Япил-чай

      "Япил-чай"
                Рассказ

                "Перевозка шкапа и визит к доверчивой старухе,
                которой он, скрепя сердце, отдал  пятьдесят марок,
                были его последние берлинские дела" (В. Набоков).


    Не берусь я утверждать достоверность того, что прежние девушки перестали быть мне интересны лишь только в два последних выходных дня августа - погожих и не выделенных никакими примечательными событиями в особенные два дня на конце этого лета - приход или, после, уход этих девушек уже очень давно утратили для меня эффект и прелесть неожиданности. Скорее всего, наступила вокруг естественная всеобщая пора предосеннего затишья, которое нам порой представляется чем-то до жестокой странности курьезным, а прежде всего случайным и даже смешным, если бы только нам хотелось смеяться по поводу того, что так быстро закончилось лето.
    Как всегда бывает с людьми, стоящими лицом к лицу, в первые мгновения, когда я открыл двери своей квартиры, услышав, что кто-то с лестничной площадки в подъезде настойчиво в них стучит - в первые мгновения, полные немого удивления при виде незнакомого мне лица, я не очень вслушивался в слова речи стоявшей передо мною женщины. Должен сознаться, мне очень долго было непонятно, кто эта молодая женщина, когда она во второй половине дня ближе к вечеру появилась у меня в моей просторной, но не очень уютной, обставленной давно не обновлявшейся старомодной мебелью, квартире. Слушая ее объяснения в дверях у порога моего жилища, я все никак не мог уловить суть в ее объяснениях, касающихся цели ее визита ко мне: в конце-концов, я предложил ей войти. И она впереди меня по коридору решительно, не снимая туфли, на высоких каблуках прошла в гостиную комнату.
    Мы с ней остановились около стола по центру гостиной, друг против друга, как прежде были в дверях, лицом к лицу и молча стали глядеть друг на друга; вероятно, ей уже нечего было добавить к сказанному только что у двери в мою квартиру, а мне непонятно было, о чем ее спрашивать, поскольку, с первой секунды оказавшись во власти созерцания, я из прежних ее объяснений не смог ровно ничего понять. Цель визита этой женщины все еще для меня оставалась загадкой. Меня очень смущало то обстоятельство, что она теперь, по-видимому - нетерпеливо, ожидала моего ответа.
    - Так вы согласны?
    Я молчал, отчего-то чрезмерно волнуясь, боясь дать неправильный ответ; почему-то я уже осознавал, хотя еще неясно, космическую важность неожиданного визита этой непонятной женщины в мою квартиру. В моей квартире в бурно стартовавшем двадцать первом веке уж очень часто происходили "наносные", приходившие в ее комнаты "со стороны" события, выражаемые обычно лишь в символике вселенских либо пафосных масштабов.
    Меня выручил телефонный звонок. Я сделал рукою жест, приглашая женщину садиться к столу, и поспешил к телефонному аппарату. Звонила моя жена, которая сообщила, что задержится на один час или чуть дольше в гостях у одной из своих подруг.
    - Достанешь из холодильника курицу и ужинай без меня, - сказала жена и отключила свой аппарат.
    В мое ухо колко впивались звуки зуммера, сигнализировавшие об окончании сеанса электронно-электрической связи, но только я не торопился расставаться с трубкой, делая вид, будто бы все еще продолжаю слушать поступающее для меня через аппарат сообщение.
    На полу около столика с телефонным аппаратом я заметил крупное желтое зернышко, которое я недавно обронил, когда ел апельсин. Я склонился и поднял его.
    Пальцы на руках у женщины, сжимавшие ремешок ручки сумочки, мне показались чрезмерно длинными и тонкими. Она все еще стояла посреди комнаты, поджидая меня.
    Я разглядывал ее белые ухоженные руки, браслет часики, накрашенные ногти. Судя по нескольким морщинкам возле глаз, выглядела она моложе своих лет: гладкая покрытая густой косметикой кожа, осиная талия, маленькая грудь и только что в прихожей продемонстрированная ею легкая пружинистая походка. Женщина, находившаяся рядом со мною, ее прической напоминала мне комету, косматую гриву которой я недавно разглядывал продолжительное время на дисплее компьютера, случайно наткнувшись на одном из сайтов в паутине интернета на цветное видео изображение далекой от Земли космической странницы. Я положил телефонную трубку.
    - Присаживайтесь… Чай будете пить?
    - Буду.
    Я вышел на кухню и налил две чашки чая. Когда я вернулся, женщина уже сидела за столом и раскладывала по его поверхности плотным ковром цветные фотографии, которые она извлекала - одна за другою - из своей сумочки. Истинной элегантностью веяло по гостевой комнате моей квартиры от присутствовавшей в ней неожиданной посетительницы. Я поставил с большою осторожностью чашку рядом с ней, стараясь случайно не пролить чай на фотокарточки, и сел за стол напротив женщины.
