О Чехове

Кононов Анатолий Фёдорович!!
========================

О Чехове.

Вчера 29 января исполнилось 150лет со дня рождения А. П. Чехова.

Я всегда путаюсь с этими стилями: по новому, по старому. У меня в первом томе собрания сочинений написано: «А. П. Чехов родился 17 января 1860года в Таганроге. », если прибавить 13, то получается 30 января, а надо оказывается прибавлять 12, тогда получается 29 января — всегда путаюсь.

Так вот вчера вечером по культуре показали художественный фильм по повести Чехова
«Три года», снятый Станиславом Любшиным ещё в год московской Олимпиады 1980.

Я этот фильм никогда не видел, также, как и повесть не читал. А повесть и фильм замечательные. Может он и в прокате то не шёл. Ведь 1980 переломный год. В этот год все смутно поняли: коммунизма не будет никогда. Но, что социализм закроется, ещё не догадывались. Олимпиаду бойкотировали, а во время её проведения смерть и похороны Высоцкого сделали её не главным событием. Забыли и про 130 летний Чеховский юбилей.

А сейчас вот 150 летний юбилей отмечают с помпой. Повесть «Три года» я конечно прочитаю, но мне заранее кажется, что фильм Любшина вполне адекватный. Эта повесть наверное самая автобиографичная. Угадываются и отец и сам Чехов в исполнении Любшина.

Вообще актёрский ансамбль мощный: Ия Савина-сестра главного героя, Алиса Фрейндлих-эмансипированная любовница, Людмила Самойлова-жена, которая вышла замуж не по любви, но, как Наташа Ростова и Татьяна Ларина и Наталья Гончарова, раз уж вышла, то привыкла и полюбила, и никакие обстоятельства её не запятнают перед богом.

В тоже время, как мужики: и сам Любшин играющий частицу самого Чехова, и Его друзья в исполнении Гафта, Носика и муж сестры главного героя, очень похожий на Стиву Облонского в исполнении Юрия Яковлева — люди всё милые и по-русски честны и порядочны, но уж очень не целеустремлённые. Трагическая фигура брат Фёдор в исполнении Альберта Филозова.

Человек, всю жизнь любивший отца и близких, пожертвовавший ради этой любви своей личной жизнью, а вернее, а вернее не решившийся на свою отдельную личную жизнь из-за рабства, которое он и не помышляет выдавливать из себя по капле, как это всё-таки понемногу удаётся самому главному герою — Любшину.

Кульминационная сцена, когда Фёдор-Филозов приходит к Чехову-Любшину и показывает ему свои записки, которые он непременно хочет напечатать «отдельной брошюрой», а в ответ слышит: «Какое православие, какая народность, какая русскость, которая в двадцатом веке спасёт Европу — от чего спасёт, от ЧЕГО?!!»

После этой братской оценки его жизни Фёдор тихо сходит с ума. А Чехов-Любшин, продолжает жизнь, по капле выдавливая из себя раба. Но ведь Фёдор-то оказался прав: Россия действительно спасла Европу в двадцатом веке от фашизма, но только цену за это отдала такую, что в конце века при злорадном попустительстве всего остального мира Россия сама себя начала разрушать.

До конца ли она доведёт это страшное разрушение — вот в чём вопрос.

********
Жанры
Обратный отсчёт. 01-2010 08-38
Проза..
Публицистика.
++++++++++++++++++++++++++++++++


Рецензии