Любовь моя - Атлетизм

На фото - Главный приз конкурса Мистер Олимпия - статуэтка Евгения Сандова.



Нет на свете прекрасней одёжи, чем бронза мускулов и свежесть кожи.
                В.В. Маяковский



23 октября 1999 года. Я сижу в первом ряду огромного зрительного зала, только что построенного и открывшегося в марте этого же года в Лас Вегасе, золотом переливающегося снаружи в солнечных лучах, умопомрачительного по своей красоте и архитектуре многоэтажного пятизвёздночного отеля Мэндэлей Бэй. На сцене происходит священнодействие - финальная, завершающая часть самого престижнейшего в мире, 35-ого конкурса бодибилдинга на звание Мистер Олимпия - своего рода, чемпионата мира. Рядом со мной и за мной, узнаю их по лицам, сидят чемпионы и призёры конкурсов прошлых лет, голливудские звёзды и все те, кому это интересно профессионально: роскошные, хорошо ухоженные дамы со своими влиятельными мужьями. Все собрались, чтобы насладиться великолепным шоу, где демонстрируется красота, гармония и сила человеческого тела. Равнодушных нет. Горящие глаза присутствующих обращены к сцене, где самые именитые атлеты-бодибилдеры планеты соревнуются за титул сильнейшего атлета мира. Призовая награда победителю - чек на сумму свыше ста тысяч долларов и небольшая статуэтка с фигуркой Евгения Сандова, выбранного когда-то в качестве достойного символа атлетизма. Ведущий шоу - известный в мире кино и телевидения комедийный актёр Синбад. Честно говоря, я мечтал там увидеть Арнольда Шварценеггера - чемпиона-чемпионов, завоевавшего до этого титул Мистер Олимпия семь раз. Однако, как было объявлено, он приболел и вместо этого прислал своё приветствие конкурсу и отрывок из своего, только что снятого фильма "Конец света", который и был показан на большом экране.
Проводящиеся с 1965 года ежегодно в США конкурсы Мистер Олимпия, организованные первоначально братьями Джо и Бэном Вэйдэрами, стали тем маяком для атлетов, к которому направлены их стремления называться лучшими в мире. Не многим выпала честь дойти до такого уровня. Тем же, кому это удалось, остались в мировой истории спорта навечно.

В перерывах мне удалось лично взять автографы на память у некоторых призёров как прошлых лет так и этого конкурса, которых я узнавал и помнил по фотографиям в журналах: Шона Рея (5 место в 1999 году) и Пола Диллета (7 место в 1999 году).
 
Закончился конкурс, церемония награждения. Я подхожу к сцене, поздравляю и жму руку чемпиона Рони Колемана - чернокожего американского полицейского, ставшего уже во второй раз подряд Мистером Олимпия. Конечно, не я один. Со многими в тот вечер он обменялся рукопожатиями. Я его сфотографировал с его женой, тоже бодибилдером, стоящей рядом с ним на сцене и разделившей с ним восторг победы. Рони - статридцатикилограммовый большой высокий красавец, весь блестел и переливался в сиянии прожекторов невероятной грудой мускулов. По подсчётам и утверждению великого писателя и просветителя Айзика Азимова мышечный аппарат человеческого тела состоит из, примерно, шестисотпятидесяти мышц различного назначения и формы. Все они легко читались на теле Рони, так они были все развиты у него и даже чрезмерно.

А я был в восторге от полученного эмоционального накала соревнований. Если бы мне тогда - 12-ти летнему киевскому мальчику, ученику средней общеобразовательной школы сказали, что когда-нибудь я увижу всё это своими глазами, я бы спросил для начала: а где это - Лас Вегас, а потом уже, утерев сопли или, на худой конец, втянув их, покрутил бы, наверное, пальцем у виска, давая тем самым понять всю сказочность несбыточного прогноза...

Почему именно указал на мой тогдашний 12-ти летний возраст я поведаю позднее, но вначале хочу рассказать, как я попал на Мистер Олимпию в Лас Вегас.

