Баба Аня
Старикам везде у нас почет»
Сегодня бабушке Ане – 90 лет! Редкий человек, проживши почти век, остается в здравом уме и физическом благополучии. А наша Анна Григорьевна радует нас и тем, и другим.
Ее маленькая однокомнатная квартирка всегда прибрана : чистота на кухне, на окнах полыхают ее любимые герани, по старому обычаю заправлена постель – и в изголовье, и в ногах лежат большие подушки, прикрытые тюлевыми накидками, на ковре и деревенских половичках ни пылинки. И все это -дело ее рук. Помощниц нет . Говорит, что пока справляется сама.
Дочь, которая заботилась о маме, умерла два года назад, сын – в инвалидной коляске. Муж покоится уже десять лет. Вот и доживает баба Аня одна.
Сегодня особый день. Юбилей! Суетится бабушка. Печет, варит. Благо, что не растеряла еще свои поварские способности : ведь столько лет отработала в столовой. Никого не приглашала, да все равно кто-то заглянет. Вот и набралось за маленький стол девять человек. Но, как говорится, в тесноте да не в обиде. Принесли букеты, торты (ох, и сладкоежка наша бабушка!), подарки. Да и стол помогли деликатесами украсить.
Довольна юбилярша. Вместе со всеми опрокинула она рюмочку водочки (признает только ее) за свой юбилей. Прослушала много хороших слов от гостей и родственников в свой адрес. Да разве можно было за это малое время за столом сказать о том, сколько добра сделала эта женщина и сколько хлебнула она горя…
- 2 -
А горя-то , выпавшего на ее долю, как и на большинство ее ровесников, никакой мерой не измерить. Война застала ее тринадцатилетней в Пензенской области, селе Ильинке. Колхоз (около ста дворов) носил громкое название «Победа». Ценой больших лишений, голода и непосильного труда ковалась победа в страшной войне.
В тринадцать лет Ане пришлось работать в колхозе наравне со взрослыми. Летом работали с утра до ночи. В страду девочка работала на комбайне, выбрасывала вилами солому из копнителя. Урожаи были хорошими. Соломы было много. Но не только соломы и зерна было много, да по ночам все зерно из колхоза увозили. За лето получалось заработать не более 50 кг (ячмень, рожь, пшеница), так что и молотить было нечего. И это немногое нужно было дотянуть хотя бы до нового года. А там – как бог даст. Денег не платили ни копейки.
С наступлением зимы людей посылали на заготовку леса. Давали одну лошадь, сани нагружали сеном. Под сено клали картошку, пшено, масло, сахар, хлеб . В сильные холода картошка и хлеб замерзали. Картошка превращалась в месиво, а хлеб крошился . До леса добирались двое суток, т.к. люди шли за лошадью пешком. День был короткий, поэтому приходилось проситься на постой в попутной деревне. Спали на соломе не раздеваясь. На следующий день добирались до места лесоповала.
Жили , пока не кончатся продукты. Варили суп из одной пшенки, когда картофель замерзал. Старались протянуть две недели. На работу ходили в лаптях по глубокому снегу. Валенки не годились : они были бы полны снега. Девушки и женщины обматывали для тепла мерзнущие колени платками, а приходя после работы , не могли отогреть покрасневшие от мороза голяшки.
Десятник отмечал деревья, которые нужно спилить, ставил два кола, между которыми клали напиленные по метру стволы : так было удобно считать кубометры. Пилили ручной пилой. Двое пилят, третий обрубает сучки.
После двухнедельной изнурительной работы возвращались домой. В лес прибывала новая смена тоже на две недели. Две недели работы , две недели отдыха. И так всю зиму до весенних полевых работ.
- 3 -
Еще один небольшой срез из биографии мужественной русской женщины, перенесшей все возможные и невозможные тяготы военных и послевоенных лет.
1954 год. Анна Григорьевна – одна из тех, кто ступил на землю мало кому известного села Сайгатка Пермской области, чтобы построить Воткинскую ГЭС.
( Интересно, что место самой будущей ГЭС определил еще в начале века В.И. Ленин в своем плане ГОЭЛРО. Это – Среднекамская ГЭС. ) В наше время рассматривалось два варианта. По одному из них город должен быть расположен на левом берегу, в Пермской области. По другому – на правом, в Удмуртии. Только весной 1955 года было принято окончательное решение - принять левобережный вариант.
В это историческое время Иван Иванович Аниськов, муж Анны Григорьевны, будучи экскаваторщиком, прибыл на строительство Воткинского гидроузла с Камской ГЭС переводом.
Шесть семей со всем скарбом прибыли поездом в деревню Кварса (Удмуртия), где построили для себя барак, но плохо его утеплили, не успели засыпать завалины землей. Еле перекоротали зиму. Матрасы то замерзали, то оттаивали. Люди простывали и болели. После принятия решения о левобережном варианте первостроители перебрались на пермский берег Камы, где осели окончательно и начали строить новый город. Снова строили бараки, столовую, клуб.
Анна Григорьевна работала учетчиком на котловане строящейся ГЭС. Сопровождала и учитывала рейсы машин. Потом перешла в бригаду, работавшую в три смены. Строили дороги. Машины подвозили грунт, ссыпали его, а женщины разравнивали его по дороге. А когда была построена столовая, Анна Григорьевна стала работать поваром, где и трудилась четверть века. Трудовой стаж ее – сорок пять лет.
- 4 -
Дорогая Анна Григорьевна! Сегодня Ваш такой знаменательный юбилей. Не каждому дано пройти столь долгий жизненный путь и пройти его так достойно. Примите от всех Ваших знакомых, жильцов нашего большого дома и не только нашего, самые искренние поздравления с 90-летием! Продолжайте удивлять нас своей бодростью, доброжелательностью и неистребимым желанием помочь каждому нуждающемуся. Давайте вместе доживем до Вашего 100-летнего юбилея.
P.S.
Очень обидно, что Ваш юбилей, дорогая Анна Григорьевна, не был даже замечен ни ветеранским советом, ни руководством города. А ведь таких, как Вы, приехавших строить ГЭС и новый город на безлюдном пустыре, осталось столько, что хватит, наверно , пальцев на одной руке.
Пришел, правда, представитель от Соц. защиты и принес большой конверт с открыткой от «самого Путина» и книгу выпуска 2005 г. «Чайковский – город нашей мечты» . Неплохая книга, да ведь Вам дарили ее уже один раз несколько лет назад , чествуя первостроителей. Зато теперь их у Вас две. Книг напечатано много, так что ждите еще один экземпляр на 95-летие… Обидно.
А ведь Вы, действительно, верили, что строите «город нашей мечты».
Нет города нашего краше.
Забота о людях видна :
За старость "счастливую" нашу
Спасибо, родная страна!
Свидетельство о публикации №218110301337
С теплом,
Татьяна Самань 29.10.2024 07:59 Заявить о нарушении