Ч. 11 Ледяной капкан

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2018/11/03/1196

На моряков было страшно смотреть: обмороженные обросшие лица, глубоко запавшие глаза, все простужены, кашляли. Делонг обморозил ноги и не мог идти, его тащили на нартах. Три дня они продвигались вдоль побережья острова, пытаясь добраться до чистой воды.
 
Когда удавалось найти воду в промежутках дрейфующих ледяных полей, то гребли, но в основном, тащили шлюпки по льду. Штурман, немного видевший одним глазом, определял местонахождение и отмечал пройденный путь. Тринадцать миль волокли по льду они свои шлюпки, но на чистую воду так и не вышли.

7-го сентября температура была ниже нуля, однако моряков ожидал сюрприз: ледяное поле разошлось, и появился проход. Наконец-то вышли из дрейфующего льда. Делонг приказал взять курс на Столбовой остров.

Шлюпка лейтенанта Мелвилла дала течь. Пришлось его команде причаливать к ледяному полю и вытаскивать шлюпку на лёд. Ночевали на ледяном поле, все окоченели. Днём пошёл дождь со снегом, промокли.

Другие шлюпки потеряли из виду, но на этот случай Делонг всем командирам гребных судов сообщил о рандеву.

После шести часов непрерывной гребли с обмороженными руками увидели на горизонте остров Семёновский, последний из островов Новосибирского архипелага. Сгустился туман, других шлюпок не было видно. Пришлось снова ночевать на льду.

10 сентября после изнурительной гребли все шлюпки собрались у крошечного острова Семёновский. Ни у кого не было сил. Индейцы подстрелили самку оленя, которую разделали и поджарили на костре из собранного плавника. Съели всё, кроме костей, включая внутренности.

Делонг громко прочитал главу из Библии, провёл церковную службу, считая, что это воодушевит экипаж.

Чай кипятили на спиртовой плитке. После обеда Делонг проверил людей и окончательно распределил всех по шлюпкам. В его катере было четырнадцать человек, в шлюпке лейтенанта Чиппа – 8 человек, и в вельботе лейтенанта Мелвилла – 11 человек.
 
По команде Делонга после отдыха на острове отправились дальше. С вельбота Мелвилла видели, что на катере Делонга поставили парус. Мелвилл тоже приказал поставить парус, но подул сильный ветер, взяли два рифа, а потом парус вообще пришлось убрать, вельбот опасно кренило.
 
Катер командира исчез из видимости. Примерно в миле от вельбота заметили шлюпку лейтенанта Чиппа. Шторм становился всё сильнее. Мелвилл кричал и махал руками Чиппу, чтобы его шлюпка подошла к ним ближе.

Однако ветер относил его крик, и, видимо, на шлюпке не понимали, в чём дело. Волны были огромными, всё время откачивали из вельбота воду. Вдруг один из матросов закричал, показывая рукой в сторону, где находился Чипп со своими людьми.

Мелвилл увидел, что шлюпка лейтенанта Чиппа перевернулась. Все погибли. Гибель товарищей потрясла моряков.

Двое суток без сна под командой Мелвилла они боролись с волнами и ветром. Льдинки, летевшие в воздухе, как ножи, ранили лица.

Но они упорно продолжали грести. Ещё через двое суток увидели землю. Мелвилл по карте определил, что, наконец, они вышли к устью реки Лены. Моряки до предела были измучены голодом, жаждой и морозом.

Когда вошли в устье реки, то сразу стали зачерпывать и пить воду. Она была грязная, но они не обращали на это внимание и жадно глотали ледяную мутную жидкость. Из карты следовало, что подошли к мысу Баркин.
 
Выйти на берег было невозможно: лёд и болота. С огромным трудом нашли место для высадки. Ходить уже не могли, выползли на берег. Опухшие, обмороженные, все в ранах, ноги их не держали. Собрали плавник и разожгли костёр.

Съели скудный дневной рацион и снова заползли в вельбот. На карте Петерманна было показано много населённых пунктов. Это добавило энтузиазма. Они гребли против течения, окончательно выбиваясь из сил, а на берегу не было видно никаких признаков жилья.

Хорошо, что Петерманн не мог слышать проклятий в свой адрес, какими его щедро награждали моряки. Наткнулись только на две давным-давно заброшенные хижины, но не увидели ни одной деревни.

Четверо суток гребли против течения навстречу льдинам из молодого льда, которые несла могучая река. Эта адова работа окончательно добила людей.

Вокруг расстилалась унылая тундра. Еды почти не осталось. Я прочитал о богатстве заповедника в устье Лены, но всей той многочисленной живности, о которой сообщается, американцы не увидели.

На пятые сутки в середине дня разглядели трёх аборигенов на каяках. Стали кричать, махать им руками, но те испугались и боялись приблизиться.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/11/05/1607 


Рецензии
Страшная картина, голодные, холодные, обмороженные, а все еще продвигались таща с собой тяжелые лодки. Ну а местные жители, вероятно испугались, незваных гостей, кому приятно, сидишь пьешь чай и вдруг вламываются какие-то дикари!
С уважением
Искандар

Заметки Географа   07.11.2018 17:49     Заявить о нарушении
Конечно, местных жителей можно понять.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   07.11.2018 19:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.