Что мы празднуем 4 ноября?

                ***

Сегодня один знакомый мне написал: поздравляю с днем народного единства. Я ему в ответ: таких праздников не воспринимаю. День Казанской иконы Божьей Матери - это понятно. Изгнали поляков 406 лет назад - тоже. А вот народное единство - расплывчато, как пупырчатая жаба в утреннем тумане. Я понимаю, что изначально идея ввести этот праздник в 2000е была хотя бы частично связана с событиями 1612 года: 22 октября (1 ноября) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, польский гарнизон отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Божией Матери. 23 октября (2 ноября) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день 24 октября (3 ноября) гарнизон сдался. Прекрасно! Но не менее очевидно, что у российской политической элиты была при этом и другая идея: найти ноябрьскую замену празднованию 7 ноября годовщин Октябрьской революции. Учитывая мировоззренческий хаос постсоветской России, вместо того, чтобы подчеркнуть православный (Казанская икона) и патриотический (изгнание поляков) характер праздника, решили сделать акцент на аморфном и анемичном «народном единстве».
Что мы имеем в результате? Накануне первого празднования Дня народного единства в 46 регионах страны был проведён социологический опрос. 33 % респондентов считали, что 4 ноября в России отмечается День согласия и примирения, 8 % собирались праздновать День народного единства, а 5 % - «День освобождения от польско-литовских интервентов». Тот же опрос показал, что большинство россиян (63 %) отрицательно отнеслись к отмене 7 ноября.  Напомню, что днем согласия и примирения в ельцинской России с 1996 года было принято называть день 7 ноября. Как видим, название праздника 4 ноября явно унаследовано от «дня согласия и примирения» - «согласие и примирение» суть такая же безжизненная абстракция как нынешнее «народное единство». Вот День Победы 9 мая, - мы все понимаем: мы победили немцев в самой кровавой войне в истории людей на планете Земля. Так же и 4 ноября можно было бы представить как День Победы над поляками, когда, казалось, русского государства уже нет, политическая элита словно исчезла или предала народ, и вот люди, православные русские люди, сами объединяются во имя Веры и Руси, и по молитвам Богу и Его Матери, им была дана доблесть изгнать оккупантов и восстановить страну. Но нет, - все растворяется в народном единстве без четкого содержания. В этом смысле, 4 ноября вырождается в такой же непонятный праздник, как день России 12 июня, когда произошло только то, что ничего не произошло.
Интересно, что в исследовании 2009 года на вопрос «Что за праздник отмечается в России 4 ноября?» более 30 % опрошенных затруднились с ответом. 45 % ответили, что будут отмечать День народного единства, а 6 % сказали, что 4 ноября — это день Казанской иконы Божией Матери. Чуть более 10 % населения считают, что в ноябре страна отмечает годовщину Октябрьской революции. 6% - это и есть количество более-менее православных. Почти треть затруднившихся – очень симптоматично, поскольку и правда перед людьми не сформулировано ясно, что именно мы отмечаем. 45% собравшихся отмечать «праздник народного единства» вызывают мое недоумение: а как именно они будут отмечать этот день? Какое событие? Вот 7 ноября, несмотря на мое отрицательное отношение к большевизму – произошло некое событие, положившее начало эпохе коммунизма в 20 веке. А тут – ведь все начинается с названия, - а когда название такое расплывчатое, то и праздновать оказывается нечего.. В среднем, согласно результатам опросов ВЦИОМ, проводившихся в течение ряда лет, около 43 % жителей России не помнят или не знают названия праздника, отмечаемого 4 ноября. Кроме того, лишь 12 % опрошенных знают его точное название (https://www.kommersant.ru/doc/3458851). Что тут еще комментировать? Если из праздника явным убрана православная и патриотическая идея, то какой праздник остается? Правильно, никакой. Вам еще и возразят, что у нас многонациональная и многоконфессиональная страна, и потому нельзя в общегосударственные праздники выносить идею чего-то русского и православного. Ну да, 80% населения России русские и почти столько же крещены в православной церкви – а вот государство Россия не может отмечать праздник для русских и православных! Тогда и Рождество не может быть государственным праздником – у нас вот мусульмане и буддисты есть. Однако Рождество официально празднуется даже в толерантной и политкорректной Европе. Я понимаю, что русский патриотизм и православность – не самые популярные идеи в современной России, и эти идеи чужды большинству нынешней элиты, для которых скорее интереснее остатки советскости в сочетании с идеей «эффективного менеджмента». Но если мы хотим продолжать жить на русской земле, которую защищали Минин и Пожарский 4 века назад, то идея упования на Бога и молитвы Его Матери, идея защиты Руси, - должна быть увековечена, и праздник 4 ноября тут как нельзя кстати..


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.