Инспектор

Cлышал, что в России разные инспекции достают малые бизнесы на регулярной основе по утвержденным свыше расценкам. Давят со всех сторон, выжимая слёзы и мзду. Не знаю, меня там давно нет. И бизнеса никогда там не вел даже в лице своих предков до революции. А вот в Америке я таки есть с тем самым малым бизнесом уже почти 30 лет и инспекторами несколько раз пересекался. Но без особых огорчений.

Пришел как-то пожарный инспектор. Здоровый такой, веселый, далеко за 50 и конца этому не видно. Черный, но это не имеет значения. Просто запомнил. Голову не морочил, а сразу предъявил удостоверение. Осмотрел всё с одной точки обзора, не сходя с места, похвалил за проделанную работу, но отметил некоторые недостатки в борьбе с возможными поджогами и пожарами. Я уже напрягся, прикидывая, почем сегодня сгореть на костре. Но парень был веселый и находчивый. Вдруг он обнаружил, что я продаю машинки для стрижки, поделился, что он как раз сейчас и сегодня ищет что-то для себя и готов купить, только бы помогли выбрать вот именно эту машинку. Я сообщил, что считаю за счастье подарить ему машинку и не потерплю никаких возражений, потому что в России так принято. Машинка – ему, недостатки в работе – со мной, но протокол об инспекции подписан без замечаний. И больше я его не видел. Вы хотите сказать, что это была взятка? О, нет. Какие же в Америке взятки, о которых я могу рассказать отдельно. Это был подарок от всей души. Он же не требовал, не вымогал, даже сказал, что хочет купить.

Но был и другой инспектор того же Нью-Йорка через 10 лет. Был он белым, тоже за 50, но уже на излёте сил и терпения. И главное: он был нашим родным, русскоязычным, с двумя высшими или даже кандидат. И вот тебе инспектор, тоже доказывающий свою пользу новой родине вообще и городу в частности. Этот сразу выложил на стол не только удостоверение, но толстую папку с сотней разных важных бумажек и пустых бланков для штрафов. И всё для меня. Он был небольшого роста, говорил уныло дребезжащим голосом, но методично и безоговорочно, даже если вы не пытались возражать. Он не стоял на месте, но шнырял по углам, выискивая все возможные места возгорания. Но у меня же было всё в порядке еще 10 лет назад. Так я думал. И глубоко ошибался. Особенно его интересовали аэрозольные продукты, по которым он был отдельно специалист, потому что появились новые нормы, которые пока мало кто знал, кроме него. Он уже нашел четыре тяжелых нарушения и не останавливался. О, как он старался, каким он был занудой на своём месте, как он демонстрировал свое превосходство вот здесь и сейчас. Уже была озвучена сумма штрафа в 1000 долларов, которую мне не избежать. Вдруг он остановился и предложил мне заполнить какой-то бланк, пока он отлучится, вернется и мы продолжим. Бланк оказался квитанцией на штраф, который этот наглый, ленивый человечек небольшого роста с лысиной предложил мне же заполнить. Всё у меня вскипело, но клиенты отвлекли от эмоционального взрыва и этой папочки. Прошло минут 30, а инспектор не возвращался. Еще час – а его всё нет. Сбила машина, – предположил я, и отложил папку в сторону. Или инфаркт, – допустил я. Или в другом бизнесе отреагировали острее и ему кранты. Ну пропал он и я не собирался звонить в полицию, чтобы его искали на мою голову. Но ещё через час он вернулся. Невредимый. Нетронутый. За это время он успел навести шухер еще в пяти соседних бизнесах. Теперь они заполняли штрафы на самих себя.

– На чем мы остановились? – спросил он со скрытой улыбкой тем же вредным голосом.
– На новых нормах, которым надо соответствовать.
– Э, нет. Мы остановились на штафе, ибо вы им не соответствуете. 1000 долларов. Так что будем делать? – спросил он, выдерживая актерскую паузу.
– А есть варианты?
– В смысле, что вы предлагаете?
– Без штрафа, но с предупреждением.
– Так у вас сплошные нарушения, расстояния между полками не соблюдены, аэрозоли всюду и могут взорваться, а специального разрешения и лайсенса нет. Или есть?
– Нет.
– Вот... А что у вас там за дверь?
– Это вход в подвал.
– О! Видите, у вас ещё подвал есть. Для товаров?
– Нет, для пыток. Ну конечно, для товаров.
– И аэрозоли там есть? Надо посмотреть. Пройдем вместе в подполье.

И мы прошли вниз, оставшись вдвоём, без свидетелей: я и он. Он и я. Инспектор с интересом прошелся по полкам, что-то быстро посчитал в своем головном калькуляторе и произнес:
– Так у вас тут гораздо хуже, чем там. Вам надо делать металлический шкаф, дополнительные огнетушители ставить, предупреждением тут никак не обойтись и ваши соседи это уже поняли. Что будем делать?
– Строить шкаф?
– Из металла?
– Ну вы же сказали, что из металла.
– Сказал. Это дорого.
– Я представляю, а что делать?
– Вы собираетесь строить дорогой шкаф?
– Я не хочу строить шкаф.
– Тогда будет еще один штраф
– А что дешевле?
– Вам или мне?
– Как вам будет угодно.
– Послушайте, я могу сделать вид, что не был в вашем подвале. Но количество аэрозоля надо уменьшить. Я проверю. И только как своему, нашему, русскому, другим бы не простил. Вы меня понимаете? Я же вижу, что вы с образованием. Кандидат? - не важно. Но я проверю, через пару недель зайду за результатом.
– А сверху?
– Сверху не надо.
– В смысле? Я о помещении сверху. Там будет штраф или предупреждение.
– А, вы о помещении. Я дам штраф-предупреждение на 1000 долларов. На 30 дней. За это время надо сдать экзамен на лайсенс, иначе штраф.

И он выполнил слово, а я даже помог заполнить этот штраф себе же. Хороший человек оказался, хотя и сучёнок такой. Пришлось изучать нормы и стандарты, ехать в центральный офис, ждать в очереди и сдавать экзамен. Там было полно таких же перепуганных хозяев малых бизнесов. Человек 500, которые заплатили за право сдать на лайсенс и не все сдадут за один заход. Город зарабатывает. Пока сидели, прислушался к разговорам соседей. Они обсуждали какого-то русского инспектора, который поставил в неудобную позицию весь Бруклин. И уважать себя заставил. О нём заговорил весь город. Легендарный был инспектор.
А может, и есть.


Рецензии