Ясырка - пленница

«А когда нас покидает,
В дар любви у нас в виду
В нашем небе зажигает
Он (гений красоты) прощальную звезду.»

В.А. Жуковский               
               
С юных лет все мы знали о гибели ясырки Стеньки Разина, «персидской княжне»,  разодетую в жемчуга и драгоценные камни, одетую в золотую парчу, прекрасную и благородную, которую он схватил одной рукой за шею, другой за ноги и бросил в реку.

Я, прослуживший  три с половиной года на острове Бёюк-Зиря, что в Каспийском море, и бывая в Баку, любил послушать аксакалов в чайхане Приморского бульвара. Им и по сей день благодарен за рассказы о том как Стенька Разин со своими разбойничками грабили Каспийское побережье, включая и Баку. Слушал их рассказы о островах каспийских, где дуванили награбленную добычу разинцы. И с упоением впитывал в себя их речи о чУдной любви атамана разбойников Стеньки с пленённой персиянкой. Ещё тогда, на основе их рассказов, я написал новелу «Ожившая легенда».

После слубы, уже будучи студентом историко-филологического факультета университета, я пополнил рассказы аксакалов исследованиями источников истории относительно личности Степана Разина и его так называемых «походов за зипунами и ясырём». Зипуны – куда ни шло, но Ясырь – Пленники!  Это же живые люди!

 А меня именно живые люди и их судьбы интересовали более всего. Интерес «а почему он (она) поступил (-ла) так, а не иначе» приковал меня своей необычайной любовью, как цепью, к древу познания на всю мою жизнь, то есть познать психологию мужчины и женщины. Оказалось, что женщина, которой восхищаются, которую обажают и любят сотни мужчин, никогда точно не знает, что же в ней их так привлекает. Она может думать, что её фигура.

Но только за красивые груди и бёдра вряд ли полюбят. Она может думать, что это её лицо, улыбка, но одного этого слишком мало. Существует нечто такое, привлекающее в женщинах мужчин, что невозможно высказать словами. Определить это неуловимое магическое «нечто» не могут даже женщины, которые обладают им.

"Женщина никогда не знает почему она поступила так, а не иначе в данную минуту. Они и сами не знают этого, потому что они игрушки своей капризной чувственности, безрассудные рабыни случайностей, обстоятельств, впечатлений, встреч и прикосновений, возбуждающих  их душу и тело." - по убеждению Великого Ди де Мопассана.

 Ради этого «нечто» мужчины рискуют карьерой, семейной жизнью, деньгами и собственной жизнью.

В отличие от женщин с их «капризной чувственностью», мужчины – необузданные дикари ревности. «Жесток гнев, неукротима ярость, но кто устоит против РЕВНОСТИ» - изрёк истину Соломон Мудрый. То есть Ревность - это мучительное психологическое состояние в любви.

Именно это состояние и привело к трагической судьбе Степана Разина и его персиянки Бёюк – большой любви.

А случилось то так:

23-го марта 1668 г. атаман Разя явился на Каспий. Вскоре  казаки вышли в пределы Персии и стали предавать разорению села и города. Естественно, не глухие деревушки прельщали разбойничков с Дона, богатые, как Астрабад, который во время персидского похода Разина был не городом, а «деревней» с увеселительными дворцами шаха. Астарабат находился поблизости от города Фарабата – столицы Мазендерана. Поскольку Фарабат и Астрабад расположены поблизости и в обоих находились шахские дворцы. К тому же места богатые прекрасными бирюзовыми камнями.

Казаки атаковали Астрабад, предали мечу всех мужчин, ограбили город и увезли 800 женщин вместе с добычей с собой на остров, где стояли их суда, в 48 часах пути оттуда. После этого они пошли на Самур-реку в Мазендеране, где они ограбили персидские бусы, стоявшие там, и потом рыскали по морю в течение двух месяцев.

