боевая дама. Мама рассказала ей об украденном пальто и та ни минуты не задумываясь сказала, кто это мог сделать. И оказалась права. Она настолько хорошо знала детей, их семьи и быт, что безошибочно могла определить воришку. Это был мальчик из многодетной и бедной семьи. Он решил сделать своей семье подарок, принести новое пальто. Конечно пальто было возвращено. Мы никаких претензий ему не предъявили, он же был таким же ребенком, как и я. А вот как поступили с ним дома - не знаю. Я бы хотел думать, что его не наказали, а просто провели назидательную беседу. Вот так закончилось мое первое школьное ЧП.

О параде на Красной площади.

       Я первый и единственный раз попал на парад на Красной площади в мае 1951 года. Тогда мой дядя, подполковник, получил приглашение на парад на Красную площадь. Он мог взять с собою двух детей до 10 или 12 лет, точно не помню. Его старшему сыну к тому времени уже шёл 15 год. Так что на парад дядя взял своего младшего сына и меня.  Помню, мы прошли  через несколько проходных пунктов, где у дяди проверяли пропуск на парад. Я не помню точно, но, по-моему, на парад мы шли по Ордынке, мосту и Васильевскому спуску. А вот стояли мы на трибуне, которая находилась между Мавзолеем и Никольской башней. Я не помню подробностей, кто был вокруг нас, но помню, что народу было много. Но меня интересовал сам парад. Больше всего меня заинтересовали лошади, на которых командующий парадом и принимающий парад объезжали войска. Еще мне запомнилась техника, машины, танки, пушки и т.д. и т.п. Я так засмотрелся на парад, что даже проглядел как Сталину два пионера, мальчик и девочка, преподнесли цветы. И вообще я плохо помню, кто был на трибуне. Зато сам парад и начало демонстрации помню очень хорошо. Смотрел на все я с раскрытым ртом. А вот Сталина на трибуне Мавзолея я видел всего один раз, когда мама взяла меня на первомайскую демонстрацию, и один из ее сотрудников поднял меня на плечо. Помню мне показали: вон смотри Сталин. Я смотрел,
но разглядел его плохо.

Метро

      Воспоминания приходят внезапно. На днях еду в метро и сзади меня стоят двое мужчин и обсуждают реконструкцию станции метро «Новослободская.» Была ли она такой – какая есть сейчас. И мне вспомнилось, как я вместе с мамой осматривал первые станции кольцевой линии. Мне тогда было лет девять, не больше. Помню очень отчетливо Курскую, Комсомольскую, Новослабодскую станции. Курская тогда была освещена голубоватым светом, наверное, такой оттенок давали люминесцентные лампы, которые тогда были в новинку. Станции были тихие, народу мало. Даже Комсомольская казалась пустынной. Когда мы их осматривали, буквально на станциях было по несколько человек. А Новослободская была красивой с ее необычными витражами. Это и сейчас производит впечатление, а тогда и вовсе. Ведь это было в новинку. На Курской не было выхода с двух сторон зала. Одна стена была глухая и украшена решеткой, которая закрывала нишу с струившимся оттуда голубоватым светом. У стены стоял столик с большой книгой отзывов. В ней мы тоже расписались. Понравилось нам в метро. Это слабые воспоминания детства. Но как ни странно, именно они привели к одной моей традиции – осматривать каждую вновь открытую станцию метро. Я и до сих пор делаю это. Открылась станция – еду ее осматривать. Детство, детство вспоминаю, прошедшее и далекое.

О стрижке волос во втором классе.

      Кстати, насчет не так пострижен. Я учился во втором классе в 1952 году и из районо пришло распоряжение всех мальчиков постричь наголо. А у нас была одна учительница, бой баба, ей подчинялся сам директор, у нее был зычный, требовательный голос, правда, надо сказать, что дисциплина в ее классе была «железная». Так вот она ходила по школе и тем ребятам, кто не постригся, ножницами вырезала клок волос. Моя мама вообще не хотела меня стричь, т.к. у меня была очень аккуратненькая челка. Но приказ был грозный, и мама отвела меня в парикмахерскую постричь наголо. Правда, эта компания была недолгой, и вскоре все вернулось на круга свои. Эта была дурость, но есть приказ сверху,  и его, во чтобы - то  ни стало,  надо выполнить.

Смерть Сталина

     Смерть Сталина я помню хорошо. К тому времени мне уже исполнилось десять лет. И я помню и это событие и дело врачей и обстановку тех дней. О болезни Сталина сообщили, где-то первого марта. В день моего рождения. Все его болезнь встретили с огромной тревогой. Сталин уже долгие годы руководил страной и уже сложился определенный стереотип правления. Люди как-то к нему привыкли и боялись его менять. Впереди была неизвестность. Моя бабушка, к тому времени очень тяжело болевшая, причитала и плакала и говорила, что лучше бы она умерла, чем Сталин. По радио часто передавали бюллетень о его здоровье, но ничего утешительного не было.  Помню, когда вечером, 4 марта, предали очередной бюллетень, мама сказала – это конец. А утром, когда объявили о его смерти, бабушка и мама плакали, а моя тетя сказала – ну и, слава богу, что умер. Эту фразу я запомнил очень хорошо. Не знаю почему, но запомнил. Наверное, тетка тогда знала больше, чем другие или у нее было чутье такое. Везде вывесили траурные флаги. У нас в белой школе (так называли школу-десятилетку) на втором этаже, в коридоре установили большой портрет Сталина, в траурной ленте и цветами возле него. У портрета дежурил почетный караул из пионеров и комсомольцев. Притом, даже дежурили самые отъявленные хулиганы. У нас учился один парень. Ни имени, ни фамилии я его не помню, но он не давал покоя никому в школе. Был тем еще хулиганом. А вот когда я его увидел у портрета Сталина, я удивился. Он был одет в пионерскую форму, чистый, в пионерском галстуке, и самое главное, у него был сосредоточенный, строгий взгляд, полный достоинства и значимости данной минуты. Прямо преобразился парень. В классе наша учительница прочитала биографию Сталина, рассказы о нем. В день его похорон мы, по-моему, не учились. Т.к. я помню, что в 12 часов дня мы, все соседи нашего коридора в бараке, вышли на улицу и слушали протяжный гудок нашего мамонтовского завода. А потом жизнь пошла своим чередом.

Арест Берии.

      Об аресте Берии я услышал в пионерском лагере. Мы все сидели на поляне и большой громкоговоритель передавал сообщение об аресте Берии.  Не знаю, специально ли нас собрали на поляне или это так получилось, но слушал весь лагерь сразу. Много потом было разговоров на предмет - вот кому доверять. Все предатели и шпионы. Еще помню песенку - "Берия, Берия потерял доверие, а товарищ Маленков надавал ему пинков.Более я ничего не помню. Вот врезалось только в память - сбор на поляне и эта песенка.


Рецензии