В журнале “Flex”, который выписывал, прочёл объявление о предстоящем конкурсе и о том, как заказать билеты. Звоню по телефону. Мне отвечают, что все билеты уже раскуплены ещё за четыре месяца до этого. Мною овладела какая-то тупая настойчивость и желание во что бы то ни стало преодолеть это препятствие. Я стал рассказывать девушке на другом конце телефонной линии, что я, мол, многолетний поклонник бодибилдинга, что я всю жизнь мечтал побывать на этом конкурсе и вообще, если я там не побываю, то всю ответственность я с себя снимаю. Всё перечисленное, за исключением последнего было сущей правдой. Что именно я имел в виду - не знаю сам, но звучал по-английски, я думаю, тогда безысходно. К этому прибавлялся ещё и мой акцент, вызвавший по всему у той девушки дополнительное сочувствие. Сочувствие к человеку, готового пойти на самоубийство, конечно, в её интерпретации услышанного, в случае неуспеха. Не знаю, чем произвёл расположение, сердобольность и желание мне помочь?

Мне был назван заветный номер телефона с предложением позвонить и рассказать то же самое владельцу того абонента. Я поблагодарил и безо всякой надежды набрал номер. Мужской приятный и вежливый баритон на другом конце сразу вызвал моё расположение. Слово в слово я повторил ему то же самое. Правда, уже без угрозы снятия с себя всякой ответственности. Мне показалось, что это уже не требуется - так уверенно и по-деловому звучал его голос. Выслушав мою тираду, собеседник не долго думая, предложил мне на выбор любой билет и на любое соревнование: четвертьфинал, полуфинал, финал. Что бы я предпочёл? Чего моей душеньке угодно? Испытав некоторую растерянность от мгновенно свалившейся на меня удачи, я начал что-то бормотать, теряясь в изобилии выбора. Наконец, совладав с собой остановился на 2-ух билетах на четвертьфинал по $50 за билет и на одном билете на финал за $200.
- Давайте данные своей кредитной карты, - попросил мой собеседник.
Здесь я проявил некоторое беспокойство. А вдруг это шулерство? С такой лёгкостью мне были предложены любые билеты и по телефону... Недоверие и моя осторожность, знание некоторых случаев обмана в этом деле вносили некоторую неуверенность. Однако, я решил рискнуть. Эх, была не была. Уж больно многообещающе и уверенно звучал голос на другом конце.
- А как я получу билеты? - осведомился я.
- В день соревнований, в гостинице Мэндэлэй Бэй, этаж такой-то, комната такая-то, в такое-то время, такой-то даст вам билет.
Собираясь на самолёте в Лас Вегас, я уже был готов мысленно распрощаться со своими денежками и с возможностью насладиться соревнованиями бодибилдеров. Так всё это было нереально для меня. Вспомнилось тут, как когда-то в Москве у Киевского вокзала в 70-ых я стал жертвой подобного эпизода с цыганками, гадавшими мне и выманившими у меня 55 рублей. Тогда это, благодаря неожиданному вмешательству милиции, закончилось в конце-концов удачно. А как теперь? Ничего страшного, - успокаивал я себя. В конце-концов, хоть в Лас Вегас съезжу ещё разок.

