Формула всего. Глава II

Глава II

Спустя годы каждый из них разлетелся кто куда. Но если быть точнее разлетелся только Дима, а Паша и Женя продолжили жить на своей малой родине. Дима пытался поступить в МГУ. Он подал документы в МГУ. И в ответ пришло письмо, что его готовы принять на физический факультет, при условии, что он пройдёт экзамен внутри факультета. И тогда-то Дмитрий и узнал, что есть уважение к труду. Сергей Васильевич среди всех поступающих приметил его. У Сергея Васильевича  не возникали вопросы к его решениям и логическим рассуждениям. Он прошёл любимую проверку Сергея Васильевича. Ответить на вопрос пока сыпется песок в песочных часах. Дмитрий не растерялся при ответе и не стал пытаться что-то тараторить. И о нём могло лишь сложиться впечатление, что он точно знает как распределить время и с чего надо начать логику для ответа. Дмитрий на всю жизнь запомнил, как Сергей Васильевич после экзамена спросил, как его зовут. От удивления и одновременно радости он подал руку профессору.
- Не стоит, молодой человек. Мне просто интересно как вас зовут, и как я могу с вами связаться.
Дмитрий сказал все свои данные, и Сергей Васильевич остановил его, когда он уже перешёл на другую тему, и начал говорить, из какого он рода.
- Так, остановитесь. Всё, что мне надо я уже узнал. Сергей Васильевич молча, повернулся и пошёл дальше. Диме было очень приятно, что сам профессор университета хотел узнать, как с ним связаться. И поэтому он испытал большую боль, когда не увидел своего имени в списке поступающих. Дима до того расстроился, что не помнил как дошёл до общежития, в которое его временно поселили, пока не закончились экзамены. В ту ночь Дима тихо плакал под одеялом. И старался плакать так тихо, чтобы его соседи по комнате не слышали. В ту ночь он  даже не знал, от чего больше грустно, то ли от неоправданных надежд, то ли от разочарования в «городе возможностей».
«Вот так потом и верь всем этим доброжелательным профессорам. Ну да шут с ним, что в МГУ не поступлю. Придётся вернуться на родину. Хотя, с другой стороны хоть на столицу посмотрел. Ладно, парень, возьми себя в руки. Выучишься в местном университете. Там же найду работу». Дмитрию стала тошна эта мысль. И она лишь усилила грусть от происходящего. «И ладно если бы я бездельником был, или что уж там, неправильно бы на вопросы ответил или другими заданиями не справился. Что б меня. Столько лет, столько лет. И всё! Всё!! Коту под хвост» Снова подумал Дмитрий. Он с горечью представил, что ему придётся ещё год прожить на малой родине, готовясь поступить, и это ещё в лучшем случае. Более всего Дмитрию была ненавистна мысль, что ему придётся служить в советской «доблестной армии». Вот что для него было куда хуже, чем осознания того, что год его жизни уйдёт в никуда – бесполезные 2 года его жизни пройдут в армии. Он уже в своём воображении изобразил как ему придётся выполнять команды необразованных командиров, где его идеи и мысли. все будут полностью безразличны.
Однако на следующий же день всех абитуриентов снова собрали. Как Дмитрий позже узнал, с инициативы Сергея Васильевича было проведено повторное тестирование, в ходе которого бюджетные места потеряли дети высокопоставленных чиновников. Но вот, что, ни Дмитрий, ни другие абитуриенты никогда не узнали, так это с каким упорством Сергей Васильевич просил сделать переэкзаменовку. Какие только аргументы и угрозы не сыпались. Но всё же Сергей Васильевич кровью и потом добился правды. А когда выгнали с вакантных мест абитуриентов с блатом, то нашёлся шанс для юного дарования и других, не менее способных людей, понравившихся Сергею Васильевичу.
Проучился Дмитрий хорошо и под началом Сергея Васильевича написал диплом, а позже диссертацию, которую он также защитил. И успешно выпустился из университета. Стоит ещё раз остановиться на личности Сергея Васильевича. Он был человеком преклонного возраста но, несмотря на старость, один лишь его взгляд изображал вечную заинтересованность и какое-то стремление. И он постоянно был в своих мыслях. И когда он был задумчив, то мог забыть всё что угодно. Дмитрий вывесил себе табличку, на которой он красивым каллиграфическим почерком написал жизненный лозунг; «Надо быть не солнцем, что затмевает все звёзды вокруг, а надо быть полярной звездой, которая своим светом даёт правильный путь заблудшим  путникам». И по факту Сергей Васильевич таковым и был. И за это как ни сложно догадаться его ненавидели и гноили многие его коллеги. И, наверное, по истории поступления Дмитрия в университет не сложно догадаться за что. Сергей Васильевич порой считал свою жизнь скучной. Москва город большой и детей здесь много, поэтому учить уже умных детей было легко. И он хотел учить детей в слабых районах России, как правило, с низкой плотностью населения, и искал он среди тех районов, которые