    Но далее, к стыду моему, мне дополнительно потребовалось более четверти часа, чтобы я наконец-то достаточно уяснил, зачем явилась ко мне сидевшая за столом напротив меня женщина.
    - Кто вы? - спросил, прежде всего, я у моей гостьи.
    - Предположим, я буду дизайнер.
    - Это всё ваши рисунки?
    - Я не умею рисовать, - отвечала она. - Допустим так.
    - Дизайнер, и не умеете рисовать?
    - Ну и что?!
    - Действительно, - поспешил я согласиться с женщиной.
    - Я должна понять ваши предпочтения, - сказала она.
    Молодая женщина продолжала раскладывать на столе передо мною фотоснимки с обложки многочисленных типографских изданий фантастического романа Ивана Ефремова "Туманность Андромеды".
    - Я должна понять ваши предпочтения, - повторила женщина медленно с расстановкою слогов в словах и далее быстро пояснила. - Я узнала, что вы написали книгу. А раз это так, то вы непременно пожелаете, чтобы вашу книгу напечатали в типографии. Содержание вашей книги мне не интересно. Я всего лишь хотела бы подготовить для вашей первой книги обложку. А о моем скромном вознаграждении мы поговорим после того, как уже будет создана обложка. И только в том случае, если вам понравится ее макет.
    Как оказалось, она разложила, с большим значением и в определенном порядке, на столе передо мною фотографии обложек с многочисленных изданий фантастического романа писателя Ивана Ефремова "Туманность Андромеды". Никогда прежде я не задумывался над тем, какой огромной популярностью пользовался у читателей этот фантастический роман, если его так много раз напечатали в различных издательствах.
    - Чаю? - спросил я женщину, заметив, что чашка, стоявшая перед нею, была уже пустою.
    Женщина утвердительно кивнула головою.
    Но я не налил ей чаю. Поднявшись из-за стола, вместо того, чтобы отправиться с пустыми чашками на кухню, я подошел к книжному шкафу и извлек из него объемную тяжелую книгу Большого энциклопедического словаря. Меня поразил феномен популярности романа Ивана Ефремова, и я желал немедленно узнать научную информацию о самой Туманности Андромеды.
    Коротенькая справка о необыкновенной класса "м" хищной туманности сообщала следующее. Первое письменное упоминание о галактике Андромеды содержится в "Каталоге неподвижных звезд" персидского астронома Ас-Суфи (946 год), описавшего ее как "маленькое облачко". Она относится к объектам, имеющим фиолетовое смещение. Астрономы выяснили, что галактика Андромеды и наша Галактика приближаются друг к другу со скоростью 100-140 км/с. Столкновение наших галактик в будущем, как утверждают астрономы, произойдет неминуемо. Согласно Специальной теории относительности, не существует никакого способа узнать, как эта галактика выглядит в настоящий момент, поскольку то, что мы видим, и есть для нас "настоящий момент".
    Моя гостья, женщина-комета, поначалу терпеливо ожидала, откинувшись на спинку стула, глядя, как я листал страницы словаря; затем она встала и прошлась по комнате, осматривая убранство гостиной.
    Я все еще копался в Большом энциклопедическом словаре: меня интересовала дополнительная информация о Туманности Андромеды.
    Женщина-девушка-комета терпеливо ожидала, теперь уже расхаживая по комнате туда-сюда, как маятник у настенных часов, внимательно читала, изящно склонив голову на бок, имена авторов на корешках книг, стоявших на полках в моем книжном шкафу. После, подойдя вплотную со спины ко мне, она взглянула через мое плечо на раскрытую страницу книги, которую я держал, и спросила:
    - Покажите мне свой кабинет?
    Я задумался. Свое безразличие к содержанию написанной мною книги она сильно преувеличивала; иначе, зачем было бы ей так заботиться об обложке для моей книги. Я пытался расшифровать неожиданно возникшую в моем доме глобальную метафору "туманность Андромеды", под обложку которой визитерша, возможно, и предлагала упрятать мою книгу. Что еще было написано Иваном Ефремовым? Следующей созданной писателем Ефремовым глобальной метафорой - романом было "Сердце змеи". А еще из его книг я когда-то прочел "Час быка".
    - Чаю? - спросила у меня женщина.
    "Зрительный образ это карта", - писал Иван Ефремов.
    - Да, да, пожалуйста.
    Я еще раз на кухне подогрел воду в чайнике и вернулся к столу с наполненными горячими чашками.