В назначенный день мы с женой, а именно с ней я собирался пойти на четвертьфинал, поднялись на упомянутый этаж отеля, прошли по бесконечному коридору и упёрлись в хвост длиннющей очереди. Убедившись, что это то, что нам надо, стали дожидаться своей участи. Следуя быстро уменьшающейся очереди, мы вошли в большую комнату. Посреди стоял большой широкий диван, на котором в центре сидел мужчина в окружении каких-то немыслимых по красоте, запомнившихся мне девушек. Перед ними стоял столик, на котором были разложены белые конверты. Каждый, следующий по очереди подходил и называл своё имя. Мужчина вручал конверт, на котором было соответствующее имя счастливого обладателя. Парень, стоящий передо мной, подошёл и назвал себя. Мужчина на диване развёл руками, мол, ничего нет на твоё имя. Парень стал возмущаться: как же так, Рони Колеман - сам Мистер Олимпия, хлопотал за меня. В ответ мужчина только лишь ещё больше развёл руками. Парень недовольно удалился ни с чем. Настала моя очередь.
- Фамилия? - спросил меня мужчина. Я назвал.
Он протянул мне конверт. Я поблагодарил, всё ещё не веря в своё счастье, а девушки наградили меня своими ослепительными одобрительными улыбками. Мои мышцы самопроизвольно рефлекторно напряглись, доказывая тем самым мою законную принадлежность к данному событию. Не могу поручиться, что они долго провожали меня восхищёнными взглядами, так как тут же обратили свои взоры на очередного просителя-ходока, следующего за мной.
На конверте был список билетов, которые я просил по телефону, а внутри, не поверите - о, чудо! - и сами билеты. Все до единого. Без обмана.

Потом я понял, почему меня посадили в первом ряду на финальных соревнованиях! Действительно, все билеты были предварительно и задолго до того проданы. Мужчина, а это был именно он в одном лице: по телефону, на диване, на сцене зала, видимо, предоставил мне билеты из своей брони почётных мест для Очень Важных Персон (VIP). А оказался тот мужчина не более, не менее - самим вице-президентом Международной федерации бодибилдинга - мистером Уэйном де Милья. Денежные чеки победителю и призёрам конкурса Мистер Олимпия - 99, вручал во время торжественного закрытия соревнований на сцене также именно он - мой визави...

В свои 12 лет я, что называется, "подсел" на занятия атлетизмом. Потом уже я профессионально занимался волейболом, другими видами спорта, но мышцы стал "накачивать” именно тогда. Любой мальчишка хочет быть сильным. И меня эта участь не миновала. К этому делу я подошёл со всей серьёзностью. Развитие мускулатуры предполагало кропотливую и тяжёлую работу с отягощениями по специальным методикам физических упражнений. В то время набор соответствующих приспособлений для занятий в домашних условиях не отличался разнообразием. Медицинский резиновый эластичный жгут, приобретённый в аптеке; пара десятикилограммовых гантелей - вот, пожалуй, и всё, что было мне подспорьем в этом деле. Мой жизненный распорядок помимо занятий в общеобразовательной средней школе укладывался в формулу: "Здоровый дух в здоровом теле сумеют воспитать гантели". Позже я узрел где-то бесхозную двадцатикилограммовую квадратную гирю и с помощью моего школьного друга Миши Лавриненко сумел её дотащить домой. Подписался на спортивные журналы "Физкультура и спорт" и "Спортивная жизнь России", откуда черпал знания по методикам занятий, активно пропагандируемые со страниц журналов атлетом Геннадием Балдиным и методистом-корифеем, популяризатором атлетической гимнастики Георгием Тэнно, кстати сказать, сидевшим в лагере долгие годы с Александром Солженицыным. Но, это уже другая история...

Завёл тетрадочки, куда заносил свои антропометрические показатели размеров мышц для контроля динамики роста мускулатуры. Собирал по крупицам, где повезёт фотографии атлетов наших и зарубежных, чтобы было на кого равняться. По- хорошему, шоковое действие, помню, произвёл на меня, вышедший тогда на экраны кинотеатров фильм "Подвиги Геракла", который я посмотрел тогда раз пять, не меньше, с легендарным Стивом Ривсом в главной роли - обладателем громких титулов: Мистер Мир, Мистер Вселенная, Мистер Америка, полученных им в конце 1940-ых годов, ставшего впоследствии ярким актёром, исполнителем ролей Геркулеса во многочисленных кинофильмах. Мой киноархив хранит все его киноработы. Этот красавец-атлет, во всех смыслах этого понятия, стал моим эталоном на долгие годы. Не думал тогда, что буду работать в Окленде - городе, где жил и тренировался кумир моего детства. Не помышлял о том, что буду состоять в переписке с ассистентом, помогавшего Стиву Ривсу в работе на собственной конной ферме в Южной Калифорнии под конец его жизни. Написавшем книгу о великом атлете, которую прислал мне с дарственной надписью... 

