Немножко мистики

Поскольку выходной вечер и в новости уже явно не успеют ляпнуть для обсуждения какое-нибудь очередное позорище - подкину-ка я трохи мистики для поддержания недели Хэллоуина. Вот вам химерный лонгрид про тайную жизнь города Львова, про его древних журналистов и немножко про меня.

Среди множества знаковых львовских достопримечательностей есть место очень своеобразное, после посещения которого несколько дней чувствуешь хвост странной энергетики и противоречивых эмоций. Это - Лычаковский цвинтар, один из самых известных некрополей Восточной Европы. Не просто старое кладбище, не просто потрясающее собрание нескольких веков скорбной скульптуры и архитектуры, а реально город мертвых. Как точно написал однажды по другому поводу Евгений Шестаков - жизнь не жизнь, но какое-то движение там явно происходит. Там одних легенд столько, что, бродя тихими замшелыми аллеями Лычакова, чувствуешь, что они на тебя смотрят и, может быть, даже обсуждают... Легенды, в смысле, смотрят и обсуждают, а не то, что вы уже подумали. О том, что подумали, будет дальше. А пока краткое знакомство - идешь, я говорю, по стертой брукивке и ступеням среди потемневших фигур и склепов, и смотришь воочию на то, о чем читал раньше. И думаешь тихонько, шоб не услышали: не, тут, конечно, красиво очень и атмосферно, но ночью сюда... танунафиг, каким варьятом надо быть, чтоб лезть сюда ночью. А ведь ходят, и довольно много - администрация Лычакова с этим боролась-боролась, но еще лет десять назад плюнула и приняла свежее решение: да хрен с вами, идите! 100 гривен за вход вместо дневных 10, и вперед - на свой страх и риск. Поиск и вывоз тел будет только поутру. И прикиньте - школоты и сатанюг после этого почему-то резко поубавилось, разве что маньяки, но им самим с собой неинтересно.
Да зачем ноги в темноте ломать, если впечатлений и днем по самую плешь, к тому же все хорошо видно вплоть до хитрых малюсеньких желобков в глазах скульптур - в них за ночь скапливается роса и скульптуры потом будто плачут, в первый раз от этого зрелища пробирает до души.
А вот, смотрите - в этом склепе когда-то нашли клад. В этот бомба во время войны упала, прямо в маковку - и не взорвалась. Там цепями по ночам кто-то гремит раза два в неделю. В этом... ой, в этом такое, что ну его совсем, не вникайте, проходим мимо быстро и не оглядываясь. Лучше вот - здесь лежит актриса, которая настолько гениально вживалась в роли, что умерла прямо на сцене, когда ей надо было сыграть умершую. Да, вот прямо так, такие раньше были люди в театре.
Здесь история трагической любви круче "Юноны и Авось", весь город знает и уже сто лет сочувствует. А тут рядом два друга-поляка лежат, ветераны наполеоновской армии. В них чего легендарного? Да ничего, собственно, только один из друзей прожил 106 лет, а второй вообще 112. А вот еще интересно - гробница армянского епископа. Армян во Львове раньше, до 20го века, всегда было много, собор армянский и сейчас в самом центре. И вот когда-то настоятель собора Самвел занемог сильно и понял, что всё, жизнь показывает стоп-сигнал, пора ваять памятник. И заказал, и сваяли. И так епископу памятник этот понравился, что он от удовольствия выздоровел и прожил еще лет двадцать. Потом под него же и лег, ага. Видите, какой довольный на надгробье? Дай ему Бог здоровья там, где он сейчас.
