На веслах вниз по Волге

На веслах вниз по Волге

Это было шестьдесят лет назад летом 1958 года. При старом режиме естественного течения реки Волги. Тогда она впадала в Каспийское море. После строительства серии гидроэлектростанций бывшая река Волга получила  научное звание проточное озеро.

По выражению бывшего министра речного транспорта РСФСР коренного волжанина Леонида Васильевича Багрова «реки у нас украли».

Я прожил в городе Саратове безвыездно с августа 1940 по август 1962 года. Стаж 21 год позволяет считать себя волжанином.

На Прозе.ру есть мои воспоминания «Легендарный Тренер» об Анатолии Кукине Мастере спорта СССР по туризму.

В них упоминается секция спортивных путешествий и альпинизма (СПиА) Саратовского Императорского Николаевского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета имени Николая Гавриловича Чернышевского.

Идею пройти на веслах по Волге от Самары (в те годы город Куйбышев) до Саратова подал студент физического факультета Лев. Он предложил участвовать в походе еще троим парням из секции СПиА. Так в экипаже оказались Виктор с физического факультета, Владимир с географического и я с биологического.

Лев раньше занимался народной греблей в спортивной секции Дома учителя ( Дом работников просвещения имени Луначарского ). Этот особняк и усадьба были построены к 1890 году на  углу Никольской (ныне — улица Радищева) и Малой Сергиевской улиц для известного мукомола Петра Петровича Шмидта. Особняк проектировал один из самых популярных в Саратове архитекторов 
Алексей Маркович Салько. Сейчас это региональный памятник архитектуры.

Лев получил у своего тренера во временное пользование весла и спортивную лодку «полугичку».

В начале тридцатых годов  наладили строительство таких лодок для народной гребли в Саратове и четырех других городах. Особенности этой лодки: два гребца сидят лицом в корму и у каждого два весла. Уключины за борт не вынесены. Ширина лодки 97 см. Чтобы меньше лодка валилась на борт верхние доски обшивки, как ступеньки накрывают нижние (клинкерная обшивка).

Отец Льва организовал перевозку лодки во двор пятого корпуса университета. Здесь мы занялись ее ремонтом. Оказалось, что сломано много шпангоутов (детали поперечного набора) – дубовые дуги сечением 15 на 10 мм. Пришлось из сосновых досок делать внутри на дне лодки накладки, повторяя ступенчатый профиль бортов.

Водной базы на берегу Волги у нас не было. Поэтому без тренировок на воде, лодку перевезли и погрузили на пароход, идущий вверх по Волге.

В пятидесятые годы от Астрахани до Москвы ходили бывшие купеческие колесные двухпалубные пароходы. Наверху впереди был ресторан 1 класса с большими окнами. До середины шли каюты первого класса. В корму начинались каюты 2 класса и второй ресторан. По прогулочной палубе можно было пароход обойти кругом.

На нижней палубе места для прогулок не было. Носовые  помещения третьего класса и кормовые четвертого класса были для публики попроще. Этим пассажирам запрещалось подниматься на верхнюю палубу. Разница в цене билетов была значительная.

Мы студенты купили самые дешевые билеты без указания мест и расположились на открытой корме нижней палубы. Лодку пристроили в центральном пролете, через который проходят с дебаркадера пассажиры и грузчики в трюмы.

На пристани города Куйбышев мы вынесли на берег нашу лодку. Багажа у нас получилось много. Четыре рюкзака со спальными мешками и продуктами. Одна палатка «полу-датка» без каркаса. Отдельное место – мешок с рыболовной сетью бреднем. Была мечта по пути поймать рыбы на пропитание.

Конечно, все четверо помнили школьную формулировку Закона Архимеда:
«Всяко тело вперто в воду не теряет в весе сроду. Оно прется оттуды  весом выпертой воды»

Заранее взвесить рюкзаки, палатку и живой вес экипажа не позаботились. И когда закончили погрузку оказалось, что наша лодка на три четверти подводная. При высоте борта 40 см над водой осталось запаса на ширину ладони.

Три члена экипажа честно признались, что плавать не умеют.

Мирного времени штучный товар. Голодное военное детство. Скорее теловычитание, чем телосложение. Минимальное водоизмещение соответствовало небольшой архимедовой силе.

Только Володя сказал, что он умеет плавать. Благоразумно решили верить ему на слово , без испытания, и назначили его главным спасателем остальных.

Наше судно мы решили назвать «Чечако» = новичок.
Это слово получило распространение после опубликования цикла повестей и рассказов «Смок Беллью» Джека Лондона. Оно из языка индейцев северо-запада США.

Рисовать название на бортах не стали – лодку предстояло вернуть владельцу.

В самом носу лодки на дно положили палатку. Это было мое сидение. На передних  веслах сидел Володя – баковый гребец. В центре лодки Виктор – загребной. На корме капитан Лев рулил запасным веслом.

Рюкзаки запихнули под сидения гребцов. Я сменял на веслах Володю, а Виктор переходил на место рулевого. Загребным становился Лев. Делать эти перемещения на середине судоходного фарватера приходилось осторожно, не раскачивая лодку. Напомню - ее ширина 97 см и свободного борта над водой было только 10 см.

На такой лодке двухпарке загребной должен задавать темп, а баковый внимательно следить за его веслами. Чтобы не поломать весла двигать их надо синхронно и параллельно.

Кроме Льва, остальные матросы имели минимальный опыт гребли на широких прогулочных лодках по пруду городского парка. На прогулочных лодках  весло зафиксировано в уключине  и лопасть постоянно  вертикальна.


Техника гребли спортивным веслом гораздо сложнее. При замахе лопасть несут горизонтально, чтобы не парусила. Перед погружением поворачивают  на 120 градусов – «накрывают воду». Иначе весло зарывается в глубину. Если перекрыл, то лопасть легко скользит по поверхности, а гребец падает на спину. Загребному приходится падать головой на рукоятки весел бакового гребца.

На спокойной воде все было благополучно. И держались мы на самом быстром течении посередине судоходной реки. Огорчали встречные пароходы, точнее волны от них. Лодка, встречая волну, раскачивалась и через нос черпала воду. Вода собиралась на палатке и подмачивала мою репутацию. Пришлось держать наготове для отчерпывания алюминиевую пол литровую кружку. Потом научились по команде рулевого «табань» делать гребок веслами от кормы к носу. Лодка останавливалась перед волной и водой не заливалась.

Конечно, сплавлялись только днем. Ночевали в палатке на берегу.
По справочникам определили, что прошли на этом маршруте  около 425 км.
Должен сознаться, что на одном участке мы пришвартовались к огромному плоту, который тащил буксир. И отдохнули, как рыба прилипала, прицепившаяся к большой акуле.

По окончании водного похода все четверо участвовали в горно-пешеходном походе по Кавказу, прошли обучение в альплагере Боксан и поднялись на самую высокую в Европе горную вершину Западный Эльбрус (тогда 5633 м).
Об этом походе на Прозе.ру есть мои воспоминания в рассказе «Легендарный Тренер»

Доброго Всем Здоровья!
ДМН

2 ноября 2018 г.


Рецензии
Интереснейшее путешествие, Димитрий! Сейчас такого не повторить! Про Тренера прочел. Великий человек! А во закон Архимеда в повести В.Конецкого звучал немного по-другому:"Тело, впернутое в воду, выпирает на свободу с силой выпертой воды, телом, впернутым туды".

Михаил Бортников   03.05.2019 15:21     Заявить о нарушении