Хетты и Аххиява проблемы взаимоотношений

В 1924 году Э. Форрер предположил, что аххиявцы, упомянутые в хеттских текстах, в действительности были ахейцами Гомера, т. е. микенскими греками, но однозначной поддержки среди ученых его гиплтеза не нашла. Ученые прогреческого направления утверждают, что хетты и микенцы не могли не вступать в контакты в бассейне Эгейского моря и в Восточном Средиземноморье и, поэтому, сходство между названиями «ахейцы» и «аххиявцы» не случайно. Их оппоненты заявляли, что археологических свидетельств о подобном контакте слишком мало, тексты не содержат никаких данных о том, что Аххиява находилась за пределами Анатолии и, кроме того, с точки зрения филологии отождествлять «ахейцев» и «аххиявцев» невозможно. Э. Форрер заявил, что обнаружил упоминание о гомеровских греках и даже конкретных лицах: Андрей и Этеокл из Орхомена и Атрей из Микен. То, что он основывал свою гипотезу на неопубликованных источниках, не помешало некоторым ученым, включая А. Сейса, принять их. Видимо, сказалось доверие к нему, как ученому, которому удалось реконструировать полный перечень царей Хатти и как автору резюме языковой природы хеттского архива как целого из восьми языков. В 1927 году Й. Фридрих подверг теорию Форрера резкой критике, но нашлись и сторонники в лице Ф Зоммера, который в 1932 году в работе «Die Ahhijava – Urkunden” (Хеттские источники об Аххияве), в которой он предпринял анализ всех относящихся к вопросу материалов. Какие основные источники, в которых упоминается Аххиява известно исследователям?

1. Название Аххиява впервые упоминается во времена Суппилулиумы, который будто бы выслал туда какое-то лицо. Э. Форрер трактовал этот фрагмент, как факт высылки жены на ее родину, т.е предположил, что хеттский царь был женат на аххиявской принцессе. Подтвердить или опровергнуть этот факт невозможно, но то, что выслать кого-либо можно только в страну, гарантирующую его невозвращение, говорит, по мнению О. Герни, о наличии дружественных отношений между хеттами и Аххиявой.
 
Сомнительно, что высылка жены хеттского царя способствовала бы укреплению двусторонних отношений. Гарантией невозвращения высланного лица, скорее, являлся бы факт отъезда хеттской принцессы в Аххияву, или, что на мой взгляд более вероятно, отправка почетного заложника как гаранта соблюдения каких-либо договоренностей (в дальнейшем еще встретится подобная ситуация). В случае несоблюдения пунктов соглашения, этот человек пострадал бы в первую очередь.
 
2. Из анналов Мурсили II известно о связи между Аххиявой и Миллавандой. Но этот фрагмент текста сильно поврежден и одинаково возможна различная реконструкция текста. В тексте также упоминается какое-то судно, что позволило бы разрешить вопрос о том, находилась ли Аххиява в континентальной Греции. Также ученым известна табличка с  вопросами оракулу о причине болезни Мурсили, из которой следует, что к излечению царя хеттов были привлечены боги Аххиявы и бог Лацпы (отождествляется с Лесбосом) и жрецы интересовались тонкостями ритуала обращения к данным божествам.

3. Самым важным докуметом является т. н. «Письмо Тавагалавы» - послание хеттского царя царю Аххиявы. Имя царя хеттов неизвестно. Письмо написано, по-крайней мере, на трех табличках, из которых ученые располагают третьей и фрагментом первой или второй таблички.
Несмотря на сильно поврежденный текст, послание в общих чертах сводится к следующему: быший хеттский подданый высокого ранга Пиямараду совершал разбойничьи нападения в стране Лукка (возможно Ликии), часть которой являлась провинцией хеттской империи. Базой для нападения служил город Миллаванда, находившийся за пределами границ хеттов и, возможно, находившийся под влиянием царя Аххиявы. Цель письма заключалась в выдаче Пиямарады и прекращении беспорядков в Лукке.
Интерпретация текста осложняется упоминанием некого Тавагалавы, который, по-видимому, был родственником царя Аххиявы (по распространенному мнению) и жил в Миллаванде или где-то поблизости. Население Лукки вначале обратились за помощью к нему, но позже, когда город Аттаримма подвергся нападению (из-за сильного повреждения текста имя агрессора не ясно), лукканцы призвали на помощь царя хеттов. (О. Герни в данном контексте писал о Лукке, как о ничейной территории с неустановленной границей между хеттами и Аххиявой). Тавагалава, заняв часть территории Лукки, отправил хеттскому царю прошение о вассалитете. Царь, в свою очередь, направил своего сына принять клятву верности, на что Тавагалава обиделся, т.к ожидал самого царя.
После того, как хетты навели в Лукке порядок, царь хеттов получил послание от царя Аххиявы письмо, в котром тот сообщал о своем приказе Атпа (видимо, своему наместнику Миллаванды) выдать Пиямараду. Хеттский царь отправился в Миллаванду, но Пиямарада бежит  (не с помощью ли Тавагалавы?) на судне из города, что говорит о прибрежном расположении Миллаванды.
Остальная часть письма в основном посвящена доводам, адресованным царю Аххиявы о необходимости выдачи Пиямарады. Особый интерес представляет предложение царя хеттов о задержании своего посланца, доставившего это письмо, в качестве заложника, как гарантии безопасности Пиямараду, т. к. этот посланец «...тот слуга, который начиная с моей юности ездил со мной в колеснице и не только со мной, но также и с твоим братом и с Тавагалавой».
 