    Я должен был выбрать из предложенных женщиною на фотографиях самую красивую обложку. У меня глаза разбегались. Сколько разнообразных изданий, оказывается, выдержали книги Ивана Ефремова и в первую очередь это касается его фантастического романа "Туманность Андромеды". Загадочная супер - популярность у его книги. Я помнил смутно, хотя уже давно читал эту книгу, что в перечень искусств будущего, который был составлен Ефремовым в этом фантастическом романе, почему-то не вошла художественная литература. И это обстоятельство меня больше всего смущало. Разглядывая фотографии обложек одной из самых популярных книжек Ефремова, я все никак не мог определить, какая из них мне нравится больше остальных. Мои глаза различали зонтик туманности Андромеды, но и только: я не видел той загадочной руки, которая держала его. "Впрочем, почему я должен что-то выбирать?" - внезапно рассердился я; но тут же устыдившись своей нервозной нерешительности, приказал самому себе: "Возьми себя в свои собственные руки!"
    …Мы с женщиной в конце нашей встречи стояли у окна гостиной комнаты снова лицом к лицу: и я не был в состоянии подобрать ни одного слова для своего конкретного ответа ей, у меня почему-то не было совершенно никаких слов - и их отсутствие меня озадачивало не меньше, чем хрупкое утонченное телосложение, стоявшей передо мною дамочки. Ее индивидуальность словно была скрыта от меня в маленькое облачко на небе, непонятно зачем появившееся откуда-то там наверху, на чистом голубом атмосферном куполе, безмятежно окружавшем диск вечернего августовского солнца, дремотно клонившегося к неровному горизонту, который в городском пейзаже, представавшем перед окном моей квартиры, был ограничен по высоте снизу крышами соседних пяти и девяти - этажных домов, а сверху… Этакой я стервятник, выглядывающий что-то, подобно стае коршунов, которые каждым днем с утра и до вечера кружились в небе над городскими постройками, что-то постоянно высматривающих, скорее всего кормившихся на улицах города голубей, и не способный для моей посетительницы отыскать необходимых ей нескольких слов.
    - Еще чаю? - спросил я у неё.
    Она отказалась.
    Я объяснил ей:
    - Мне надо длительно подумать. Не могли бы вы оставить мне несколько ваших фотографий?
    - Посоветоваться с женой?
    - Посоветоваться с женой.
    - Я оставлю вам некоторые фотографии, - согласилась женщина.
    Спустя несколько минут мы с ней были у двери моей квартиры.
    Она уже спокойно и равнодушно пожала мою протянутую ей руку - почему я ей подал ее? - и все же она состроила на прощание на лице забавную насмешливую мину. Как женщина использовала слова для своих дизайнерских работ, этого я не узнал. Руки у нее были тонки непристойно, они были бледны сверх идеала белых рук; они мне абсолютно ни о чем конкретном не говорили - и все таки! - таким же "не говорящим" ничего для меня было у нее и лицо.
    Тут я почувствовал, что со мной что-то не так. Я ощутил неприятный холод, который шел по телу откуда-то снизу от ног. Я опустил глаза и увидел, бледнея, что стою перед женщиною в одних носках, на одном из которых в дырку выглядывал кончик пальца-мизинца. Опять эти дикие, нелепые, глупые препятствия и трудности, происходящие изнутри меня!
    - Я все-таки очень удовлетворенная и рада, что мы встретились, - сказала женщина, выходя на лестничную площадку, - хотя в будущем это свидание история назовет неудачным.
    Холодные ее глаза - в них светился огонек ледяной насмешки.
    Сильно смутившись ее слов о чувстве радости, я заметил ей, что удача и неудача всегда чередуются, - и уже одно это непостоянство очень меня обнадеживает.
    Женщина секунду помедлила, но больше ничего мне не сказала; она повернулась, положила руки на перила и стала спускаться по лестнице.
    Сталкиваясь с вздорной гибкостью Андромеды, разлитой в ведра пололунных звезд, будет ли нам также хорошо известно, как бы мы поступили, если б такого разлива не произошло вовсе?
    Вскоре после ухода женщины, объявилась моя жена.
    - Ты поел курицу? - в прихожей, снимая туфли, спросила у меня жена. Затем она аккуратно подвинула их к стенке, и это было так не похоже на то, как, менее двух часов прежде, к нам входила посетительница, не очень давно покинувшая нашу квартиру.
    Я грустно отрицательно покачал головой.
    - Чем тогда ты питался?
    - Я пил чай.
    Пройдя в гостиную комнату, жена увидела на столе еще не убранные чайные чашки, на краешке одной из которых были сразу же заметны следы яркой губной помады.
    - Япил-чай, имя у нее забавное... Японка?  - притворно зевнув, спросила жена и наклонилась над диваном, чтобы поправить на нем накидку.
    - Что ты! Разве бывает такое имя? - удивленно воскликнул я и только в этот момент и понял, что за все время даже не поинтересовался, как звать посетившую меня женщину. - Европейка, судя по внешности.
    Оказалось, в пальцах левой руки я все еще держал, покручивая, крупное желтое зернышко апельсина, которое почти два часа тому назад подобрал на полу возле столика с телефонным аппаратом. Я пошел на кухню и воткнул зернышно на несколько сантиметров вглубину в землицу в горшке с геранью. Жена после его польет - она каждое утро поливает комнатные цветы отстоявшейся водою.

    23 января 2016 г.
    Ред.: 25 января 2022 г.


Рецензии