Тантур и мальтийские рыцари

"..Они двинулись из Бейт-Эля; они еще не дошли до Эфраты, когда у Рахели начались схватки. Тяжелыми были ее роды.И [когда она страдала] в родовых тяготах, повитуха сказала ей: “Не бойся, у тебя еще [один] сын!” С последним вздохом, уже умирая, она назвала его Бен-Они, но отец назвал его Биньямин. Рахель умерла и была погребена на дороге в Эфрату (иначе — Бейт-Лехем)". (Берешит 35)

Здесь в этом месте все связано с гибелью праматери Рахель любимой жены Якова. На въезде в Вифлеем находится ее могила. Чуть поодаль на горе кибуц носящий ее имя. Единственный кибуц в муниципальных границах Иерусалима.

Мы же поднимемся на холм, где согласно преданию, настигла ее смерть. Место это называется Тантур, что переводится со староарабского как "вершина горы". Здесь в эпоху крестовых походов располагалось одно из отделений ордена Иоаннитов.

Орден Иоаннитов возник еще до начала эпохи крестовых походов. Т.е. ордена тогда еще как такового не было. Просто приходили на Святую Землю паломники, которые были измучены долгой дорогой. У многих было подорвано здоровье в результате многомесячного путешествия. Да и финансовые ресурсы у части из них были практически на исходе. Для того, чтобы хоть как-то облегчить пребывание паломников на Святой Земле, жители итальянского города Амальфи решили построить для них странноприимный дом и больницу. Они же сами стали прислуживать бедным странникам. А располагались эти здания на месте, которое ныне носит название Муристан. Находится оно практически рядом с Храмом Гроба Господня. Там же стояла одна из церквей, которая была освящена во имя Иоанна Крестителя. В честь нее орден получил свое второе название-Иоанниты. Первое свое название-Госпитальеры было дано членам ордена по роду их деятельности. Первым человеком, который возглавил орден Иоаннитов был Жерар. Кроме имени о нем, к сожалению, мало что известно.

После завоевания Иерусалима крестоносцами, первый король Иерусалимский Готфрид Бульонский пожертвовал на орден щедрую сумму денег. Его примеру последовали и другие рыцари. Постепенно слава Иоаннитов достигла Европы. В 1113 году Папа Пасхалий II дал разрешение на основание нового монашеского ордена.

Первый участок за пределами стен Иерусалима был дарован рыцарям королем Болдуином 1. Это был Тантур. На этом участке они отстроили больницу и странноприимный дом. Там же они возвели башню, которая носила название "Башня Якова и Эфраты". Название было дано в память о библейской истории связанной с этим местом. Остатки этой башни можно было видеть на территории холма вплоть до 19 в.

Впоследствии рыцари получили в дар и другие участки на Святой Земле, на Востоке и в Европе.

Изначально задачей ордена была помощь больным и нуждающимся. Бедных, больных людей рыцари Иоанниты почитали как господ и старались служить им.

После смерти Жерара магистром ордена был назначен Раймонд де Пюи. При нем орден Иоаннитов стал военным орденом (наподобие ордена Тамплиеров). Дело в том, что паломники в Иерусалиме постоянно подвергались нападению сарацинов. Чтобы защитить их Госпитальерам приходилось нанимать рыцарей, которые сопровождали паломников в пути. Со временем эти наемники стали требовать себе права равные с другими членами этого ордена. После этого Иоаннитам уже ничего другого не оставалось, как самим взять в руки оружие.

После поражения при Рогах Хиттинских и последующей сдачи Иерусалима все вооруженные рыцари и западные христиане должны были покинуть Святой город. И лишь членам ордена Иоаннитов Салах ад-Дин разрешил аж на целый год задержаться в уже мусульманском Иерусалиме, чтобы долечить всех своих раненных и больных. Дело в том, что именно к госпитальерам Салах ад-Дин питал особое уважение. Связанно это со следующей историей :

Однажды Салах ад-Дин, переодевшись, принял образ бедного и больного странника и проник в монастырь ордена Иоаннитов в Акре. Он был принят членами ордена. Среди Госпитальеров считалось, что лекарство от своей болезни пациенты должны увидеть во сне. Наутро Салах ад-Дин сказал, что ему приснилось, что излечить его сможет лишь сердце любимого коня, принадлежавшего главе монастыря Иоаннитов в Акре. Для любого рыцаря конь это спутник, друг, проверенный в боях и потерять его большая трагедия. Вместе с тем рыцари посовещались и решили пожертвовать конем ради здоровья странного и никому не известного путника.

