III-5 Сугдейцы
Мы еще оставались в городе, хотя он был разрушен. В центральной части города, в храме, куда мы зашли, были размещены изображения Евхаристии из святительского чина. На предалтарных столбах - Благовещения и Сретения, на южной и северной стенах - Рождество Христово и Пресвятая Богородица. Всё пространство притвора занимало изображение Страшного Суда. Еще в низу на стенах были изображения, которые рассказывали о жизни сугдейцев лучше, чем это мог бы сделать самый красноречивый человек. Один из рельефов изображал и строительство города: сотни фигур копали землю, а другие несли кирпичи, еще с помощью рычагов и канатов передвигают статую огромного бородатого человека. Рядом сцены битв на фоне гор.
- А что они делают с этим человеком? - показал Валияр на изображение лежащего мужчины, окруженного несколькими людьми.
- Идем отсюда, Велияр, - сказал Шапрут. - Каким надо быть зверем, чтобы сдирать с пленников бороду.
- И так они поступали со всеми врагами, кто носил бороду? - возмутился Велияр.
- О нет! - успокоил его Шапрут. - Сугдейцы не срывают бороды со своих, они сдирают только с врагов.
Напротив храма стояла большая библиотека, которая, судя по высоким стенам и колоннам в центре зала, служила еще и для торжественных собраний, приёмов, пиров. Мы вошли в одну из комнат, где увидели необычную дверь.
- Наверное, это ход в сокровищницу, - предположил Велияр.
- Что ж, проверим! - бросил Шапрут и вошел в темноту.
Вскоре мы оказались в огромном зале, все стены которого также были покрыты иконами: житие святого Стефана Исповедника, что было при царе Феодосии Адрамитене и святом патриархе Германе. Вот святой Стефан тайно от всех уходит из Царьграда и, придя в монастырь, принял там иноческое пострижение и подвизался в добродетелях. Там, возжелав безмолвнейшего жития, удалился из монастыря и, найдя уединенное никому не известное место, прожил там довольно долгое время, молясь Богу в посте и молитвах. В то время преставился епископ, который был в городе Сугдеи, и вот жители Сугдеи идут в Царьград к святейшему патриарху Герману, прося для Сугдеи епископа. Вот происходит рассуждение о поставлении епископа, явилось несогласие, так как одни желали одного, другие - другого. Сугдейцы же просили у не царя и не святейшего патриарха, а просили дать им епископа, могущего хорошо управлять церковью.
Вот к святому Герману ночью является Ангел Господень и ведет его в пустынное место, где живет избранник Божий Стефан: «его поставь епископом для Сугдеи, ибо он хорошо может пасти Христово стадо и привести еретиков к истинной вере». На этом кончаются изображение икон. …
- Затем мы вошли в зал, где стены были уставлены полками, доверху забитыми глиняными табличками, свитками и рукописями – знаниями древних ученых, которые они собирали годами. – Продолжал свой рассказ Шапрут.
- А вот и сокровищница! - радостно произнес Велияр.
Шапрут наклонился к перевернутому ящику, валявшемуся на полу, и достал из него глиняную табличку. Несколько мгновений он вчитывался в нее и потом, повернув лицо, скорее пропел, чем проговорил:
- Ты не ошибся, Велияр! Это сокровищница! Но не та, о которой ты думал. На этих полках тысячи книг, мудрость народов.
- Книги? - удивился Велияр. - Зачем сугдейцам, сдирающим бороды с пленников, книги?
Это библиотека не сугдейцецев. …
Согласно выводам, которые сделал советский этнограф-кавказовед, профессор, доктор исторических наук А. В. Гадло, руководивший Кавказской археолого-этнографической экспедицией ЛГУ - город был основан Аланами, предположительно в 212 году.
В Средние века, когда город называли Сугдея, Солдайя и Судак, его население росло за счет прибытия торговцев, купцов и ремесленников из разных стран, в том числе греков и итальянцев. В VI веке по приказу византийского императора Юстиниана I в Судаке была сооружена крепость. Памятник византийской литературы «Житие святого Стефана Сурожского» описывает взятие Сурожа в конце VIII или начале IX века русами.
…. Мы прошли коридор, соединяющий с другим залом. Этот епископ Стефан и правда святой. Изображения на стенах зала дают представление о первых святых этого города. Этот зал воплощает его Вторую и, как мне хочется думать, главную его страсть к наукам.
- Как же ты догадался? - удивился Шапрут.
- А можешь мне сказать, о чем написано в этих книгах? - спросил Велияр.
- Но для этого надо их прочитать! - заключил Шапрут. - У нас в Самандаре найдутся для этого ученые люди.
Из двери откуда они пришли потянуло дымом, назад пути не было. Кто-то поджег здание. В библиотеке должны быть запасные врата. Не теряя времени, мы кинулись бежать.
Несколько раз, не замечая выхода, мы пробегали по одному и тому же залу. А дым все усиливался. Уже трудно было дышать. Наконец, мы попали на кухню, увешанную тушами дичи. Здесь же Велияр открыл дверцу, встроенную в стену - это оказалась кладовка. Оттуда выскочил какой-то мальчишка, едва не сбив его с ног. Не раздумывая, мы бросились за ним, сообразив, что мальчишка знает выход.
http://www.proza.ru/2018/11/03/534
Свидетельство о публикации №218110300509
Шапрут умён: понимает ценность книг.
Жаль только, что, наверняка, большая часть этих глиняных сокровищ была погублена.
Со вздохом,
Элла Лякишева 30.04.2021 14:44 Заявить о нарушении
С уважением, Михаил.
Михаил Илекский 01.05.2021 09:47 Заявить о нарушении