Темпоритм

Есть один практический совет, помогающий душе ожить. Абсолютная безопасность позволяет попробовать его каждому.

Константин Сергеевич Станиславский ввёл в театральную педагогику понятие темпоритма. Речь о связи нашего внутреннего, эмоционального состояния, и скорости внешних действий, которые вполне объективны и видны каждому. Например, самый медленный темпоритм у человека, который засыпает. Максимально быстрый темпоритм – человек в неистовстве, на грани безумия. Соответственно, замедляя скорость физических действий – ходьба, речь, моргание, и так далее, мы успокаиваемся. И волнение уменьшается.

В те недавние времена, когда мировыми гегемонами были Франция и Англия, в моде была неспешность. Сегодняшняя мода уже американская – спешить, обгонять, всё делать на бегу. Конкуренция – кто быстрее.

Но на таких скоростях мы упускаем много интересного и важного. Ритм нас несёт, ритм нас заводит и выводит на уровень постоянной взволнованности.
Для души более удобный ритм – неспешный.

Наш обычный ритм, который кажется нам совершенно естественным, всё-таки несколько ускорен. Человек прошедших эпох тоже бывал в таком ритме, на непродолжительные периоды времени: охота, поединок, посев или сбор урожая. Всё остальное время скорость его движения непроизвольно ориентировалась на природу. Да и в описанные критические моменты действия могли быть без спешки, за исключением совсем редких моментов смертельной опасности.

А наш ритм определяется и настраивается взволнованным, приподнятым ритмом города, быстрой сменой сюжетов в средствах массовой информации. Общение с природой и настройка по её ритмам для нас – редкость. Вспомните, когда вы последний раз наблюдали, как плывут облака.*

Нас подгоняют сроки сдачи работы, планы, цели. Студентов гонит непомерно раздутый учебный план и сроки экзаменов. Разве что в детском саду нет спешки. Хотя, наверное, и там подгоняют детей – быстрее кушать, быстрее одеваться.
Те, кто действуют не спеша, подвергаются насмешкам. В соревновании на скорость, в котором они и не участвуют, им присваивают последние места. Обидные слова на этот счёт придуманы – отстающий, аутсайдер.
 
А ведь медленное действие заметно упрощает и облегчает нагрузку на наш чувствующий, воспринимающий и перерабатывающий информацию аппарат. Нам проще действовать чуть медленнее, чем мы привыкли. Получается, как в законе рычага – проигрываем в скорости, выигрываем в силе и мощности. Выигрываем в глубине понимания. Потому как на восприятие мира на быстрой скорости – это описывается полудетским выражением, «пролетел, как фанера над Парижем». Фырх-фырх-фырх, и ничего толком не заметил и не осознал.

Эта книга задумана как подсказка, чтобы приобретались (вспоминались) те навыки, которые были у каждого из нас в младенчестве и в детстве. Посмотрите на детей, как неспешно они действуют, как останавливаются, делают паузы. Даже перед тем, как улыбнуться, дитя всегда на короткое время как бы задумывается и замирает.
Давайте и мы сделаем паузу, отложим книгу и хотя бы день, хотя бы час попробуем делать всё неспешно.

Медленно.

* * *

И попутно заметим, что опять, мой читатель, мы возвращаемся к тому, о чём шла речь в начале книги. К созерцанию.

_____________________________
* Допускаю, что проблема эта существовала всегда: князь Андрей Болконский взглянул на облака, лишь будучи тяжело ранен и обездвижен на поле боя. А момент, когда он дал себе время посмотреть на «старый дуб, весь преображённый в лучах заходящего солнца», явился другим поворотным моментом в его мировосприятии. И в его жизни.

                Резонанс.
                …

                (конец книги)




Полный текст книги А. Абраамова "О душе и о внутреннем зрении" на сайте www.abraamov.ru


Рецензии
Александр, как раз я пример медлительности, порой ругаю себя за это, да,вообще, не умею ничего делать быстро.Всегда считала это недостатком.Как раз вчера, когда собирала малину, вспоминала подруг, которые за это время уже дважды бы собрали её.Да и плюс перекур, когда любовалась облаками, урожаем, зеленью посадок всех своих.Интересный взгляд.

Дианина Диана   07.08.2019 05:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.