За минуту до того, как конь был заколот, Салах ад-Дин попросил о встрече с глазу на глаз с главой монастыря Госпитальеров. Он сказал : "Да будет тебе известно, что я никто иной, как Салах ад-Дин. Мы стоим тут друг напротив друга. Я не вооружен и я целиком в твоей власти. Но я знаю, что мне не угрожает опасность. Люди, которые способны так заботиться о больных и раненых, никогда не изберут главой ордена того, кто нарушит законы гостеприимства и причинит вред странникам, посетившим его дом. Отныне и далее я всегда буду питать уважение к людям этого ордена ".

После потери Иерусалима центр ордена Иоаннитов переместился в Акру. Когда воины Байбарса разрушили все города на побережье принадлежавшие крестоносцам, орден оказался на Кипре, который они тоже со временем вынуждены были оставить, не в последнюю очередь, из-за размолвок между королем острова и магистром ордена Госпитальеров. Затем центр ордена переместился на Родос. Т.к. рыцари Госпитальеры представляли непосредственную угрозу Османской империи, турки этот остров завоевали. После семилетнего скитания людей ордена по Европе, Карл 5 даровал им остров Мальту. С тех пор орден Госпитальеров стали называть еще и Мальтийским.

Бернард граф Кабога родился в 1832 г. в знатной семье в республике Рагуза (Дубровник) в Даламации. На сегодняшний день это территория Хорватии. В то время Рагуза входила в состав Австрийской империи.

В молодости граф Кабога поступил на дипломатическую службу и был направлен в Венецию. В Венеции он столкнулся с представителями Мальтийского ордена и принял решение вступить в эту организацию. После войны между Австрией и Пруссией 1866 г., в которой Австрия потерпела поражение, она утратила контроль над Венецией и Кабога был отозван в Вену. В том же году его назначили консулом Австрии в Иерусалиме. Он стал четвертым австрийским консулом в городе после: Августа Ленка, Леопольда Вальхера и Йозефа графа Пицамано.

До того, как граф Кабога переехал в Иерусалим, мальтийские рыцари на протяжении порядка 10 лет пытались вернуться на Святую Землю и открыть там отделение своего ордена, которое должно было в первую очередь оказывать медицинскую помощь местному населению. Но, эти попытки натыкались на упорное сопротивление со стороны мусульман и христиан Востока. Т.к. в их коллективном сознании представители Мальтийского ордена 19 в. отождествлялись с крестоносцами, которые были ответственны за пролитие крови огромного количества людей. И хотя целью Мальтийского ордена в 19 в. было возвращение к своему первоначальному назначению: оказание помощи больным и страждущим, люди на Востоке боялись повторения Крестовых походов, и поэтому деятельность ордена не вызывала у них доверие.

Уже в первый год пребывания на Святой Земле Великий магистр Мальтийского ордена Александро Борджиа присвоил Кабоге статус Рыцаря справедливости. Дело в том, что на сегодняшний день члены Мальтийского ордена делятся на разные классы. Далеко не все представители этого ордена ведут монашеский образ жизни. Но, рыцари Справедливости все монахи. Перед тем, как принять этот почетный титул Рыцари справедливости дают обеты: бедности, целомудрия и послушания. Т.е. с одной стороны Кабога стал теперь монахом Мальтийского ордена, а с другой стороны он являлся консулом Австрийской империи в Иерусалиме.

Граф Кабога прилагал все усилия, чтобы основать отделение Мальтийского ордена на Святой земле, но помимо недовольства местного населения у него был еще один противник-французы и католический патриарх Валерга, который отстаивал интересы Франции.

И тут самое время поговорить об Австрийско-Французском противостоянии на Святой Земле в 19 в. Дело в том, что с 16 в. Франция выступала как держава покровительница всех католиков и всех католических учреждений на территории Османской империи. Вести такую политику ей позволяли специальные соглашения (капитуляции), заключенные между Францией и турками. Но, дело в том, что такие же соглашения с Османской империей со временем заключила и Австрия. Она мечтала реализовать свои права на Святой Земле в качестве покровительницы католиков на Востоке, но все эти попытки пресекались французами, или организациями, которые находились под французским покровительством.