 Некоторые исследователи указывают на дружественный тон письма и на этом основании говорят о наличии ровных, взаимоуважительных отношений между державой хеттов и Аххиявой. Но так ли это? Не является ли письмо Тавагалавы свидетельством политической игры в регионе между двумя государствами?
а) Обращает на себя внимание попустительство аххиявских властей в отношении факта пребывания в якобы подконтрольном городе беглого хеттского чиновника высокого ранга, который не только нашел в нем прибежище, но и использовал как опорную базу для дестабилизации ситуации в приграничном регионе, де-факто служившего своего рода буферной зоной между хеттами и аххиявцами. Что могло явиться причиной подобного отношения?
 - Миллованда зависела от Аххиявы лишь юридически, но фактически ее правители проводили независимую политику. Возможно, в своем сепаратистском стремлении Тавагалава, как правитель Миллаванды, исходил из необходимости столкнуть лбами Аххияву и хеттов в Лукке, чтобы в процессе конфликта получить определенную степень независимости. К тому же, из псьма видно, что Тавагалава мнил себя равным царю хеттов, что подтверждает и сам царь хеттов, упоминая о том, что человек, которого он послал в качестве заложника в Аххияву (к дружественному соседу!) в качестве гаранта неприкосновенности Пиямарады (мятежника!) с юности учил искусству владения колесницей самого царя хеттов, брата царя Аххиявы и Тавагалаву. Т.е. факт контактов будущего царя хеттов, брата царя Аххиявы и правителя Миллованды можно трактовать, как наличие у хеттов почетного заложника из царской семьи Аххиявы с соответствующим к нему отношением, что может ковенно указать на факт отправки  ранее Суппилулиумой именно заложника. Присутствие при дворе хеттов Тавагалавы может свидетельствовать о том, что Миллованда была неподконтрольна Аххияве, иначе, зачем два заложника? Т.о Тавагалава, по статусу, ни чем не отличался от брата царя Аххиявы. Со времен юности хеттского царя, возможно, Миллованда попала под контроль Аххиявы, на что указывает наличие в городе аххиявского наместника, что не могло не вызвать сепаратистских настроений Тавагалавы, мнившего себя равным царям ведущих держав. Как добиться независимости?
- Пользуясь волнениями в нейтральной Лукке (не с его ли разрешения Пиямарада расшатывал ситуацию в регионе?), он занимает часть страны и обращается к хеттскому царю, как равному, за признанием. Версия исследователей о предполагаемой просьбе хеттам принять Миллованду под свое покровительство, на мой взгляд, спорна. Скорее, речь может идти о признании независимости Миллованды в качестве равноправного государства, но отказ царя хеттов лично встретиться с Тавагаловой и отправка сына, вероятно, для переговоров, говорит о нежелании хеттов портить отношения с Аххиявой. Важное значение имеет еще один фактор — личность Пиямарады.
- Почему царь хеттов отказавшись от личной встречи с Тавагалавой был готов специально прибыть в Миллованду для пленения Пиямарады? Почему Тавагалава оказывал ему свое покровительство и, вероятно, помог бежать из города, когда понял, что его усилия оказались бесплодными, не боясь гнева царя Аххиявы (или с его согласия?) и царя хеттов? Почему для выдачи Пиямарады понадобились гарантии его личной безопасности в лице близкого главным действующим лицам человека, знавшим их лично?
Можно предположить, что Пиямарада — представитель царской семьи хеттов, который проиграв борьбу за власть, был вынужден бежать в Миллованду, откуда с помощью сепаратистски настроенного Тавагалавы пытался через волнения в Лукке столкнуть интересы Аххиявы и хеттов, тем самым воспользовавшись будущим ослаблением сторон и продолжить борьбу за власть в империи хеттов. Т.е интересы Тавагалавы и Пиямарады в данном отношении совпали, но отказ царей Аххиявы и хеттов от конфронтации и признания Тавагалавы в качестве независимого правителя не позволил их планам осуществиться. После ввода хеттских войск в Лукку, Пиямарада, боясь выдачи хеттам, несмотря на гарантии безопасности, был вынужден бежать (не без помощи Тавагалавы) на Родос. Т.о статус -кво в регионе был восстановлен.

 (О. Герни считал, что утверждение Э. Форрера о том, что Тавагалава упоминается, как «эолийский царь», основывается на ошибочном понимании текста; для отождествления Тавагалавы с Этеоклом, сыном Андрея, царя Орхомена, не было никаких оснований, кроме небольшого сходства имен).

