III-5 Сугдейцы

 http://www.proza.ru/2018/11/03/472               
   


   Мы еще оставались в городе, хотя он был разрушен. В центральной части города, в храме,  куда мы зашли, были размещены изображения Евхаристии из святительского чина. На предалтарных столбах - Благовещения и Сретения, на южной и северной стенах - Рождество Христово и Пресвятая Богородица. Всё пространство притвора занимало изображение Страшного Суда. Еще в низу на стенах были изображения, которые рассказывали о жизни сугдейцев лучше, чем это мог бы сделать самый красноречивый человек. Один из рельефов изображал и строительство города: сотни фигур копали землю, а другие несли кирпичи, еще с помощью рычагов и канатов передвигают статую огромного бородатого человека. Рядом сцены битв на фоне гор.

   - А что они делают с этим человеком? - показал Валияр на изображение лежащего мужчины, окруженного несколькими людьми.

   - Идем отсюда, Велияр, - сказал Шапрут. - Каким надо быть зверем, чтобы сдирать с пленников бороду.

   - И так они поступали со всеми врагами, кто носил бороду? - возмутился Велияр.

   - О нет! - успокоил его Шапрут. - Сугдейцы не срывают бороды со своих, они сдирают только с врагов.

   Напротив храма стояла большая библиотека, которая, судя по высоким стенам и колоннам в центре зала, служила еще и для торжественных собраний, приёмов, пиров. Мы вошли в одну из комнат, где увидели необычную дверь.

   - Наверное, это ход в сокровищницу, - предположил Велияр.

   - Что ж, проверим! - бросил Шапрут и вошел в темноту.

   Вскоре мы оказались в огромном зале, все стены которого также были покрыты иконами: житие святого Стефана Исповедника, что было при царе Феодосии Адрамитене и святом патриархе Германе. Вот святой Стефан тайно от всех уходит из Царьграда и, придя в монастырь, принял там иноческое пострижение и подвизался в добродетелях. Там, возжелав безмолвнейшего жития, удалился из монастыря и, найдя уединенное никому не известное место, прожил там довольно долгое время, молясь Богу в посте и молитвах. В то время преставился епископ, который был в городе Сугдеи, и вот жители Сугдеи идут в Царьград к святейшему патриарху Герману, прося для Сугдеи епископа. Вот происходит рассуждение о поставлении епископа, явилось несогласие, так как одни желали одного, другие - другого. Сугдейцы же просили у не царя и не святейшего патриарха, а просили дать им епископа, могущего хорошо управлять церковью.

   Вот к святому Герману ночью является Ангел Господень и ведет его в пустынное место, где живет избранник Божий Стефан: «его поставь епископом для Сугдеи, ибо он хорошо может пасти Христово стадо и привести еретиков к истинной вере». На этом кончаются изображение икон. …

   - Затем  мы вошли в зал, где стены были уставлены полками, доверху забитыми глиняными табличками, свитками и рукописями – знаниями древних ученых, которые они собирали годами. – Продолжал свой рассказ Шапрут.

  - А вот и сокровищница! - радостно произнес Велияр.

   Шапрут наклонился к перевернутому ящику, валявшемуся на полу, и достал из него глиняную табличку. Несколько мгновений он вчитывался в нее и потом, повернув лицо, скорее пропел, чем проговорил:

   - Ты не ошибся, Велияр! Это сокровищница! Но не та, о которой ты думал. На этих полках тысячи книг, мудрость народов.

   - Книги? - удивился Велияр. - Зачем сугдейцам, сдирающим бороды с пленников, книги?

   Это библиотека не сугдейцецев. …

   Согласно выводам, которые сделал советский этнограф-кавказовед, профессор, доктор исторических наук А. В. Гадло, руководивший Кавказской археолого-этнографической экспедицией ЛГУ - город был основан Аланами, предположительно в 212 году.

 
   В Средние века, когда город называли Сугдея, Солдайя и Судак, его население росло за счет прибытия торговцев, купцов и ремесленников из разных стран, в том числе греков и итальянцев. В VI веке по приказу византийского императора Юстиниана I в Судаке была сооружена крепость. Памятник византийской литературы «Житие святого Стефана Сурожского» описывает взятие Сурожа в конце VIII или начале IX века русами.


   …. Мы прошли коридор, соединяющий с другим залом. Этот епископ Стефан и правда святой. Изображения на стенах зала дают представление о первых святых этого города. Этот зал воплощает его Вторую и, как мне хочется думать, главную его страсть к наукам.

   - Как же ты догадался? -  удивился Шапрут.

   - А можешь мне сказать, о чем написано в этих книгах? -  спросил Велияр.

   - Но для этого надо их прочитать! - заключил Шапрут. -  У нас в Самандаре найдутся для этого ученые люди.

   Из двери откуда они пришли потянуло дымом, назад пути не было. Кто-то поджег здание. В библиотеке должны быть запасные врата.  Не теряя времени, мы кинулись бежать.

   Несколько раз, не замечая выхода, мы пробегали по одному и тому же залу. А дым все усиливался. Уже трудно было дышать. Наконец, мы  попали на кухню, увешанную тушами дичи. Здесь же Велияр открыл дверцу,  встроенную в стену -  это оказалась кладовка. Оттуда выскочил какой-то мальчишка, едва не сбив его с ног. Не раздумывая, мы бросились за ним, сообразив, что мальчишка знает  выход.




http://www.proza.ru/2018/11/03/534


Рецензии
Спасибо,Михаил, за экскурсию по Сугдейскому (сурожскому) Храму.
Шапрут умён: понимает ценность книг.
Жаль только, что, наверняка, большая часть этих глиняных сокровищ была погублена.
Со вздохом,

Элла Лякишева   30.04.2021 14:44     Заявить о нарушении
Элла, спасибо! Вы как всегда внимательны к моим работам....
С уважением, Михаил.

Михаил Илекский   01.05.2021 09:47   Заявить о нарушении