Хочу напомнить читателям, что Австрия в 19 в. это не маленькая европейская страна, какой она является сегодня, а огромная империя на обломках которой возникли такие государства как: Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, Украина, Италия, Сербия, Хорватия, Румыния, Словения. После победы над Наполеоном Австрия играла лидирующую роль в Немецком союзе (тогда еще не было объединенной Германии). Австрия того времени была одной из ведущих Европейских держав.

Граф Кабога понимал, что отстроить больницу, принадлежащую Мальтийскому ордену в пределах Старого города ему не позволит в первую очередь католический патриарх Иерусалима Валерга. Иосиф Валерга был первым католическим патриархом Иерусалимским, вернувшимся в Святой город в 19-ом веке. http://www.proza.ru/2017/09/29/763

Валерга воспринимал любые попытки Кабоги создать отделение Мальтийского ордена в Иерусалиме, как попытку австрийцев посягнуть на французские права. Ведь при участии Кабоги покровительницей этого отделения ордена становилась Австрия.

И вот тогда-то Кабоге пришло в голову приобрести участок на Тантуре, месте связанном как с историей ордена, так и с библейскими событиями. Тантур располагался в некоторой удаленности от стен Старого города, что не позволяло Валерге так пристально следить за происходящем на этом холме. Кабога приобрел этот участок не будучи подданным Османской империи, что, как мы знаем, было запрещено законом. Возможно, в ход пошла взятка (бакшиш).

Граф Кабога расселил на Тантуре несколько мелких служащих своего консульства. Для себя он отстроил там однокомнатный домик, где предпочитал проводить время в жаркие летние месяцы. Но, развернуть полномасштабное строительство на холме ему мешало противодействие Валерги.

Примерно в это время граф Кабога удостоился неожиданной милости. Дело в том, что в 1869 г. Иерусалим посетил император Австро-Венгрии Франц Иосиф. Он стал первым из действующих европейских государей, посетивших Святой город после окончания эпохи Крестовых походов. Император заехал на Святую Землю по пути на церемонию торжественного открытия Суэтского канала. Он побывал и на Тантуре. Планы Кабоги нашли отклик в сердце государя и по возвращению в Европу он отправил щедрое пожертвование в пользу Тантура -50 000 франков.

И все же пока был жив Йосиф Валерга серьезные строительные работы на холме не велись. Валерга скончался 2 декабря 1872 г.

Перед тем, как новый патриарх Винченцо Бракко вступил в должность Великий магистр Мальтийского ордена Джованни Баттиста Чески а Санта Кроче направил на имя Папы римского письмо, в котором просил благословение на уже отстроенное в Тантуре здание, в пределах которого находилась и капелла. Необходимо было папское разрешение для проведения служб в этой капелле. В данном случае Папу намеренно ввели в заблуждение. Никакой капеллы,никого здания больницы пока на Тантуре не было. Благословение было получено. Оно было опубликовано вместе с признанием Винченцо Бракко патриархом Иерусалимским. Бракко понял, что при таком раскладе сопротивляться планам строительства на Тантуре стало намного сложнее.

Франц Иосиф обратился с просьбой к султану Османской империи, чтобы он дал разрешение на строительство на Тантуре и признал графа Кабогу владельцем этого места. Такое разрешение было получено, а в июне 1876 г. аптека и здание больницы открыли двери перед посетителями. Правда, руководство мальтийского ордена почему-то не поставило персонал для работы больницы из своих рядов и Кабоге пришлось решать эту проблему самому. Он обратился за помощью в конгрегацию бонифратов. Эта конгрегация была основана св. Иоанном Божьим в Гранаде в 1537 г. Бонифраты занимались в основном помощью больным и нуждающимся. Они были известны как прекрасные специалисты по уходу за больными. https://ru.wikipedia.org/…/%…