Читал я тогда много. В том числе, редкую, с большим трудом добытую в библиотеках литературу о силачах прошлого, ещё дореволюционного периода. Какие были атлеты! Имена силачей: борцов, рекордсменов по поднятию тяжестей давно минувших дней и их физические достижения до сих пор восхищают моё воображение. Здесь не хватит места, чтобы перечислить хотя бы самых-самых. Назову лишь только тех, кого не могу не отметить. В этом списке представлены атлеты, получившие мировую славу. Многие из них - российские. Особенно заслуживает внимания упоминание личности родоначальника и признанного организатора атлетизма в России, как организованного явления в конце ХIХ века, - петербургского доктора Владислава Францевича Краевского. 10 августа 1885 года доктор Краевский создал, так называемый, "Кружок любителей атлетики" - первое в России организованное сообщество атлетов. По разработанным им методикам и под его патронажем многие атлеты того времени сумели достичь высот спортивного мастерства. Салютую, вам, выдающиеся силачи прошлого, сумевшие своими достижениями прославить удивительные человеческие возможности!
Вот только некоторые имена: Поддубный, Шемякин, Чуфистов, Куль, Башкиров, Крылов, Лебедев, Яковлев, Петров, Рублёв, Чеховский, Сандов, Штейер, Сир, Риха, Аполлон, Саксон, Елисеев, Засс-Самсон, Лурих, Гаккеншмидт, Заикин, Вахтуров, Пытлясинский, Кощеев, Цыганевич и многие другие, чьи полузабытые имена по-прежнему сверкают в ореоле славы спорта и никогда не потускнеют от времени...

К десятому классу школы я уже оформился физически довольно прилично и ловил на себе восхищённые взгляды одноклассниц на уроках физкультуры. Чего скрывать, мне это было приятно. Затем пришло другое время, другие увлечения, но занятия атлетической гимнастикой, как тогда это называлось, я не прекращал.

Здесь хочу заметить с уверенностью, основанной на собственном опыте: тренировки полезны только тогда, когда физические нагрузки соизмеримы с возможностями их воспринимать. Чрезмерные напряжения и усталость пагубно влияют на организм спортсмена и могут привести к нарушению жизнедеятельности. Необходимо "прислушиваться" к своему телу, не допуская излишних перегрузок.

А тогда я сократил нагрузки и их интенсивность, понимая, что выдающихся результатов мне не достичь. Со временем пришло понимание того, что каждый организм, в силу своих индивидуальных особенностей не может перестраиваться сверх каких-то личных физиологических особенностей. Что дано, то дано. И выше этого предела ступить нельзя. И вовсе здесь дело не в лени и ещё каких-то отвлекающих моментах. Образно говоря: нам суждено достичь только того, на что мы ограниченно обречены природой и теми возможностями, которые вложены в нас генетически. Если, конечно, не использовать искусственные стимуляторы. Но, об этом здесь речь не идёт. Кстати, всё-таки, базис физического развития в молодые годы во многом мне помогал, а иногда даже выручал в критических жизненных моментах и я благодарил самого себя за реализацию своего неосознанного увлечения молодости. Это, что касается меня.

