Как я учился на старшего бурового мастера

 

Шел одна тысяча восемьдесят шестой год, я уже почти девять лет проработал в геологоразведке на буровой. Рабочая жизнь моя в геологии начиналась в качестве компрессорщика компрессорной станции, затем меня перевели на буровую стационарную установку в качестве помощника бурильщика, получив на то моё согласие. Работа была интересная но и довольно тяжёлая, рабочий люд на буровых часто менялся, но это в основ касалось помощников бурильщика. Бурильщики были людьми сильными и выносливыми и давно уже привыкшие к такой беспокойной жизни в геологоразведки и не лишённые того душевного романтизма присущего геологам. Я с полным на то правом причисляю буровой люд к геологии, ведь в конечном итоге они являются тем заканчивающим звеном в поисковых работах, кто окончательно ставит точку в результате поиска всей огромной экспедиции и от них зависит будет ли в том месте где они бурят по картам геологов, открыто производство по добыче руд, или нет. Я ни когда не задавался вопросом почему я работаю именно здесь на буровой для меня, это было вполне естественно. Скорее всего это было у меня в крови. Мать моя совсем ещё молодой девушкой попала в геологию радисткой, и начинала свой трудовой путь в Пермских глухих лесах радисткой в поисковой партии. Где она и познакомилась с моим будущим отцом работающим на поисковой драге сварщиком. Драга это плавучее средство которое ходит по рекам и добывает золото доставая его со дна реки.  Я же рос на книжках напичканных приключениями геологоразведочной романтикой и моя любимая песня была про геологов. Помню. Мы с матерью много разъезжали по гостям когда она получала свой очередной отпуск, это конечно было летом. Ехали обычно поездом, я залезал на вторую полку и высунув голову в окно смотрел на наши бесконечные уральские степи и уральские леса чарующие меня необычной своей мощью и жизненностью и манящие своей тайной и красотой. Я смотрел на проносившиеся мимо меня меняющиеся пейзажи и чувствовал какую-то не обычную внутреннюю эйфорию, и я не произвольно начинал петь. Мальчишка я был голосом одарённым и пассажиры никогда не одним словом не воспротивились тому что я пою. А, я пел высунув голову в окно песню про геологов « Ты уехала в знойные степи, Я ушёл на разведку в тайгу».  Прошло как я уже говорил около девяти лет в моей буровой жизни, работали мы заездами по четыре дня. Я уже успел стать ударником коммунистического труда выполнив свою личную пятилетку по бурению за три года, работая уже в качестве бурильщика, за это время у меня сменилось такое количество помощников, что я не могу сейчас всех просто вспомнить. Среди нас буровиков ходила такая история то ли это было на самом деле так то ли выдуманная. Но по моему опыту работы на буровой я склоняюсь к мысли что это так когда-то и было.  Однажды один человек прочитав объявление в газете, о том, на буровую установку требуется помощник бурового мастера. Прочитав это объявление и решив, что это ему подходит быть помощником у мастера, то есть помогать руководить работами среди подчинённых, он устраивается в отделе кадров на эту работу. Но вся суть этой истории заключается в том, Что раньше ещё до моего появления на буровых, бурильщик -рабочий назывался буровым мастером. А помощник бурильщика -помощником бурового мастера. И на рабочем месте было всего два человека в смену, буровой мастер и помощник бурового мастера которые и выполняли по бурению и остальную работу которую надо было осуществлять для бурения скважин. Так вот привозят этого нового человека на буровую установку в степи высаживают возле буровой двух человек приехавших на смену и двух забирают отработавших смену. Вахтовый автомобиль уезжает. Новый человек устроившийся помощником мастера, спрашивает, а где люди, буровой мастер отвечает: - Ты, да я вот и всё. Новый человек одет в новую спецовку и в новых кирзовых сапогах, спрашивает а что мы будем делать. Глубина скважины была где то метров шестьсот семьсот, и предыдущая смена не успела поднять снаряд на гора оставив его на забое, что в принципе на таких глубинах не вызывало осложнение у буровиков при передаче смены. Буровой мастер рассказал помощнику бурового мастера что тот должен делать. Работа помощника бурового мастера как он тогда назывался заключалась в следующем,  если бурение законченно керн в колонковой трубе заполнен