Несмотря на то, что одно из отделений конгрегации располагалось в Австрии, и Кабога просил прислать к нему людей именно из этих монахов, руководство конгрегации было вынуждено ответить ему отказом, т.к. лишних людей, чтобы отправить их в Иерусалим в этом отделении не было. Вместо них на Тантур прислали: аптекаря Отмара Майера, который родился в Баварии, но на данный момент проживал в Риме и двух монахов из Франции, Филипа Вагнера священника, который к тому-же был и врачом и эльзасца Фауста Эрхарда. Очень скоро бонифратам стало ясно, что Кабога, имевший достаточно сильный и волевой характер, хотел сам заведовать всеми делами на Тантуре. О том, чтобы допустить бонифратов к принятию каких-либо решений не могло быть и речи. Кроме того, Кабога дал им понять, что предпочел бы австрийский персонал, но за неимением оного вынужден был согласиться на представителей других стран. Естественно, бонифраты не смогли сработаться с Кабогой и через несколько месяцев оставили Тантур.

Мы сейчас уже не знаем, кем тогда Кабога заменил этих монахов, но госпиталь и аптека продолжали работать.

Граф Кабога скончался в 1882 г. от непродолжительной болезни. Было ему на тот момент около 50 лет. Согласно записям и публикациям того времени траурная процессия вышла из Яффских ворот и направилась к Тантуру. Возглавлял ее патриарх. В колоне шли так-же люди, которым на Тантуре была оказана медицинская помощь. Среди них были христиане, мусульмане и евреи. Несмотря на свой жесткий и авторитарный характер, Кабога до последних дней оставался верен идеалам Мальтийского ордена: помощь бедным и больным людям. В оказании этой помощи для него не имело значение, кто перед ним: христианин, мусульманин или иудей.

Согласно завещанию Кабоги его погребли в капелле на Тантуре. Впоследствии, когда Ватикан приобрел эту территорию, Кабогу перезахоронили в "Башне Якова и Эфраты". Эта башня была отстроена на месте средневековой в 19 в. Она была одним из любимых мест Кабоги на Тантуре.

Руководство Мальтийского ордена опять обратилось к конгрегации бонифратов с просьбой заняться обслуживанием больных на Тантуре. В конгрегации ответили согласием. На этот раз в Иерусалим прислали монахов из Граца.

Во время Первой мировой войны больница на Тантуре служила в качестве госпиталя для немецких и австрийских солдат. После окончания войны с установлением Британского мандата австрийцы были вынуждены покинуть Иерусалим. Тогда руководство Мальтийского ордена обратилось в конгрегацию Сестер Иосифа, у которой уже были отделения в Иерусалиме, с просьбой взять на себя заботу о территории на Тантуре. Мальтийцы высказали пожелание, что хотели бы вместо больницы устроить на этом месте санаторий. Сестры успешно справились с этой задачей. В 39 г. англичане окупировали Тантур и устроили там лагерь интернированных лиц для итальянских монахов.

После окончания Войны за Независимость Тантур оказался недалеко от Иордано-Израильской границы в Иорданской части. Какое-то время Тантур арендовали селизианцы.

В 1964 г. папа Павел 6, будучи к тому времени тяжело больным, воспользовался перерывом между заседаниями Второго ватиканского собора, чтобы совершить поездку на Святую Землю. Он стал первым из Пап Римских после Петра, который посетил святые места, где зарождалось христианство. Целью его поездки была встреча с патриархом Константинопольским Афинагором, который воспринимался в Ватикане, как глава всей православной церкви. Папа Павел 6 хотел попросить у патриарха прощение за страдания причиненные христианскому населению Востока во время эпохи Крестовых походов и постараться достичь примирения между Западной и Восточной церквями. Одним из результатов этой поездки стало постепенное установление дипломатических отношений между Ватиканом и государством Израиль.

В ходе этой поездки Папа решил перекупить Тантур у Мальтийцев и создать на этом месте экуменический институт. Мальтийцам пришлось передать большую часть территории Ватикану. За утраченную собственность ордену была выплачена компенсация. На эти деньги мальтийцы отстроили больницу в шахском Иране. Когда шаха скинули, новые власти эту больницу отобрали.

Тантур сейчас полностью перестроен. Все старые здания снесены и лишь башня "Якова и Эфраты", единственное, что осталось из построек 19 в., напоминает о событиях недавнего прошлого.


Рецензии