Родовспоможение

Ветврач должен уметь все, быть одновременно и терапевтом, и хирургом и акушером, разбираться в инфекционных болезнях, лечить животное целиком от хвоста до кончика носа.
Первый раз с необходимостью оказать помощь корове разродиться я столкнулась на практике в Казахстане, на 4-м курсе института. Нас туда послали для борьбы с туберкулезом и бруцеллезом. (Это такой "стройотряд" был ветеринарный). Коровы содержались беспривязно, роженицу нам загнали в коровник, из-под хвоста уже показалась мордочка теленка. Нам нужно было сначала ее поймать, привязать, а потом оказывать помощь. Все же коровы - не дикие животные и людям доверяют. Теленок шел неправильно - головой вперед. Фельдшер, у которого мы были в подчинении, затолкал голову теленка обратно, выправил конечности, и корова сумела наконец разродиться.
В институте с третьего курса я занималась в СНО (студенческое научное общество) на кафедре хирургии у Лебедева Альберта Васильевича. Под его руководством училась сначала накладывать швы, а потом делать несложные операции - кастрации котов, стерилизацию кошек, купирование хвостов у собак. На кафедре акушерства приходилось наблюдать, как проводят кесарево сечение у коровы под местной новокаиновой эпидуральной анестезией, я научилась делать различные новокаиновые блокады.
Когда в совхозе "Заречье", где я работала главным ветврачом, появилась необходимость сделать кесарево сечение корове, я уверенно начала операцию. Обезболила высокой новокаиновой блокадой, подготовила операционное поле и сделала разрез. Все шло так, как нужно, но теленок оказался мертвым и уже разлагался.
Я вытащила теленка, зашила все послойно. Корова спокойно стояла и жевала сено. Но, увы, ее пришлось отправить на убой - из-за инфицированного плода у нее начался перитонит.
Однажды вызвали к корове. Теленок шел задними конечностями вперед, да еще спиной вниз. Он не мог пройти в родовых путях - упирался тазом. По теории нужно было снять потуги, развернуть теленка, но на это мне никак не хватило бы сил - теленок весил больше 30 кг. Пришло в голову решение - выпоила корове поллитру водки, чтобы она не слишком пугалась, завалили ее и перевернули на спину. Теленок опустился и тут смогли его наконец вытащить. Из-за того, что пуповина была долго передавлена, теленок, к сожалению, был уже мертвым, но корова была спасена.
Обычно животные рожают сами и помощи не требуется, но иногда бывают исключения и надо быть готовым оказать помощь.
Приходилось делать кесарево сечение и собакам, и кошкам, а однажды - крысе. Ее принесли в клинику, плод был слишком крупный.
Проблема в том, что не известно, сколько крысе вводить транквилизатора - они устойчивые ко всему животные, поэтому вначале я отказалась. Но другого способа помочь животному не было, владельцы попросили рискнуть. С третьей только дозы животное уснуло. Операция прошла успешно, крысята были мертвые. Наложила швы, забинтовала, сверху для защиты швов одела "корсет" из пластиковой бутылки. В повязке ее нужно было продержать неделю.
Прошло пара дней и крысу принесли без повязки - она все разгрызла, сняла бинты и разгрызла даже пару швов. Но кожа уже срослась, на удивление быстро, поэтому все обошлось без выпадения внутренних органов.
Рождение новой жизни - всегда радость! Удивительное явление - появляется теленок - мокрый, еще шатается, но встает на ножки, корова его облизывает насухо, и учить их не нужно, потом быстро находит вымя и сосет молочко.
на фото - практика в Казахстане


Рецензии