до отказа, или сработалась коронка для бурения на колонковой трубе. То рабочий снаряд надо было поднимать из земли на верх по очереди откручивая одну рабочую штангу от другой и выставляя их в специальную корзину стоящую рядом с местом работ в буровой. На штангу одевался наголовник, на него цеплялся элеватор и при помощи крутящейся лебёдки на станке снаряд поднимался наверх и одна штанга отделялась от другой и ставилась в корзину. Поднималось для скорости работ по три скрученных штанги, высота буровой вышки позволяла это делать. Так вот, новый рабочий открутил первую поднятую штангу,  и стал ставить её в корзину, при этом с открученной штанги полился остаточный буровой раствор на основе смеси охлаждающей эмульсии воды и глины. Естественно новые сапоги рабочего были забрызганы рабочим раствором. Он взял обтирочную ветошь, ( если кто не знает, что такое ветошь, объясняю, это куски оборванных тканей которыми запасается любое предприятие для обтирочных работ на своём производстве получая их со швейных фабрик и пошивочных мастерских), и протёр сапоги. Потом взялся за другую штанги и всё повторилось снова. Поставив штангу в корзину, он протёр сапоги смотря на терпеливо ожидающего мастера и наблюдающего за его качеством работ, и спросил: - Сколько внизу ещё таких спичек? Буровой мастер ответил: - Ещё примерно тридцать штук. Новый рабочий снимая рукавицы проговорил: - Плевал я на вашу разведённую грязь и с тех пор его больше на буровой не видели. Для чего я поведал об этом случае, я просто хотел подчеркнуть то, что на буровой работа была очень тяжёлая и грязная и случайных людей на них не было, а если и появлялись то их хватало на месяц не больше.  Время шло старые буровые мастера уходили на пенсию и их надо было кем то менять. В то время названия поменялись и Старший буровой мастер отвечал за буровую вышку за людей на ней которых было восемь человек по четыре человека в заезде. На смене были бурильщик и его помощник, и если по окончанию работ на скважине нужно было перевозить буровую установку на другую точку то естественно Старший мастер всегда присутствовал при этом. Начальник партии вызвал меня в контору для разговора и предложил мне отучится в школе Буровых мастеров и возглавить одну из буровых установок на что я согласился. Нас со всей экспедиции я имею ввиду нашу геологоразведочную экспедицию к которой принадлежала наша поисковая партия, набралось пять человек. В экспедиции было несколько поисковых партий. Оформив все необходимые документы получив командировочные мы в середине лета отправились в дорогу. Одежда на нас была естественно летняя и мы не особо утруждали себя думками о будущем, хотя нам предстояла шести месячная учёба. Компания я вам скажу подобралась юморная, если честно сказать хмурых не весёлых геологов я видел довольно редко. Прибыли мы в посёлок Сылва Пермского района где находилась своя геологоразведочная экспедиция и на базе которой была организована школа буровых мастеров  для уральских экспедиций.  На второй день нашего приезда в школу начались занятия, которые были разделены на отдельные часы и занимались мы ровно семь часов. Изучали то что было необходимо для качественного производства
буровых работ и и правильного использования бурового оборудования ну и много чего сопутствующего. День наш был размерен и скучен если сказать правду. Мы мужики от тридцати до сорока годов где то в этом интервале отсидев семь часов в школе искали чем занять себя вечером. Естественно была карточная игра но с чаем тогда свирепствовал сухой закон и про пиво или там водку говорить не приходилось в этом заброшенном краю под названием Сылва. Да мы в принципе не стремились к этому потому как были заняты учёбой и понимали важность значения получения диплома мастера. Для поддержания тела в нормальном состоянии я каждый вечер делал не очень длинную пробежку по лесу знакомясь с местностью и каждый день увеличивая свой маршрут на несколько десятков метров. Кроме того я привёз с собой экспандер, экспандеры были и у других ребят но мой был особенный и на нём было десять резинок заместо пяти.  Растянуть его мог только я и ещё один культурист -штангист который тоже был среди нас учившихся в этой школе В основном здесь были ребята с центрального района Урала да нас ещё пять человек южноуральских затесалось между ними.  