Война Фойла - рецензия на сериал

Foyle's War
Великобритания, 2002-2015 (8 сезонов из 28 полнометражных фильмов)
Создатель – Энтони Горовиц
В главной роли – Майкл Кичен
Жанр - военная криминальная драма, детектив

________________________

«Война Фойла» очень напоминает «Инспектора Джорджа Джентли», только время другое. А люди всё те же. Молодёжь, вернувшаяся с фронта в «Войне Фойла», в «Джентли» окажется повзрослевшей на 20 лет. Те, кто воевал и работал на победу в первой половине 40-х, в начале 60-х будут восстанавливать страну.

Бережная кропотливая детальная реставрация прошлого – самое ценное в обоих сериалах. Мы знаем войну по воспоминаниям близких, рассказам очевидцев, по мемуарам, по книгам и фильмам, созданным у нас. Но и союзников она коснулась, не так глубоко, не так жестоко, но и у них погибали солдаты, женщины стояли у станка, продукты выдавались по карточкам, люди умирали во время бомбёжек, а правосудие вершилось по законам военного времени. И они боялись за жизнь своих близких, молились, писали письма, ждали. С презрением относились к союзникам–американцам, которые широким жестом дарили пятьдесят судов, настолько раздолбанных, что на них нельзя было выйти из порта. Но всё-таки этот жест ценили, потому что он обозначал, кто на чьей стороне. И да, в то время, когда Германия ещё не напала на Советский Союз, Англии пришлось нелегко – англичане чувствовали себя очень одинокими, уязвимыми и слабыми перед лицом фашизма. К 22 июня 1941-го многие из них уже чувствовали усталость от войны.

Первые три сезона проходят перед этой датой – в 40-м и начале 41-го. И да, это самые интересные три сезона, хотя и два следующих хороши. Я бы вообще закончила сериал, как и планировали, после финальной сцены пятого сезона. Именно до этого момента был продуманно и точно воссоздан военный быт Англии, настроения людей, их чаяния, их тревоги. Но недовольство зрителей привело к тому, что были сняты ещё три, без которых вполне можно было обойтись – они вышли ни рыба ни мясо – и уже не детективы, как первые пять, а шпионские триллеры. Короче, первые сезоны очень интересно посмотреть даже не столько, как детективы, сколько как военно-историческую реконструкцию ИХ глазами.

Кристофер Фойл – образ вполне узнаваемый. Он во многом похож на Джорджа Джентли - тоже пожилой, за 50, интеллигентный и запредельно честный инспектор полиции. Скромный, старающийся не выделяться. Может, он маленько невзрачней, и харизмы в нём поменьше, но всё равно вполне симпатичный человек, который всегда подтянут и аккуратно одет (строгий костюм, белая рубашка), немногословен, неконтролируем. В своих поступках он руководствуется исключительно законами. Законами страны, военного времени и собственной совести. А эти законы не очень сочетаются с прагматическими целями, которые направлены на выживание страны, с нуждами внутренней и внешней политики, к которым то и дело апеллируют различные органы, пытаясь склонить Фойла нарушить закон. Это время, когда правосудие спит. И работа в полиции в этот период полностью противоречит натуре инспектора. По этой же причине, мне не очень понравились последние три сезона – там Фойл работает в разведке, а это место уж больно безнравственное и совсем не для совестливых. Он просто не мог в силу черт своего характера согласиться на такую работу.

И всё-таки сценаристы выбрали детективный и шпионский сюжеты, преступность в военное время никуда не девалась, несмотря на суровость порядков, были и мародёры, и воры, и дезертиры, и спекулянты, и саботажники, и предатели, и нацисты, и глупые мальчишки, втянутые в криминальные структуры, и матёрые организаторы преступных группировок, прекрасно понимающие последствия своих преступлений. И самое мерзкое – продажные бизнесмены. После «Войны Фойла» фраза: «Это просто бизнес», - надолго впечатается в память. Понятно, во всяком случае, почему у них были сильные коммунистические веяния после войны. Острая социальная разница между классами, а также между полами, приводила к недовольству, к обнищанию. «И за это мы воевали?» - вопрос, который задавали себе вернувшиеся с войны англичане, которые не могли найти работу или другие средства к существованию.

Каждая из 28 серий представляет собой полуторачасовый полнометражный фильм со своей фабулой. Но в целом сериал имеет и сквозной сюжет, через который проходит судьба самого Фойла, и его верного водителя – Сэм («Это коротко от «Саманта»), и его сына - лётчика Эндрю, и некоторых других персонажей.

Сериал хорош, но всё же понравился несколько меньше, чем «Инспектор Джордж Джентли». Однако, в нём, действительно, много интересного, так что рекомендую попробовать его посмотреть. 8,5 из 11


Рецензии