... Ладно, хватит про лежащих, переходим к двигающимся. Году эдак в 1913, как раз осенью, шел тут неподалеку домой репортеришка городской газеты. То ли в редакции аврал был, то ли в кнайпе засиделся за пивом - шел хорошо так к полночи. И увидел, что прогуливается по улице Мечникова одинокая дама в темном, при шляпе с вуалью. Фигурой вроде ничего. Ну не проходить же мимо по пустой улице - пошел на подкат. Спозвольте, мол, причепиться и узнать, шо такая пышная пани делает в одиночку в столь мерзкий час и не соблаговолит ли, не в обиду будь сказано, оказать честь в мою скромную халупу на палку чая. Дама, однако, сразу дала понять, что она не такая и не с села вчера приехала, так что сексу не будет, а вот сопроводить погуляться в общем направлении можно, ежели не будете лезть корявками к вуали и вообще проявлять телесный интерес. Видимо, парень был все-таки обаятельным и разговорчивым.
В общем, так погулялись они часок-другой туда-сюда, рассказал он ей новости политики, науки и культуры, побеседовали в удовольствие - а тут цок-цок-цок, и пролетка подкатывает (напоминаю, 1913 год). С верхом и при кучере. Кто бы мог подумать - всё строго черное. И дама говорит: спасибо, пане, за прекрасную прогулку, давно не общалась с таким приятным человеком, но мне уже пора, вот это за мной. К себе, пардоньте, не приглашаю, бо вам туда еще очень рано. Но может быть, когда-нибудь увидимся.
Влезла в экипаж и покатила. А окрыленный надеждой журналер вспомнил, что даже имени не спросил - и за пролеткой бегом. Та за угол свернула, он следом выскакивает - и видит, что заезжает экипаж аккурат в ворота Лычаковского цвинтера. Тут только и стало доходить, что у кучера-то морды вроде не было совсем, темнота одна, да и вуаль у пани как-то очень уж внутрь колыхалась свободно...
Ну журналист - он и во Львове журналист: пошел хряпнул дома горилки от впечатлений, а утром припер в газету готовый материал о своем странном променаде. И что вы себе думаете? Когда газета вышла, в редакцию пошли письма, что эта дама там по улице Мечникова гуляет ночью неоднократно и видели её многие, только подходить боялись, бо ну понятно же, что не от хорошей благовоспитанной жизни будет женщина в черном по ночам ходить возле кладбища!
Такая вот получилась тогда история. Надо сказать, парень-то еще долго пытался застать свою знакомую вновь (небось, интервью хотел сенсационное, падло, об особенностях загробной жизни). Но как-то не случилось, а потом началась Первая мировая и вообще стало не до того. О дальнейшей судьбе репортера сведений не сохранилось.
...Теперь вы меня, возможно, спросите, каким боком я-то ко всему этому, раз было анонсировано в начале. Да я-то всё это собрал по макухам в Интернете - а где ж еще? - когда готовился к первой своей поездке во Львов. Во Львове же, чтоб по максимуму использовать краткое время новогодних каникул, взяли мы индивидуального гида, и милая дивчина Ярина два дня обстоятельно водила нас по всем интересным местам города. И когда были на Лычакове, я её спросил, где тут улица Мечникова. Ярина направление показала и удивилась - а вам нащо? Ну так интересно же, где по ночам ходит "дама с улицы Мечникова"... Ярина еще больше удивилась и заинтересовалась - а расскажите, мол, шо за дама, что-то я не припомню такой легенды. Ну я и начал излагать почерпнутое в сетевых анналах...
Но уже через минуту Ярина рассмеялась:
- Аааа, то вы про пани Стефу? Она вон там ходит, не здесь. А я-то думаю, шо за дама с улицы Мечникова...
И рассказала нам вместо интернетной версии именно то, что я вам передал сейчас. Я-то читал почти совсем другое...
В общем, дама в наличии до сих пор. Гуляет не то чтоб часто, но несколько раз в год появляется. Может, и журналера своего знакомого все еще ищет - время ведь для обитателей Лычаковского цвинтара наверняка идет иначе...

Надобранич. Не ложитесь на краю.

П.С. про имя дамы я не уверен, просто не помню. Если кто знает - прошу уточнить.


Рецензии
Ну, напужали вы на сон грядущий! Думаю, в старых городах еще и не такое бывает!

Ирина Некрасова   18.05.2019 10:59     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.