Гробница с мощами апостола и евангелиста Луки

 
Фото: Мощи св. Луки в Падуе. Из архива базилики Св. Иустины

Базилика Св. Иустины в Падуе издавна известна тем, что в ней находится каменный саркофаг, где почивают   святые  мощи (за исключением честной главы) святого апостола и евангелиста Луки. Хранимые в этом городе мощи является  великим достоянием всего христианского мира.

Святой Лука был уроженцем Антиохии Сирийской,  автором Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов, сподвижником святого апостола Павла, а по роду своих занятий –  врачом. Церковное предание приписывает св. Луке написание икон Божией Матери, поэтому его называют первым иконописцем и святым-покровителем живописцев.

В Падуе сохранились сведения, что уже в X-м веке  монахи-бенедиктинцы из аббатства Св. Иустины особо почитали святые мощи апостола и евангелиста Луки. Согласно изданным в 2002 году   информационным материалам, основанным на древних житийных текстах и рукописях XIV – XV вв. , на территории прилегающего к базилике Св. Иустины кладбища в XI – XII вв. были обнаружены  мощи многих раннехристианских святых. В 1177 г. здесь раскопали дубовый саркофаг с предполагаемыми мощами св. Луки, о чем свидетельствовали написанное имя евангелиста и изображение на саркофаге символа трех быков – эмблемы, связываемой со святым евангелистом Лукой. Трактовка этого символа свидетельствует о том, что апостол  особое внимание уделял крестной смерти Иисуса Христа, а бык (телец) часто использовался как жертвенное животное. Ныне древний дубовый саркофаг, где когда-то находились костные останки, спрятан в специальном кованом  реликварии, выставленном в той же базилике Св. Иустины.

Уникальная находка  в Падуе побудила аббата Доменико и местного епископа Джерардо Оффредучи да Маростика, правившего в 1165–1213 гг., обратиться к Папе Александру III  с прошением об установлении принадлежности этих мощей св. Луке. В 1177 г. Папа Александр III признал, что обнаруженные останки в Падуе принадлежат именно  святому апостолу и евангелисту  Луке. В 1313 г. для дальнейшего хранения свинцового саркофага со святыми мощами венецианские мастера по поручению аббата, итальянского историка и поэта из Падуи – Альбертино Муссато  изготовили из цветного мрамора специальную гробницу, поддерживаемую пятью каменными столбами. Позже ее установили в одной из часовен базилики.

История  перенесения святых мощей св. Луки в Падую  является до настоящего времени  загадкой для церковных исследователей. Согласно изложению святителя Димитрия Ростовского, св. Лука, скончавшийся в преклонном возрасте в Ахаии, был похоронен в городе Фивы (Греция). В начале IV века его мощи, от которых проистекали исцеления глазных болезней, были перевезены в Константинополь, в Базилику Двенадцати Апостолов. Около 356 г. по приказу римского императора Констанция II  раку с мощами св. Луки перенесли в Константинополь, где были положены под престолом в базилике Святых Апостолов.

О дальнейшей истории и местонахождении мощей св. Луки достоверных сведений не имеется. В некоторых источниках  сообщается, что крестоносцы в эпоху религиозных военных походов в XI—XV вв. перевезли мощи (главу) в Рим и положили их в базилике Святого Петра, однако в справочной литературе о Ватикане подобная информация отсутствует.

Падуанские монахи выдвинули две  версии перенесения мощей св. Луки из Константинополя в Падую. Согласно одной из них, перенесение мощей состоялось во времена  правления римского императора Флавия Клавдия Юлиана, известного также в истории христианства как Юлиан Отступник. По другой версии, это событие произошло во времена иконоборчества в VIII веке. Однако итальянским ученым еще предстоит научно подтвердить одну из  своих версий.

Архивные документы базилики Св.Иустины свидетельствуют, что в 1354 г. по настоятельной просьбе Карла IV Люксембургского, короля Германии с 1346 г. и короля Чехии с 1346 г., позже – императора Священной Римской империи, честная глава св. Луки передана из Падуи в дар крепости Пражский Град – резиденции чешских королей и императоров Римской империи, где ее поместили в соборе Святого Вита в драгоценном реликварии. Однако православным христианам известно о существовании еще одной главы св. Луки. Она хранится на Афоне в Покровском соборе Свято-Пантелеимонова монастыря, но информации о времени и истории ее появления на Святой Горе у русских монахов не имеется.

В 1562 г. по    завершении в Падуе  строительства базилики    гробницу  со святыми  мощами перенесли и установили в левом нефе базилики, где она находится и поныне в часовне Святого Луки.

Спустя несколько столетий часть мощей святого евангелиста Луки передана в дар православным верующим  Греции. В 1992 г. падуанский епископ Антонио Маттиаццо подарил Греческой Православной Церкви часть святых мощей по просьбе совершавшего тогда паломничество по Италии митрополита Фив и Ливадии Иеронима. Высокий гость из Греции пообещал поместить святые мощи в гробницу первоначального захоронения в Фивах (ныне – провинция Беотия). Эта гробница почиталась верующими, несмотря на то, что со второй половины IV в. она была пустой.