Затем они напали на Астрабад во второй раз и отправились на Свиной остров вблизи Гиляни, невдалеке от Куры, напротив Ленкорани, — остров около 2 верст длиной, находившийся так близко от берега, что можно видеть, как там ходят люди, и на таком мелководье, что дикие кабаны в состоянии переходить через него вброд.
 
Моя «цепь любви» к судьбе Персиянской княжны и разбойному атаману Стеньке с Дона привела в  Ашраф.

Ашреф, или Эшреф — город в персидской провинции Мазандеране, в 10 км от южного берега Каспийского моря, на 90 км к Западу от Астрабада и 25 км от западной окраины Астрабадского залива, который служил некогда резиденцией шаху Аббасу Великому (1586—1628). В нем насчитывалось в то время 2000 семейств.

Теперь же  от великолепных зданий и садов шаха сохранились только жалкие остатки. Когда-то пышные залы заняты теперь конюшнями для мулов и ослов, а стены служат каменоломнями. На мысе у моря находятся развалины обсерватории Сефиабада, или Суффиабада, и склеп потомков двенадцати имамов.

По моему убеждению - девушка попала в плен к казакам после захвата разинцами Ашрефа. Убеждение вот почему - в городе Ашрефе сохранилось предание, что оттуда происходила, якобы, утопленная в Волге Разиным персиянка. Во время пленения  на ней были одежды, затканные золотом и серебром, и она была убрана жемчугом, алмазами и  другими драгоценными камнями, какие подобает высокородной княжне.

Защищая свою жизнь юная княжна держала кинжал у своей груди. Замечу, что кинжал в те времена был предназначен для того, чтобы женщина покончила с собой в случае «осквернения», так предписывал обычай. Но... княжна этого не сделала.

 - Не бойсь, кызы, не бойсь, я тебя не обижу! - добродушно успокоил её Степан, погладив по голове...  Степан, как дорогую игрушку, осторожно обнимал персиянку. Обнимая, загорался, тянул ее к себе сильной рукой, целовал пугливые глаза. Поцеловав в губы, вспыхнул румянцем на загорелом лице и снова поцеловал, по-мужски крепко прижимая её стан к себе.
 
- … иа алла! - тихо прошептала девушка. И стала ему любовницей. До прибытия после похода в Персию в Астрахань атаман делил с ней ложе любви.

Десятидневное пребывание воровских казаков под Астраханью было каким-то празднеством для них и для жителей. В лагере разинцев под Астраханью шло веселье. Горожане ходили туда группами – поодиночке было боязно – смотреть, как гуляют казаки. Иные астраханцы думали: «Эх, мать честная! Так бы хоть недельку пожить!..»

Стенька Разин выходил «в народ» и всегда раздаривал деньги, швырял пригоршнями в толпу. Его благословляли, величали «батюшкой», как большого вельможу. Время от времени он устраивал торжественные выезды, но не в возке, как царские вельможи, а на стругах. Его атаманский струг был ярко изукрашен и устлан персидскими коврами. Перед ним сидели его есаулы и старшИна, одетые в бархатные кафтаны, опоясанные шёлковыми кушаками. А по правую руку Степан теперь усаживал красавицу-персиянку.

Прежде он скрывал свою полонянку и тешился ею тайно. Но в эти дни атаман, как и другие казаки, много пил, делался упрям и заносчив. Кто посмеет ему перечить, если сам царь ему дружбу предлагает? Вся Астрахань сбегалась посмотреть на эти красочные выезды. Одни махали шапками, другие кланялись Разину, как государю.
Наконец, Разин и Прозоровский сговорились: казаки оставят себе лишь несколько стругов и малое число пушек для обороны во время пути степью на Дон, но обязуются прислать их потом в Царицын. С остальными требованиями Разин согласился.

Атаман был доволен. Путь вверх по Волге был открыт, а там... Разин и не думал выполнять обещания. Ему не впервой было нарушать клятвы и договоры, даже креплённые крёстным целованием.

