Идеальный учитель

10 сентября, 8:30 утра. В учительской идёт планёрка. По кафельной плитке цокают лакированные каблучки молодой бегущей девушки. Она была в белой блузе, чёрной длинной юбке карандаш, капроновых телесных колготках. Волосы были аккуратно собраны в тугой хвост, на лице минимум макияжа, а на носу красовались модные очки с какой-то причудливой оправой.
- Уважаемые, попрошу тишины, –  статный мужчина в строгом костюме с приятным голосом, строго нарушил небольшой гомон, собравшихся учителей. – У нас сегодня на повестке дня…
Речь директора нарушилась робким стуком в дверь и тихим вопросом: «Можно?». В учительскую вошла она. Все внимание присутствующих было направлено на персону с тихим, нежным голосом.
- А вот и наша виновница всей суматохи. Ольга Михайловна, подойдите ко мне, – мужчина жестом подозвал девушку к себе. – Это, как вы уже поняли, новая учительница в нашей школе. Ольга Михайловна, учительница русского языка и литературы, она будет преподавать в старших классах.
Учителя «старой закалки» снисходительно смотрели на молодую Олечку, зная, что ожидает её, а вот остальным было все равно. Они, наверное, думали о том, как бы проверить побольше тетрадей нерадивых учеников, чтобы побыстрее уйти домой.
- Здравствуйте, приятно познакомиться. Надеюсь, мы поладим, – новая учительница приветливо улыбнулась и прошла за выделенный ей директором стол.

