Власть, народ, герой

Власть, народ, герой

Дон Кихот и Санчо Панса являются пародийными, комичными персонажами: сумасшедший и его слуга, поддерживающий бред сумасшедшего. Они - герои в искусстве пародии и карикатуры.
Но "официальной" остается "другая" версия: "Мудрец в своих намерениях, в своем идеале и в словах своей проповеди, и безумец в действиях, Дон Кихот, шагает по белу свету для того, чтобы сегодня человечество имело прекрасную модель высшей нравственности". Ведь Дон Кихот - пародия на нравственность, заменитель того, чего уж нет. И это смешно.

Почему существует другая версия?

Потому что:

1. Есть герцог и его окружение (власть), им не хватает развлечений. Охотно поддакивают сумасшедшему и веселятся, видя нелепость его доверчивости.
2. Есть Санчо Панса и ему подобные (народ), не прочь быть оруженосцами у сумасшедших, лишь бы не трудиться в поле. Ведь его "рыцарь" выплачивает ему жалование, важные господа засвидетельствуют свои „почтения”, ему мерещатся доходы от губернаторства. Верно, что простофиля часто терпит издевательства, однако ему приплывают золотые монеты и подарки для его половинки и для дочери, каких он бы не видел и во сне...
3. Есть Дон Кихот (псевдогерой и ему подобные), вне всякого сомнения, помешанный человек создал себе фальшивые представлений, как о добре, так и о зле. Начитался к пятидесяти годам рыцарских романов и сошёл с ума. Покинул двор в рыцарских ветхих доспехах с идеей служить даме. И сам - не рыцарь, и дама - девица молодая из соседнего села. Типичный кризис мужского увядания, когда мужчины сходят с ума даже от мыслей о молодых девицах. И их тянет на подвиги.
Подражая ушедшим героям из рыцарских романов (а они спасали принцесс от драконов и др.) идальго, принявший громкое имя Дон Кихот Ламанчский, попадает в невиданно нелепые, бесподобно комичные злоключения.

Поддерживаю неофициальную версию, потому что:
Замечательный автор Айрис Мёрдок, и я посмеиваюсь вместе с ней, выдала такого лжегероя в романе "Чёрный принц". Чёрный принц - современное прочтение "Дон Кихота" и своеобразный диалог Мёрдок с Сервантесом. Повествование ведётся от лица Чёрного принца, роман он пишет в тюрьме (как и Сервантес), зовут его Брэдли (бред ли?). Кто будет читать роман, увидят всю карикатурность поздних мужских любовей. Доводящая их до убийства, в котором они не могут признаться. И весь роман - оправдательное слово преступника. Есть там и аккуратный, но ясный взгляд на Сервантеса, его юмор по отношению к "Дон Кихотам". Так что я, радуясь, отвергаю официальную версию. Романы необыкновенно смешны.


Рецензии