Самая большая камея Франции. Камея Тиберия
Является самой большой известной античной камеей. Изображает семью императора Тиберия.
Первым документальным подтверждением существования камеи является опись сокровищницы Сент-Шапель до 1279 года.
Это произведение искусства, изумительно вырезанное из агата, прославляет Германика. Изначально оно находилось в сокровищнице цезарей в Риме, затем в сокровищнице византийских императоров. Император Константинополя Балдуин II продал камею королю Франции Луи Святому, который поместил ее в Сен-Шапель. Согласно христианизированной трактовке сюжета, на Великой камее был представлен триумф Иосифа при дворе фараона. В течение Авиньонского периода камея принадлежала Папам, а затем в правление Карла V была возвращена в Сен-Шапель.
Во времена Революции камея, которую в 1791 г. Национальная Ассамблея переместила в Кабинет медалей, была похищена. Полиции Наполеона удалось обнаружить ее в Амстердаме, где ее собирались продать за 60 тыс. долларов. Однако золотая оправа не сохранилась: похитители переплавили ее. Современную оправу по поручению Наполеона изготовил ювелир Делафонтен, ученик Делакруа.
Именно эта оправа из золоченой бронзы в форме портика, поддерживаемого двумя львами, и была найдена недавно.
ОПИСАНИЕ КОМПОЗИЦИИ
Эта античная камея, самая крупная из известных, украшена 24 фигурами, которые разделены на три уровня, напоминающие три мира: наверху — мир героизированных усопших, в центре — мир живых и внизу — мир побеждённых.
Изображённые лица не все опознаны до конца, однако в целом группа изображает членов династии Юлиев-Клавдиев. А композиция символизирует легитимность и единство императорской семьи.
ВЕРХНИЙ уровень обозначает Олимп: здесь изображены умершие — обожествленный Октавиан Август в центре, слева от него Друз, справа на Пегасе Германик.
СРЕДНИЙ уровень занят живыми: в центре Тиберий, держащий длинный жезл и литуус, и его мать Ливия Друзилла. Рядом Нерон Юлий Цезарь Германик — приёмный сын Германика, Антония. Справа младший сын Германика — Друз Юлий Цезарь. Крайние слева Агриппина Старшая и её малолетний сын Калигула, попирающий груду брони.
НИЖНИЙ уровень отдан побеждённым варварам — парфянам в фригийских колпаках и длинноволосым германцам.
Эта работа, несомненно, имеет определённое политическое значение: она утверждает династическую преемственность и легитимность Юлиев-Клавдиев в Римской империи.
Свидетельство о публикации №218110100883