Через восемь лет, в середине сентября 2000 г. делегация католиков во главе с падуанским епископом Антонио Маттиаццо, в составе которой находился и один монах из аббатства Св. Иустины, вручило в дар греческому митрополиту Иерониму еще одну часть мощей (ребро) св. Луки, что высоко было оценено всеми верующими Элладской Православной Церкви.

В документах  базилики Св.Иустины рассказывается о том, что по настоянию епископа Падуи и с разрешения бенедиктинских монахов – хранителей христианской реликвии было решено провести серьезное научное исследование мощей св. Луки с привлечением ученых разных наук. Для сравнительного анализа костной ткани скелета и черепа на несколько дней из Праги привезли в Падую реликварий с честной главой св. Луки. 17 сентября 1998 г. гробница была вскрыта и из нее извлекли запечатанный сургучом свинцовый саркофаг весом 300 кг, доставленный в Италию из Константинополя в VIII веке. Аббат Джулио Паньони подарил автору этих строк копию фотографии останков св. Луки, сделанную после вскрытия гробницы.

В установлении истины принимали участие десятки экспертов, которые провели 74 специальных научных сессий. 18 октября 2000 г. в Падуе состоялся Международный конгресс, посвященный святому евангелисту Луке, с участием 70-ти видных католических, протестантских теологов, а также православных богословов. Здесь специальная комиссия под руководством профессора Вито Террибле Виел Марин (Vito Terribile Wiel Marin) огласила окончательные выводы научных исследований. Они сводились к следующему:

"Скелет цельный. Он принадлежит человеку ростом 163 см, умершему возрасте между 70-ю и 85-ю годами. Глава (череп), привезенная из Праги, анатомически совпадает с первичным мозговым позвонком и всем скелетом, что доказывает принадлежность двух частей одному и тому же человеку.
Палеонтологические исследования установили остеопороз, артроз тяжелой формы, эмфизему легких по причине искривления ребер.
Хорошая сохранность костей свидетельствует о неоднократной их консервации на протяжении столетий.
В саркофаге обнаружена также разнообразная утварь (раковины, змеиные кости, растения, ткани, жемчуг, монеты), относящаяся к древней эпохе. Исследование монет и цветочной пыльцы растений подтвердило их восточное происхождение".

С одной стороны, итоговые документы конгресса подтвердили принадлежность мощей св. Луке, а с другой, они предоставили церковным историкам дополнительный материал для последующего изучения. В итоге давний спор между Падуей и Венецией, также объявлявшей себя хранительницей мощей св. Луки, завершился в пользу Падуи.
 
На протяжении нескольких столетий в аббатстве Св. Иустины создавали богослужебные тексты, писали научные работы и литературно-художественные произведения, подтверждающие подлинность великой святыни Падуи. Ныне все эти труды хранятся в расположенной на территории аббатства Государственной библиотеке Св. Иустины (Biblioteca Statale annessa al Monumento Nazionale dell'Abbazia di S. Giustina).
 
Несколько слов о часовне Святого Луки, где ныне находится саркофаг с мощами св. Луки. Часовня украшена фресковыми изображениями художника Джованни Сторлато, рассказывающими о житии св. Луки, перенесении его мощей и обнаружении их в Падуе. На центральной стене часовни висит копия иконы «Пресвятой Богородицы Константинопольской» (XV в.), ошибочно приписываемой в некоторых публикациях  св. Луке. Бронзовую раму, которую с обеих сторон держат два больших парящих ангела, изготовил в 1960 г. падуанский скульптор Амлето Сартори.
В той же базилике Св. Иустины находится  изготовленная в  1457 г. копия «Алтаря евангелиста Луки» кисти Андреа Мантенья, итальянского художника, представителя падуанской школы живописи. В центре этого алтаря, оригинал которого хранится в миланской Пинакотеке Брера, находится изображение св. Луки.

Литература:

1.Padua. Basilika der Hl. Justina. Geschichte und Kunst. – Padua: Studio Fotografico Georgio Deganello. (Без года).
2. Гробница св. апостола евангелиста Луки. Информационный материал бенедиктинского аббатства св. Юстины в Падуе.
3.Сongresso Internazionale San Luka Evangelista. Basilica di Guistina.18 Ottobre 2000. – Padova: Nuova Grafotecnica, Casalserugo, 2000.
4. Schaber V., Schindler H.-M. Bildlexikon der Heiligen, Seligen und Namenspatrone. –Pattloch, 1999.
5. Падуя. Гробница св. ап. Луки. – Электронный ресурс: 6.Установлена подлинность останков святого евангелиста Луки. – Электронный ресурс:http://www.pravoslavie.ru/news/10_16/glav2.htm


Рецензии