13 мая, 12:40. Большой улей, именуемый школой, вот-вот разразится жужжанием школьников, страстно ждущих окончания урока. Май. Какой же это противоречивый теплый месяц с освежающим потоком ветра, он несет в себе не только свежесть, но и «новую жизнь». Одним грезится приближение лета, а другим мерещатся формулы и правила из подготовки к экзаменам.
Окно в учительской было приоткрыто, и из него шел прохладный ветерок. За столом, у этого окна, сидела белокурая девушка, которая морщила свой слегка припудренный носик и внимательно вглядывалась в чью-то тетрадь. Кабинет был наполнен запахом цветущей сирени и трелью маленьких птичек.
Тишину школьных коридоров нарушил надрывных крик звонка, а за ним последовало «жужжание» школьников. В кабинет учителей вошла полная женщина в серой юбке и фиолетовом свитере. Её, кое-где, седые, короткие волосы были уложены в замысловатую прическу из кудряшек. Это была учительница географии.
- Ольга Михайловна, Вы всё проверяете? Будет вам. Давайте лучше чайку с печеньем попьем? - женщина поставила свою сумку на стол и открыла ящичек с чаем и печеньем.
- Спасибо, Марина Павловна, извините, но я сейчас занята. Хотелось бы до конца закончить работу.
- Олечка, - мягко и с удивлением начала Марина Павловна, – вы же еще два урока назад проверили все, что вам нужно. И когда только все успеваете? Ума не приложу. Появилось что-то еще? Зачем же вы так часто собираете эти тетради? Как будто вам заняться больше нечем, как проверять часами тетради каких-то неучей.
- Гриша из 8 «В» написал маме сочинение и попросил его проверить. Разве, я могла отказать?- Олечка устало улыбнулась и снова опустила взгляд в тетрадь.
- Совсем себя изводите. Нельзя быть такой доброй с детьми – «съедят» без остатка, – преподавательница географических наук отхлебнула горячего чая и закусила печеньем.
Девушка ничего не ответила, а лишь продолжила что-то зачеркивать и снова, и снова перечитывать сочинение мальчика Гриши.
К концу дня, все учителя сидели в учительской и занимались «любимым делом» - проверяли тетради.
- Татьяна Анатольевна, представляете? – начала с издевкой Марина Павловна, – она целый урок корректировала сочинение Гришки из 8 «В», которое он написал маме? Я бы поняла, если бы она просто что-то подправила, но не так заморочилась. Ох, и странная она.
- Гришка? Двоечник-то? – встрепенулась учительница математики. - Так серьезно отнестись к сочинению какого-то мальчишки, который совсем не учиться? Да его мать наплевательски относится к его образованию, а сочинение… - Татьяна Анатольевна разразилась злым смехом, – да выкинет если не тут же, то в этот же день.
- Сумасшедшая, – заключил учитель биологии. – Как-то раз, представьте себе, зашел за мелом, а она собрала всех детей в круг, сама села в середине и сказку им читает? – с каким-то странным удовольствием рассказывал учитель естественной науки. – Выглядело это все как в детском саду. А это был, между прочим, 11 «А».
- И что вы хотите сказать? – стараясь унять смех, спросила учитель информатики. – Что весь класс этих разбойников сидел смирно и слушал её? Никаких телефонов или еще чего-то?
- Абсолютно так. Могу предположить, что это только для нас она вся такая добрая и хорошая, а с учениками строга как прапорщик в армии. Весь 11 «А», представляете? – он взял в руки учебник и продолжил читать.
- Ну что ж, 7 «Г», на сегодня классный час окончен. Можете идти, – произнесла Ольга Михайловна, собирая сочинения детей в папку.
- Ну, Олечка Михална, ну пожалуйста, ну еще одну историю. – Умоляли дети, но девушка была непоколебима и проводила всех семиклашек домой.
Когда учительница русского языка и литературы вошла в учительскую там сидела только Марина Павловна, которая пила чай и параллельно проверяла тетради с контрольными. Заметив, что новенькая вошла в кабинет и села за свой стол, женщина начала причитать:
 - Ох, божешь ты мой, ну кто ж такую ересь пишет, а?! Ну кто так строит график?! – она что-то яростно зачеркивала в тетрадях и морщила лоб. – Ольга Михайловна, - не услышав обычной поддержки в ругательстве учеников, она резко изменилась и елейным голосом произнесла. – А как это Вы 11 «А» весь в классе собрали?
-А как вы думаете? – устало спросила девушка и сняла очки.
- Да я тоже на них кричу, а толку-то? – вздохнула женщина больше наигранно.
- Я на них не кричу, Татьяна Анатольевна, – мягко улыбнулась она. – Я их пытаюсь понять, а когда понимаю, мне не нужно уговаривать их прийти на урок.
- Не смешите меня, Ольга Михайловна. Я здесь двадцать лет работаю, а вы и года не проработали, а уже так хорошо знаете, какой подход нужен ко всем ученикам нашей школы? Либо вы меня унизить хотите, либо слишком много на себя берете.
- Татьяна Анатольевна, как вы думаете, Вы хороший учитель? – неожиданно спросила Олечка.
- Конечно! Я отлично подаю материал. Понятно и доступно. Всегда вовремя даю контрольные и выполняю все поручения директора и министерства образования.
- Я спросила вас не о том, какой вы работник, а о том какой вы учитель. Я не вижу, что Вы  - учитель. Вы – носитель информации, который может давать её, но не более.
- Какова нахалка, а! – взгляд учительницы математики был злобным и недружелюбным. Казалось, что с неё спала маска доброты. – Хочешь сказать, что я плохой учитель?!
- Да, – спокойно ответила Олечка. – Школе нужны идеальные учителя. Идеальный учитель – это не просто знание школьного материала и умение его преподнести. Это еще и работа с детьми. Вы когда-нибудь разговаривали с ребенком, у которого сплошь одни двойки, по душам? Один на один? А ведь это, зачастую, ему очень нужно. Вы орете на них за то, что они не учатся, но сами никак не завлекаете их учиться. Вы постоянно твердите им о том, что они тупые и ничего не добьются. Вы ломаете их. В школе и без вас царит жестокость, а вы – взрослые, которые должны бороться со злом и жестокостью, но не становиться его частью. Этим мы с вами и отличаемся. Для вас учитель – это работа, а для меня учитель – это призвание, дар, который не каждому дан. И если вы и называете себя учителем, так соответствуйте же этому.
Возникла тяжелая пауза…
- Да я двадцать лет..! – чуть ли не зашипела полная женщина.
- Хоть все сто. Учитель – это то, что не подвластно времени. Это либо на всю жизнь, либо никогда в жизни. В вашем случае уместно второе.
За дверью учительской, в коридоре, столпились учителя, которые еще не разошлись по кабинетам. Они ошарашено переглядывались и сохраняли эту тишину. Услышав знакомый цокот лакированных каблучков, они разбежались как школьники, а потом, делая вид, что не заметили плачущую молодую учительницу, увы, не убедившую «математичку», вошли в кабинет.
В сторону Татьяны Анатольевны было сказано много комплиментов о том, какая она молодец, что поставила на место эту «зеленую» девчушку. Несмотря на это, каждый про себя задумался о словах молодой девушки об «идеальном учителе».
Ольга Михайловна не смогла убедить коллег в том, что необходимо, прежде всего, изменить себя и своё отношение  к детям,  ей пришлось уйти. Татьяна Анатольевна так же ругается на детей, как и остальные учителя и искренне удивляется, почему никто, почти, не учится. А где-то в огромном улье, именуемым школой, в кабинете учителей, пустует чистый, всегда убранный стол бывшей молодой учительницы русского языка и литературы. На нём по-прежнему стоит письмо от её бывших учеников, которые, даже после школы навещают её, стопка классической литературы с пометками. Но только теперь на нем стояла маленькая табличка «Непризнанный Идеальный учитель». Её когда-то напечатал учитель биологии и в тайне от всех положил бумажку туда. Никому не было дела до этого, но вот в чем странность: все новые учителя русского языка и литературы, которые приходили, очень быстро увольнялись, аргументируя свой уход тем, что не справляются с детьми.


Рецензии
Какой замечательный и нравоучительный рассказ! Я сам молодой учитель, и я на все сто согласен с Ольгой Михайловной!
Спасибо Вам!

Владимир Сатиркин   01.12.2018 21:49     Заявить о нарушении