Вопрос об авторстве письма Тавагалавы связан с другими документами, в которых Пиямараду и Атпа упоминаются вместе. Речь идет о письме неизвестному хеттскому царю, отправленном Манапа-Даттой, правителем страны реки Сеха начиная с 4-го года царствования Мурсили II до какого-то времени, приходящегося на царствование Муваталли. Поэтому автором «письма Тавагалавы» может быть либо Мурсили, либо Муваталли.

(Пиямараду упоминается в одном фрагменте времен Хаттусили. Но этот фрагмент настолько мал, что остается неясным, современен  ли документу описанный эпизод с Пиямараду, или он упоминается в ней, как случившиеся ранее. Известно также письмо с сильно поврежденным текстом, в котором обсуждались различные спорные вопросы, возникшие между хеттами и Миллавандой (т.н письмо Милаваты). Здесь эпизод с Пиямараду упоминается, как нечто, произошедшее ранее)

4. Существует также письмо времен Хаттусили — ответ на просьбу выделить долю даров, присланных царем Аххиявы хеттскому царю. Другой фрагмент, относящийся к событиям, имеющим отношение к государственному перевороту Хаттусили, связывает имя Аххиявы с именем Урхи-Тешуба, но текст нарушен и восстановить связь невозможно.
5. В отрывке из договора Тудхалии IV и царя Аммуру упоминаются «цари, которые равны мне по рангу, царь Египта, царь Вавилона, царь Ассирии и царь Аххиявы». Слова «и царь Аххиявы» стерты, что видимо, говорит о последующем обострении отношений (вряд ли писец допустил подобную вольность самостоятельно). Далее в договоре дается инструкция для Аммуру, каким образом вести дела с этими державами (текст, где упоминается Аххиява, утрачен). Но контакт между Аммуру и Аххиявой, по видимому, выражался в предоставлении доступа к сирийскому побережью аххиявского судна. Т.о мы видим, что Аммуру подконтрольна хеттам, а Аххиява располагала выходом к морю и имела свой флот.
6. Другой фрагмент, взможно также относящийся к времени  Тудхалии IV, упоминает о царе Аххиявы в связи со страной реки Сеха и о том, что он «отступил», т.е говорит о присутствии войск Аххиявы в Малой Азии. Страна реки Сеха была отдаленной вассальной территорией хеттской империи. Ситуация схожа с той, которая описана в письме Тавагалавы, когда хетты были вынуждены оттестнить из страны агрессоров, как в случае с войсками Миллаванды в Лукке. Вряд ли этот факт свидетельствует о дружественных отношениях между Аххиявой и хеттами.
7. В обвинительном письме Арнуванды III восставшему вассалу Маддувате упоминается имя Аттарсии, которого описывают, как «человека из Аххайи». Первоначально Маддувата, спасаясь от Аттарсии, обратился за помощью к хеттскому царю Тудхалии IV, который выделил ему княжество в «горной стране Циппасла» вблизи границ хеттов. Аттарсия вновь напал на Мадддувату и Тудхалия IV был вынужден вооруженным путем вытеснять Аттарсию. Впоследствие, однако, Маддувата и Аттарсия, объединившись, напали на Аласию, которую Арнуванда считал своей территорией. То, что Аласия это Кипр (или часть Кипра) стало известно после обнаружения в 1961 году хеттского текста, в котором сообщалось о победе в морском бою над судами Аласии. Тем не менее, удивительно, что хетты, чья территория со всех сторон окружена сушей, претендовали на этот остров, как одно из своих владений, вступая в конфронтацию с Аххиявой.

На мой взгляд, именно упоминание о вторжении во внутренние районы Малой Азии может свидетольствовать против отождествления Аххиявы и Микенской Греции, иначе организация подобных походов потребовала бы усилий сродни тем, которые описаны Гомером в Илиаде. Вероятно, Аххиява находилась где-то на северо-западе Малой Азии и держала под контролем ее побережье вплоть до Миллаванды (Милета), что позволяло ей активно сдерживать морские амбиции хеттов (либо, предоставлять им свои суда в качестве наемного флота).
 
Т.о, с одной стороны, мы видим, совместные юные годы хеттского и аххиявского царевичей и безусловное уважение к религиозным обрядам другого народа, веру в силу других богов. С другой, борьбу за нейтральные территории, пограничные стычки, обмен заложниками и даже открытые вторжения на территорию империи хеттов. Безусловно, эти факты говорят о силе Аххиявы, не боявшейся бросить вызов мощному соседу и стремлении хеттских царей избегать масштабных конфликтов. Беглые хеттские «оппозиоционеры» находили прибежище в городах Аххиявы и, несмотря на требования хеттов, не выдавались, даже под гарантии безопасности. Хотя подобные стычки начались в царстовование Мурсили, официально отношения с Аххиявой оставались дружественными (внешне) до времен Хаттусили. Несомненно, Аххиява была могущественной страной, чьи суда достигали берегов Аммуру, вторгались во внутренние районы Малой Азии, тревожа пределы империи хеттов в Лукке, стране реки Сеха, Циппасле и Аласии. Но эти сведения мало могут помочь в локализации самой Аххиявы.


Рецензии