Самая большая камея Франции. Камея Тиберия

         «Камея Тиберия» (т. н. «Большая камея Франции»).Пятислойный сардоникс. Ок. 23 г. н. э. Париж, Национальная библиотека, Кабинет медалей.

 Является самой большой известной античной камеей. Изображает семью императора Тиберия.
              Первым документальным подтверждением существования камеи является опись сокровищницы Сент-Шапель до 1279 года.

               Это про­из­веде­ние искус­ства, изу­ми­тель­но выре­зан­ное из ага­та, про­слав­ля­ет Гер­ма­ни­ка. Изна­чаль­но оно нахо­ди­лось в сок­ро­вищ­ни­це цеза­рей в Риме, затем в сок­ро­вищ­ни­це визан­тий­ских импе­ра­то­ров. Импе­ра­тор Кон­стан­ти­но­по­ля Бал­ду­ин II про­дал камею коро­лю Фран­ции Луи Свя­то­му, кото­рый поме­стил ее в Сен-Шапель. Соглас­но хри­сти­а­ни­зи­ро­ван­ной трак­тов­ке сюже­та, на Вели­кой камее был пред­став­лен три­умф Иоси­фа при дво­ре фара­о­на. В тече­ние Ави­ньон­ско­го пери­о­да камея при­над­ле­жа­ла Папам, а затем в прав­ле­ние Кар­ла V была воз­вра­ще­на в Сен-Шапель.

            Во вре­ме­на Рево­лю­ции камея, кото­рую в 1791 г. Нацио­наль­ная Ассам­блея пере­ме­сти­ла в Кабинет меда­лей, была похи­ще­на. Поли­ции Напо­лео­на уда­лось обна­ру­жить ее в Амстер­да­ме, где ее соби­ра­лись про­дать за 60 тыс. дол­ла­ров. Одна­ко золотая опра­ва не сох­ра­ни­лась: похи­ти­те­ли пере­пла­ви­ли ее. Совре­мен­ную опра­ву по пору­че­нию Напо­лео­на изгото­вил юве­лир Дела­фон­тен, уче­ник Дела­круа.

   Имен­но эта опра­ва из золо­че­ной брон­зы в фор­ме пор­ти­ка, под­дер­жи­ва­е­мо­го дву­мя льва­ми, и была най­де­на недав­но.

ОПИСАНИЕ КОМПОЗИЦИИ

      Эта антич­ная камея, самая круп­ная из извест­ных, укра­ше­на 24 фигу­ра­ми, кото­рые разде­ле­ны на три уров­ня, напо­ми­наю­щие три мира: навер­ху — мир геро­изи­ро­ван­ных усоп­ших, в цен­тре — мир живых и вни­зу — мир побеж­дён­ных.

    Изображённые лица не все опознаны до конца, однако в целом группа изображает членов династии Юлиев-Клавдиев. А композиция символизирует легитимность и единство императорской семьи.

        ВЕРХНИЙ  уровень обозначает Олимп: здесь изображены умершие — обожествленный Октавиан Август в центре, слева от него Друз, справа на Пегасе Германик.
               
        СРЕДНИЙ  уровень занят живыми: в центре Тиберий, держащий длинный жезл и литуус, и его мать Ливия Друзилла. Рядом Нерон Юлий Цезарь Германик — приёмный сын Германика, Антония. Справа младший сын Германика — Друз Юлий Цезарь. Крайние слева Агриппина Старшая и её малолетний сын Калигула, попирающий груду брони.

        НИЖНИЙ уровень отдан побеждённым варварам — парфянам в фригийских колпаках и длинноволосым германцам.

           Эта работа, несо­мнен­но, име­ет опре­де­лён­ное поли­ти­че­ское зна­че­ние: она утвер­жда­ет дина­сти­че­скую пре­ем­ст­вен­ность и леги­тим­ность Юли­ев-Клав­ди­ев в Рим­ской импе­рии.


Рецензии