регулярно из года в год не попадают на всероссийские олимпиады, московские конференции и конкурсы по физике. И не только по физике. Эта идея была для него той ещё занозой, которую легко подцепить и невозможно вытащить. И он постоянно собирался поехать давать образование то в Салехард, то в Нарьян-Мар. Но малое население, как, ни странно отталкивало его, и он долго искал подходящий регион и все относились к его идее скептично и даже как-будто к детской забаве. И всё-таки он собрал большую часть своих бывших студентов, которые поддержали его идею. Он назвал эту идею «Восточная российская академия физических наук». Это был пасмурный день. Сергей Васильевич пришёл к Дмитрию. Он снял и повесил свой плащ в коридоре и прошёл на кухню за своим бывшим студентом.
- Я слышал, тебе всё-таки понравилось готовить детей к олимпиадам. Сказал Сергей Васильевич с крайней заинтересованностью и искренней старческой улыбкой на лице.
- Да, я чувствую, что это то дело, которому я бы хотел посвятить жизнь. И он бы продолжил, если бы Сергей Васильевич не поедал своим внимательным взглядом.
- Вы что-то от меня хотели, не так ли?
- Да, завари кофе, это будет долгий, но интересный разговор.
Дмитрий повернулся к плите. А Сергей Васильевич начал объяснять.
- Россия большая и к тому же красивая страна. И ты замечал, что большая часть гениев в России родились в западной части страны, а востока как-будто и вовсе не существует. Так вот ты, наверное, знаешь, что я давно хотел сделать научную базу на востоке. И знаешь, что самое интересное. Я считаю тебя одним из своим лучшим учеником, и поэтому я решил с тобой лично встретиться. Ты будешь моим помощником в этом деле.
- Идея, конечно, хорошая и интересная, но вы же понимаете, что это всё аренда помещения, это билеты, это, в конце концов, поиск заинтересованных людей и учеников.
- Об этом, по большей части не беспокойся, я нашёл людей, которых я учил и они живут там поблизости, я собрал необходимую сумму для билетов, и на всякий случай на два конца. Если что, я договорился об необходимой сумме для аренды помещений. Ну, Дима. Он похлопал его как старого друга по плечу.
- А почему именно я вам так нужен?
- Ты пока что единственный мой ученик, который имел большой успех в обучении школьников. С тех пор как ты закончил обучение за 4 года ты обучил 8 детей, которые стали победителями и призёрами всероссийской олимпиады по физике, победителями всероссийских конференций, и много ещё чего, но уж ни мне об этом говорить. У тебя явно есть умение, и как видно не хилое. Ты мне поможешь.
- Я вас в упор не понимаю, вы преподаватель в МГУ, разве вы не можете учить заинтересованных? Москва большой город, в котором живёт много детей, которых вы можете обучать. Чем вас жизнь здесь не устраивает?
- Это меня и не устраивает. Я преподаватель МГУ, мне некуда расти в стране. Здесь так много увлечённых, что их нужно буквально выбирать. И таким образом не додавать другим. Я хочу увлекать детей в науку с детства. И чтобы, кроме того, они не только ей увлекались, но и пользовались для дальнейшей жизни. Ты никогда не думал, почему так много людей переезжают в Петербург и Москву? Потому что получить хорошую жизнь в регионе, практически невозможно. Разве люди виноваты, что родились далеко от столицы?
- Но они, как вы выразились; не могут получить хорошей жизни не только из-за образования. Инфраструктура как таковая плохая, а если попытаться копнуть глубже, то проблему надо решать с верхов, и уже потом приниматься за отдельные регионы. И вы понимаете, что один вы ничего сделать не сможете!
- А, так вот в чём дело. Так, знаешь ли, один скажет; «да что я один могу», второй, третий. И если бы они объединились, то может быть и смогли, и потом я собрал необходимую базу людей. Ты их там будешь обучать методами преподавания, соглашайся уже!
Дмитрий немного встрепенулся. И удивлённо спросил у него;
- Вот только одно я не могу понять. Вам 69 лет. Куда это на старость лет тянет.
- Ты вроде бы учёный, а говоришь, извини меня, как торгаш с базара. Я никогда не остановлюсь. И даже тогда, когда я стану немощным стариком. И тебе ни кажется это лицемерием!
- Что именно?
- На стене у тебя табличка о том, что надо всем светить, чтобы показывать правильный путь, но когда речь заходит о том, чтобы его показывать ты скрываешься за тучами.
На несколько минут комната погрузилась в молчание. И были слышны лишь внешние звуки улиц. Они старались даже дышать не слышно, чтобы не нервировать друг друга. Но Сергей Васильевич начал первым.
- Турка закипела.
- Будете кофе? Спросил Дмитрий не столько ради кофе, сколько ради смягчения обстановки.
- Нет, спасибо.
Они ещё немного посидели в тишине. И лишь уходя Сергей Васильевич сказал, со всей болью, накопившейся за весь разговор.
- А я думал, ты всё-таки путеводная звезда для заблудившихся.


Рецензии