Почему у меня был такой экспандер я его сделал сам таким. Начинал я растягивать его с двух резинок и постепенно прибавлял по одной к уже имеющимся на нём и в конце концов их стало у меня десять на чём я и остановился. И с тех пор он у меня был с собой в какой бы командировки я не был. Ещё спасала нас ига в шашки и шахматы. Среди нас был один башкирин можно сказать чемпион по шашкам он всегда нас обыгрывал со счётом три ноль в его пользу. В шахматах же такого конкурента у нас не было и игра проходила можно сказать на равных с небольшим преимуществом того или иного игрока. Та проходили наши вечера в рабочем общежитии буровой школы, да ещё Сергей научил нас вязать шарфы и мы время от времени занимались вязанием, когда надоедали карты и шахматы и вели беседы под мелькание вязальных спиц. Но пришло время и наша летняя одежда стала не пригожей для наступающих холодов Урала, мы все срочно телеграфировали домой жёнам, чтобы они высылали нам тёплую одежду. А до того времени когда придут посылки с тёплой одеждой мы старались реже выходить на улицу, был уже конец ноября. Но я всё равно каждый день делал свои пробежки по лесу, и любовался величием уральских лесов и красавиц дачь, скорее напоминающие сказочные двухэтажные теремки из русских сказок. Наконец-то пришли посылки и мы в один из декабрьских дней пошли получать их на почту. Путь я вам скажу был приличный, а на улице минус сорок два, мы в своих осенних курточках и фуражках быстро перебирали ногами в сторону почты стараясь при этом не разговаривать и потирали свои уши. И вот мы в пятером вваливаемся на почту, У Сергея усы плотно были покрыты налётом изморози и красные от мороза щёки, мы тоже все краснощёкие и поглаживающие свои уши направились к регистрационной стойке за которой сидели три девушки.  И вдруг Сергей на полном серьёзе выдаёт. - Девушки у меня есть предложение, Меняю итальянские плавки на ватные трусы! Они сперва не понимающе посмотрели на Сергея, а потом на нас и вдруг все разом громко начали смеяться, а что говорить мы были похожи на немцев взятых в плен и нормально обмороженных русской зимой.
Ну тут уж и мы не удержались и смеялись вместе с девушкам почти до слёз. Благополучно получив свои посылки мы тут же их распечатали и приоделись.  На улицу мы уже выходили в зимней тёплой одежде, а девушки всё ещё посмеивались нам вслед. Подошло время нового Года и у нас появился шанс съездить домой так, как у нас оказалось несколько свободных дней. Купив билеты на поезд из Перми до Оренбурга мы поздним вечером заняли свои места в вагоне и немного ещё поговорив легли спасть. Сквозь сон я чувствовал как колёса постукивали на стыках и я ожидал себя утром увидеть уже в Свердловске, но каково же было моё удивление когда я открыл глаза и прочитал на здании вокзала знакомое слово Пермь. Оказывается поезда не могли ехать слишком низкая была температура воздух подходила она к сорока четырём градусам по Цельсию, И чтобы поезд не примёрз к рельсам машинист поезда всё ночь поддёргивал его, а мне казалось что мы всю ночь ехали.  И где-то лишь к обеду поезд дав продолжительный гудок тронулся с места. В Свердловске нам надо было пересаживаться на другой поезд, так, как прямого сообщения не было, да ещё ждать надо было около двенадцати часов. Что уж только мы за это время не напридумывали в надежде быстрее скоротать время ожидания. Ходили в ресторан попробовали знаменитых уральских пельменей в горшочках, сразились с автоматами, оставив в них всю мелочь так и не найдя удачи в игре. В конце концов сели на лавки достали недовязанные шарфы и занялись вязанием, конечно же наше шоу не осталось не замеченным, женщины стали группироваться возле нас и тихо между собой общались обсуждая не обычную для глаз картину, сидят молодые мужики с двухдневной щетиной и молча вяжут шарфы не обращая ни на кого внимания. Это конечно же надо было видеть со стороны. То из одной группки женщин то из другой слышались тихие вздохи и слова — Да, нам бы таких мужиков. Пришло время и подали поезд сообщением Свердловск — Оренбург и мы заняв места отправились в сторону дома. Отпраздновав Новый год дома мы вернулись в Сылву доучиваться, ничего особенного за это время у нас не произошло и мы в марте благополучно здав экзамены и получив дипломы Старших мастеров бурения вернулись домой по своим геологоразведочным партиям продолжать работу.
                04.11.2018г.


Рецензии