Если же оценивать официальное отношение к атлетизму в стране, то здесь было полное его отрицание. Средства пропаганды пытались всячески замалчивать естественное увлечение молодёжи быть сильными и телесно красивыми. Вся пропагандиская машина рьяно поддерживала только развитие видов спорта, которые могли приносить медали на чемпионатах мира и Олимпийских играх во славу пропаганды коммунистических идей о том, что наше - самое лучшее, быстрое и сильное. Атлетическая гимнастика считалась чуть ли не "отрыжкой тлетворного влияния запада" и ставилась вне закона в реестре официальных спортивных догм. Какими-то "светлыми" головами это было придумано, а желание молодёжи развиваться на пути цивилизованного развития в учёт не только не принималось, а и каралось. Известны были случаи, когда пропаганда атлетизма, как, к слову сказать, и западной музыки, преследовалась даже тюремным заключением. Призёр неофициального первого чемпионата по культуризму В. Хомулев, например, попал в тюрьму, якобы за изнасилование, а ещё один атлет - Е. Колтун, первым из советских атлетов попавший в престижный западный журнал " Muscle & Fitness ", отделался, правда, только товарищеским судом по обвинению в алкоголизме. Любители атлетической гимнастики были вынуждены тренироваться в подвалах зданий и других не приспособленных для этого условиях. В кинокартине мэтра советского кинематографа М. Ромма "Обыкновенный фашизм", вышедшего на экраны в 1965 году, культуризм (в переводе - культура тела) в мимолётном показе выступлений атлетов первенства Федеративной Республики Германии подвергся остракизму и сарказму. Показывая молодого атлета с прекрасно развитой мускулатурой во время позирования, М. Ромм, при всём, к тому же, моём уважении к большому мастеру кинематографа, с "высоты" своего дряблого тела с брюшком, всё же признаёт: "Вобщем, действительно образцовый мужик", вкладывая характерную язвительность. Только уже сам факт включения этого эпизода в фильм под названием "Обыкновенный фашизм" ставил на одну доску фашизм и культуризм. Каково?! Нет, не правы вы были, Михаил Ильич, потрафив гонителям атлетизма.   

Горбачёвская "перестройка" принесла с собой много перемен. Это в полной мере относится и к атлетической гимнастике. По случайности, мне довелось стать непосредственным свидетелем исторического, в рамках советского атлетизма, события.

Роль подмосковного города Люберцы, получившего всесоюзную известность из-за массового внедрения атлетизма в общее движение его "раскрепощения" заслуживает особого обсуждения. Другое дело, чем это иногда оборачивалось. Были при этом перегибы, граничащие с хулиганством и нарушением общественной дисциплины. Чего не бывает в "благородном семействе"?! Не об этом здесь речь...

Помню, как сегодня. Записал, поэтому и осталось в памяти записной книжки.
11 августа 1987 года мне довелось находиться в зале дома культуры в городе Люберцы, где проходили одни из первых официальных соревнований советских атлетов-бодибилдеров (в переводе - строителей тела) в перестроечную эпоху. Жил я недалеко и с радостью решил в качестве зрителя насладиться текущими достижениями подрастающей смены парней. Знал бы я, свидетелем чего я стану?!

Выступления проходили на должном уровне. На сцене группами и поодиночке появлялись молодые ребята в соответственно коротких плавках-трусиках и демонстрировали мышечную развитость своих молодых и прекрасных тел. Присутствующие в зале зрители и болельщики поддерживали выступающих одобрительными возгласами и аплодисментами. Сенсации не случилось: все кому надо было выступить и занять призовое место - это выполнили. После выступлений было объявлено, чтобы присутствующие в зале не расходились. Мол, ожидается ещё что-то. Потянулись минуты ожидания. Чего только?

Неожиданно, на сцене появляется высокий, крепкого телосложения человек и быстрой походкой проходит к микрофону в центре. Я не верю своим глазам. Перед нами – небожитель! Заслуженный мастер спорта, олимпийский чемпион Олимпиады в Риме 1960 года, многократный чемпион мира по штанге в тяжёлом весе Юрий Петрович Власов. Писатель, интеллектуал и выдающийся спортсмен. Без предварительного вступления, с видимым волнением, он обратился к залу: “Я только что с заседания правительства.   Правительством СССР принято решение об образовании в нашей стране Федерации атлетической гимнастики. Я назначен председателем Федерации. Секретарём Федерации утверждён Юрий Тамарлаков. Поздравляю вас, друзья, с долгожданным событием в истории нашего спорта!"

Гром аплодисментов и радостных криков одобрения разорвали тишину зала. Свершилось!


Рецензии