   Напоследок струги вышли покрасоваться перед астраханцами. Были в толпе на берегу и иностранцы. Голландец, парусных дел мастер Ян Янсен Стрейс несколько раз пытался попасть в лагерь казаков, посмотреть на Разина. Но его не пускали, говорили, смеясь: «Степан Тимофеич нынче пьяны, приходи вдругорядь». Теперь Ян во все глаза следил за происходящим.

Гребцы запели, ударили вёсла по воде, атаманский струг выруливал на стрежень: 

У нас-то было, братцы, на тихом Дону,
Породился удал добрый молодец,
По имени Стенька Разин Тимофеевич.
В казацкий круг Степанушка не хаживал,
Ходил-гулял Степанушка во царёв кабак…


   Атаману поднесли чашу вина, он высоко поднял её, показывая людям на берегу, что пьёт за их здоровье.
«Любо! Любо!» – закричали в ответ.

 Однако скоро певцы умолкли: запыхались грести против течения. Стали слышны громкие голоса на струге. Есаулы что-то горячо говорили Разину, указывая на персиянку. А они говорили ему о том что княжна изменяет ему с молодым есаулом.
- Да она и не баба, а вроде как кошка в цветных шароварах, - говорили одни.
- И право, как кошка, - подтверждали другие.

У Степана
 «Брови чёрные сошлися –
   Надвигается гроза,            
  Алой кровью налилися
 Атамановы глаза»

А та, которую Степан как нежный цвет  берёг и любил,
«... закрывши очи,
Ни жива и ни мертва,
Молча слушает хмельные
Атамановы слова»

 Атаман вскочил, покачнулся на пьяных ногах, рыкнул в ответ, схватившись за саблю. Есаулы не унимались. Разин посмотрел на берег, словно ища поддержки. Все замерли. Вёсла повисли над водой. Казалось, сама Волга замедлила свой бег, и струг застыл на месте.

Разин вдруг сгрёб любимую и ненавистную, и с криком: «От сердца тебя отрываю!»,  бросил в воду.

 Она вскрикнула пронзительно: «Алла!»

«А-ах!» – отозвалось на берегу.

Тяжёлая одежда персиянки распласталась по воде, быстро намокла и мигом утянула её в пучину.
 
Атаман рухнул на лавку и махнул рукой. Гребцы поняли это как сигнал, ударили вёслами по воде, струг поплыл дальше.

Астраханцы на берегу толковали так и сяк. Одни осуждали: «Жаль княжну, хоть и нехристь, а всё ж живая душа».

«Упился атаман, совсем разум помутился», – замечали другие.

Бабы шептались: «Говорят, дитё у них народилось. Стенька его кому-то на воспитание оставил, тайно, чтоб враги не сыскали».

Мужики смеялись: «Да когда ж они успели дитё сотворить?»

«Дык он её давно полонил, за собой повсюду таскал, – стояли на своём бабы. – А ещё говорят, молодой есаул к ней подкатывался, вот атаман и приревновал…»

Но большинство хвалило удалого атамана: «Он казацкого братства ради ничего не пожалеет, буйну голову отдаст!»

А старики судили по-своему: «Это он Волгу отблагодарил, вон сколько богатства она ему принесла…»

Струги развернулись и пошли обратно,  по течению, к казацкому лагерю.

Атаман, схватившись за голову,  сидел на скамье, устланной персидским ковром. Гнев ревности ещё грыз его, а сердце уже обливалось слезами о любимой.
----------------------------------------------


Рецензии
Привет, Михаил Ханджей! Сотни раз я слушал эту песню про Стеньку Разина и персиянку, сам распевал, и всегда задумывался: а почему она не уплыла к берегу? Думаю, Ваша версия, судя по всему, верна: на ней было много украшений, поэтому одежда оказалась тяжелой. Спасибо за описания похождений Стеньки. Но сколь ни хорош он, а пьянство его всем надоело. Тут и пришел ему конец. Говорят, что много богатств он припрятал в тайниках. Даже кое-кто пытался разыскать. Но пока не получается. Творческих Вам успехов! Василий.

Василий Храмцов   01.11.2018 14:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Василий Иванович, за добрый отзыв на "Ясырка-пленница".

