Российская история. Часть 3. Первые Рюриковичи

   После смерти Рюрика власть перешла к его шурину Олегу, который прославился тем, что прибил щит на врата Царьграда и принял смерть от своего коня. Между делом он успел обозвать Киев матерью городов русских, отмстить неразумным хазарам и возвестить о предстоящем приходе к власти князя Игоря Рюриковича, за что и прозвался Вещим.
   Игорь прославился меньше: потерпев поражение в войне с Византией и заключив в 944 году кабальный договор с византийским императором, он был убит в земле древлян, как было официально объявлено – при попытке сбора лишней дани. Смерть Игоря позволила его вдове Ольге стать регентшей при малолетнем сыне Игоря Святославе, но не позволила ей выйти замуж за древлянского князя Мала, что говорит о ее непричастности к смерти Рюриковича.
   По не сохранившемуся свидетельству княжеского дружинника Горея Безъязыкого, причастными были воеводы Свенельд и Асмуд, ставшие ближними боярами княгини Ольги и воспитателями княжича Святослава. Принеся Ольге весть о гибели мужа, они требовали от нее сожжения Искоростеня с той же настойчивостью, с которой Катон требовал от римского сената разрушения Карфагена.
   Ольга и сама была не прочь показать древлянам, ху ис ху, и, не откладывая дело в долгий ящик, сожгла древлянскую столицу. Попутно, как сообщают летописцы, она пидманула сватавшегося к ней князя Мала, засыпав землей одних его послов, запарив до смерти других и в усмерть опоив гостей, собравшихся на свадебный пир. Правда, злые языки утверждают, что история со сватами произошла задолго до Ольги и совсем в других землях, и три эпизода Ольгиной мести древлянам – чистой воды плагиат со стороны летописцев, но это – дело злых языков. Злых, пока не доказано иное.
   После Искоростеня Ольга прошлась с дружиной по всей Русской земле, завершив строительство Древнерусского государства, и совершила вояж в Византийскую империю, где приняла христианство, пидманув еще и посватавшегося к ней византийского базилевса. Правда, злые языки (или добрые?) утверждают, что эта история – чистой воды выдумка, что Ольге в год крещения было далеко за шестьдесят, и базилевс, хоть и был христианином и поклонялся святым мощам, - все же не настолько поклонялся, но и это – дело злых (или не совсем злых?) языков.
   Приняв христианство, Ольга хотела вручить его своему сыну Святославу. Правда, и здесь нашлись языки, подсчитавшие, что в предполагаемый год рождения Святослава Ольге было около пятидесяти пяти лет, и что, скорее всего, Святослав был сыном другой Ольги, которая тоже побывала в Царьграде, но на два года то ли раньше, то ли позднее официальной вдовы Игоря, да и звалась не факт, что Ольгой: некий иноземный хронист называет её Еленой. Чтобы внести ясность в этот спорный вопрос, отметим, что языческая вера князя Игоря разрешала ему иметь нескольких жен, что он наверняка и делал, и княгиня Ольга была вправе называть Святослава своим сыном в двух случаях: либо она действительно была его матерью, либо она заменила ему мать.
   Как бы то ни было, Святослав был во многом послушен Ольге, только вот христианство принимать никак не хотел. Но, даже оставаясь язычником, он не забывал о правилах хорошего тона, и ко всем своим оппонентам обращался на «Вы».
   В отличие от своего отца, старавшегося не афишировать свои браки, Святослав Игоревич не скрывал от потомков ни Предславу, ни Малушу, ни их и своих детей, и когда последние подросли – рассадил их по разным городам и ушел воевать на Дунай.
   Там он нагнал страху на всю Византийскую империю в целом и на ее императора Иоанна Цимисхия в частности, и заключил с ним мир, держа в руках весло и потрясая чубом, который одни историки считали знаком его высокого происхождения, другие – символом власти над печенегами, а третьи – признаком происхождения князя от запорожских казаков. Одно из этих предположений было опровергнуто печенежским князем Курей, напавшим со своей ордой на возвращавшегося в Киев Святослава и снявшим с него скальп вместе с черепом. Два других пока никем не опровергнуты, и, вероятно, одно из них – правильное.
   Итогом деятельности первых Рюриковичей стало создание Древнерусского государства, известное в истории как Киевская Русь. Правда, сами Рюриковичи об этом не знали.


Рецензии