Буду признателен Вам, если прочтёте "Ожившая легенда" и скажете своё слово.

С уважением и пожеланиями Вам доброго здоровья и благополучия.

Михаил Ханджей   01.11.2018 19:21   Заявить о нарушении
Михаил, а мне вспоминается роман Армандо Годойи "В сельве нет звёзд". В романе герой утонул в реке, не захотев расстаться с ворованным золотом. А золотишко-то тяжеленькое.
В шестидесятых вышел на экраны страны одноимённый фильм. Я его видел. Многие зрители уходили с сеанса - настолько жутко он был поставлен. Я выдержал, не ушел. Но впечатление от фильма до сих пор в дрожь бросает, как вспомню.
Похожее впечатление остаётся от фильма "Гибель Титаника",американский, 1947 года. "Коричневая чума" и "Индийская гробница". Представь: мне тогда было десять лет. Каково!?
А историю с княжной можно было немножко по подробней и красочней. А то как-то скупо.

Николай Хребтов   04.11.2018 02:40   Заявить о нарушении
Николай, благодарю за отклик на "Ясырка-пленница".

Да, ты прав, о княжне можно бы было написать более красочно. Но цель моя была другая. А именно: на основе собственного расследования внести в разноголосицу мнений о факте "утопил или не утопил?" Стенька персиянку своё слово. Для этого слова пришлось уяснить где он взял "княжну" в плен, где он её топил, за что топил, была-ли меж ними любовь или насилие, и вообще была ли княжна или вся шумиха, поднятая песней "Из-за острова на стрежень..." всего лишь очередной "Шумел камыш...".

К сожалению ты не прочёл "Ожившая легенда" о которой упоминается в предисловии к "Ясырка-пленница". Именно там более художественно вырисовывается "персиянская княжна" и Стенька Разин. Почитай. Думаю, не пожалеешь.

С самыми добрыми пожеланиями.

Михаил Ханджей   04.11.2018 08:12   Заявить о нарушении
Николай и Василий, ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Вы странные люди. И вот почему - проявляете интерес к чему-либо, к примеру - прочитав "Ясырка-пленница", вы как бы проявили интерес и тут же "забыли" прочесть "Ожившая легенда" где говорится о Стеньке Разине и персиянке, впадаете в молчание, словно воды в рот набрали. Мне эта странность ваша видится как пренебрежение к объекту внимания. Или это "слепо-глухо-пердящая старость" как стадия в развитии человека тому причина?

Николай и Василий, я Вас очень уважаю, желаю здоровья и благополучия, но не заметить за вами такую "странность" я не могу. Для меня Вы не мелкая шелупонь на ниве прозерушной. Именно поэтому я и дорожу вашим вниманием, а не молчанием.
Что Вы скажете на это моё замечание Вам?

Михаил Ханджей   09.11.2018 08:48   Заявить о нарушении
Привет, Михаил. Вы зря тратите порох. В списке прочтений есть моя фамилия - я прочел, но отзыв не написал. И теперь должен подвергнуться наказанию? Текст большой, эпизоды охватывают солидную часть истории. А персиянке уделен малый кусочек, и что - плясать от радости, что узнал - где, что и как? Прошу быть внимательнее. Василий.

Василий Храмцов   09.11.2018 09:39   Заявить о нарушении
Василий Иванович, ни о каком "наказании" и речи быть не может. То, что я написал, а вы приняли написанное как "наказание" произошло от того, что Вашей фамилии в списках читателей "Ожившая легенда" у меня не оказалось. По всей видимости по техническим "причюдам". Если Вы читали, то я приношу свои извинения и прошу великодушно меня простить.

С самыми добрыми Вам пожеланиями.

Михаил Ханджей   09.11.2018 11:42   Заявить о нарушении
Да, я нашел по ссылке и прочел от буквы до буквы. И пошел закапывать глаза лечебными каплями. Всего хорошего. Василий.

Василий Храмцов   09.11.2018 11:52   Заявить о нарушении